Формы и инструменты государственного кредита
Государственный кредит функционирует в формах государственных займов и государственных гарантий. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации облигаций и других видов государственных ценных бумаг. Когда государство выступает в роли гаранта под кредиты, правительство реально несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, т.е. погашает заем, выпушенный нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему. Формами государственных гарантий являются: бюджетные ссуды; товарные кредиты; льготные кредиты; инвестиционный налоговый кредит как отсрочка налогового платежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных законом. 15 Государственный долг, его содержание и основные формы Под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Можно уловить тесную взаимосвязь между понятиями государственный долг и дефицит бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризуетдолг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Государственный долг можно классифицировать как капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде. Способы управления госдолгом Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Такие мероприятия следующие: 1.Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. 2.Конверсия займов - изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д. 3.Консолидация госдолга - изменение условий займов, связанное с их сроками - увеличение либо уменьшение срока действия государственных ценных бумаг, т.е. перенос даты их погашения. 4.Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обменивается на облигации нового займа. 5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. 6. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. 7. Аннулирование госдолга - полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Данный метод является крайней мерой. 8.Секъюритизация - превращает обычные обязательства должника к кредитору в ценные бумаги, она дает этим обязательствам повышенную оборотоспособность, помещает их в готовую инфраструктуру фондового рынка и в конечном итоге делает финансовые отношения более мобильными. 9. Новация предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию). Содержание, значение финансовой политики гос-ва и соц-экон условия, влияющ на приоритетность ее выбора Финансовая политика отражает совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов. Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений. Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: Ø учет действия объективных экономических законов; Ø необходимость финансовой поддержки ускорения рыночных реформ и макроэкономической стабилизации; Ø определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения; Ø обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (через определение основных пропорций распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, темпов развития приоритетных отраслей и направлений, степени социальной защиты населения); Ø концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития; Ø сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики; Ø уменьшение дефицита государственного бюджета и его финансирование на основе государственных ценных бумаг; Ø ускорение процесса приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики. 18Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направлен процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса. Финансовая политика исходит из интересов различных представителей общества: центральных и местных органов власти, отраслей, предприятий, организаций и населения. 19.Сущность и значение финансового контроля Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами. Финансовый контроль - элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций. Цель финансового контроля - рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение хозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансо-контроля - проверка неукоснительного выполнения законодательств, а по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения Финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой служив й банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (893)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |