Вопрос 17 Онтогенез. Периодизация онтогенеза
ОНТОГЕНЕЗ- процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти). Период онтогенеза от оплодотворения яйцеклетки до выхода молодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым, или эмбриональным, развитием (эмбриогенез); после рождения начинается постэмбриональный период. Эмбриогенез человека делят на периоды, каждый из к-рых характеризуется определенными особенностями. В мед. практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 нед. развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9 нед., т. е. с момента образования зачатков органов,— плодом. Постэмбриональный период человека делят на возрастные периоды. В животном мире наиболее распространены три типа онтогенеза — личиночный, неличиночный и внутриутробный. При первом из них развитие организма происходит с метаморфозом, при втором формирование зародыша происходит в яйце, при последнем — внутри материнского организма. Развитие человека – непрерывный процесс, протекающий в течение всей его жизни. С момента рождения и до смерти в организме протекает ряд последовательных закономерных морфологических, биохимических и физиологических изменений, в связи с чем различают определенные временные отрезки или периоды. Границы, отделяющие один возраст от другого в определенной степени условны, но в тоже время для каждого возраста характерны присущие только ему черты строения и функционирования. В качестве критериев, на основании которых выделяют эти периоды, были предложены: масса тела, окостенение скелета, прорезывание зубов, мышечная сила, степень полового созревания и др. Среди предложенных классификаций периодов роста и развития, их возрастных границ наибольшее распространение получила схема возрастной периодизации, рекомендованная Институтом физиологии детей и подростков в 1965 году. Она включает 12 возрастных периодов: - новорожденные – 0–10 дней; - грудной возраст – 10 дней – 1 год ; - раннее детство – 1–3 года; - первое детство – 4–7 лет; - второе детство – 8–11 лет девочки, 8–12 лет мальчики; - подростковый возраст – 12–15 лет девочки, 13–16 лет мальчики; - юношеский возраст – 16–20 лет девушки, 17–21 год юноши; - первый зрелый возраст – 21–35 женщины, 22–35 лет мужчины; - второй зрелый возраст – 36–55 лет женщины, 36–60 лет мужчины; - пожилой возраст – 56–74 года женщины, 61–74 года мужчины; - старческий возраст – 75–90 лет; - долгожители – свыше 90 лет.
Что же характерно для каждого возрастного периода? Период новорожденности. В этот период ребенок вскармливается водянистой жидкостью, выделяющейся из молочных желез матери (молозивом). Большую часть суток проводит в состоянии сна. Грудной возраст. Ребенок питается уже «зрелым» молоком. В этот период происходит наиболее интенсивный рост по сравнению Раннее детство. Заканчивается прорезывание молочных зубов. Происходит перестройка и усложнение микроструктуры головного мозга, ребенок начинает говорить, усложняется его поведение. Первое детство. Происходит увеличение скорости роста, которое называют первым ростовым скачком. С 6 лет появляются первые постоянные зубы. Обычно с 5 лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок становится «правшой» или «левшой». Второе детство. Начинают функционировать половые железы, вследствие повышенной секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела, появляются вторичные половые признаки. Увеличиваются темпы роста, девочки обгоняют в росте и развитии мальчиков. Подростковый период. В основном заканчивается половое созревание. Наблюдается выраженное ускорение роста – это второй или «пубертатный» скачок, особенно характерен для мальчиков, они догоняют и обгоняют девочек по длине и массе тела. У мальчиков интенсивно развивается мышечная система. Основные морфологические Юношеский период. В основном заканчивается окостенение скелета и соответственно роста организма. Организм полностью сформирован, все его параметры достигают окончательной величины. Следует помнить, что у детей не всегда календарный (паспортный) возраст соответствует их биологическому возрасту, так как возможны ускорение и задержка биологического развития. Такая динамика биологического возраста может быть генетически запрограммированной или определяться внешними воздействиями (см. 2.5. Закономерности роста и развития детского организма). Возрастную периодизацию необходимо учитывать педагогам Дополнительно смотри методичку СТРАНИЦА 109, 119.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1651)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |