Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Проектирование технологии диагностичного целеполагания



2015-11-23 1146 Обсуждений (0)
III. Проектирование технологии диагностичного целеполагания 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. В соответствии с этим первоочередное значение придается постановке целей и их максимальному уточнению, формулировке учебных целей с ориентацией на достижение результатов.

Из многих высказываний приведем определение В.П. Беспалько который считает, что цель задании диагностично, если используемые понятия удовлетворяют следующим требованиям:

- определение и их признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявлением (т.е. с тем, что оно обозначает);

- проявления и факторы, обозначаемые понятием, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению;

- результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки. Следовательно, для диагностичной (Д) постановки любой цели требуется, чтобы она была точно описана (О), поддавалась измерению (Из) и чтобы существовала шкала ее оценки (Оц). Отсюда получается формула диагностичности: Д=О+Из+Оц

Невозможность выполнить хотя бы одну операцию из формулы диагностичности делает цель диагностичной.

Например, часто мастера производственного обучения по профессии стропальщик формулируют цель обучения так: «научить учащихся личной безопасности при строповке и подъема груза»

С позиций диагностичного целеполагания цели должны учитывать параметры результатов самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Например: «научить учащихся безопасности при строповке и подъеме груза на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки груза».

В этом случае будет проще измерить результаты урока, а также и более объективно оценить индивидуальные результаты учащихся.

В формулировке целей и задач выделяют следующие моменты:

- каким образом воздействовать и какие условия обеспечивать для учащихся (характеристика создаваемых образовательных условий);

- какие способности и возможности следует формировать у учащихся (характеристики внутренних параметров – способностей и возможностей учащихся);

- каких результатов будут способны достичь учащиеся в образовательном процессе (характеристика итогов образовательного процесса).

Преподаватель непосредственно работает с содержанием предмета и его разделов, уточняет общие образовательные цели, проектирует и организует учебный процесс, поэтому его проектировочная деятельность связана с конкретизацией целей на уровне определенного учебного предмета, раздела, темы или учебного занятия.

Существуют различные подходы к формулированию и конкретизации целей.

1. Определение целей через изучаемое содержание. Например, изучить правила ТБ во время поднятия груза или через прямое обращение к разделу учебника – изучить содержание параграфа «Технические характеристики грузоподъемных кранов».

2. Определение целей через деятельность преподавателя. Например, «Ознакомить учащихся с принципом работы грузовой лебедки» или продемонстрировать учащимся приемы обвязки груза кольцевым стропом.

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и других параметров развития ученика. Например, «сформировать у учащихся умение сравнивать влияние вылета стрелы на грузоподъемность стрелового крана» или «сформировать умение самостоятельно анализаровать причины возникновения дефектов производственной тары».

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например, «Цель урока – расчет натяжения стропа» или «выполнение упражнений по знаковой сигнализации, применяемой при перемещении грузов кранами».

Учеными Научно – исследовательского института профтехпедагогики (Казань) еще в 1980-е гг. были сформулированы для преподавателей рекомендации по конкретизации целей урока – обучающих, воспитывающих, развивающих.

Цели обучения:

- сформировать (продолжить формирование), закрепить новое понятие (профессиональные знания, умения, навыки, политехнические знания и умения) на уровне....;

- обеспечить усвоение (повторение, закрепление) учащимися понятий (закона, признаков, свойств, особенностей, идей, проблем, способов деятельности);

- обучить новому способу действия.....

- устранить пробелы в знаниях (каких?).......умениях, навыках;

- обобщить и систематизировать знания о ....... (или по конкретной теме);

- отработать навыки, умения (какие?).......;

- закрепить известные способы действия (какие?).......;

- сформировать у учащихся: представления о ....;

- обучить учащихся: выполнять задания по образцу;

переносить знания (какие?) в новую ситуацию;

- научить учащихся оценивать с точки зрения характеристики производственного (технологического) процесса изготовления того или иного изделия;

- проконтролировать усвоение.....;

- подвести учащихся к выводу......;

- добиться усвоения........;

- научить учащихся самостоятельно давать оценку, разбираться;

- научить учащихся делать выводы.

Цели воспитания:

- воспитание патриотизма: сообщение знаний по истории отечественной науки, техники и технологии;

Информации о современных отечественных новинках, открытиях и изобретениях, связанных с изучаемым предметом; воспитание чувства гордости за людей, достигших больших успехов в изобретательской и рационализаторской деятельности, в овладении своей профессией; формирование интереса к развитию отечественной промышленной и производственной культуры; воспитание бережного отношения к окружающей среде и др.;

- воспитание интернационализма: формирование интереса к зарубежной науке и технологии, воспитание уважения к зарубежным ученым и специалистам; формирование интереса к зарубежной, промышленной, производственной и экологической культуре и др.

- воспитание коллективизма: формирование мотивов и привычек оказывать товарищам помощь в учебе и труде; формирование ответственности перед товарищами; развитие требовательности к себе и членам коллектива; формирование чувства ответственности, гордости за свой коллектив и др.;

- воспитание гуманности: воспитание доброты, заботливого отношения к окружающим людям, уважение к старшим и др.;

- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду: формирование потребности в труде, ориентация учащихся на приобретаемую в училище профессию как востребованную на производстве и необходимую самой личности; воспитание интереса к профессии; воспитание уважения к правам и интересам людей смежных профессий; воспитание привычки своевременного выполнения выданного задания; формирование стремления к высокому качеству результатов труда и др.

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, учению: формирование познавательной потребности; воспитание ценностного отношения к знаниям как необходимым для освоения профессии; формирование стремления к глубокому изучению содержания дисциплины профтехцикла; формирование умения ставить цели учебной деятельности и стремления добиваться их и др.

- воспитание дисциплинированности: воспитание ответственности за свою учебу и труд; формирование привычки быстро и точно исполнять правила техники безопасности, промсанитарии, нравственные нормы профессиональной этики; формирование сознательного отношения к нормам и требованиям техники безопасности, технологической дисциплины и др.;

- воспитание эстетических взглядов: формирование интереса к промышленной эстетике; воспитание стремления к творчеству, новаторству; формирование интереса и понимания научных и технических решений и др.

Цели развития:

- развитие аналитического мышления: формирование умения выделять существенные признаки и свойства; развитие умения устанавливать связи и отношения между явлениями действительности и др.;

- развитие синтезирующего мышления: развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого; умения составлять план изучаемого материала; умения разбираться в принципе работы какого-либо устройства и др.;

- развитие аналитико-синтезирующего мышления: развитие умений учащихся производить классификацию фактов, делать обобщенные выводы; формирование умения сочетать анализ, синтез и др.;

- развитие умений сравнивать: формирование и развитие умения устанавливать сходства и различия предметов и явлений, определять в сравниваемых объектах или явлениях различное или сходное и др.;

- развитие способностей к умозаключениям: развитие способностей делать индуктивные (дедуктивные) умозаключения, умозаключения по аналогии и др.;

- развитие умения абстрагироваться, способности обобщения и конкретизации: развитие умения выделять общие и существенные признаки, связи и отношения, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, делить изучаемый материал на разделы, сжато излагать прочитанный текст, применять знания на практике и др.

- развитие познавательных умений: формирование умения воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, измерять и др.; развитие умений частично – поисковой познавательной деятельности; частичная постановка учебной проблемы, выдвижение гипотез и их решение и др.

Эти формулировки не представляют собой определенной системы, но помогают подобрать необходимые выражения для конкретизации целей.

Технологический подход ориентируется на способ постановки целей, в которых отражены результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые легко опознать.

Эта идея сталкивается со значительными трудностями. Возникают вопросы: каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как добиться однозначного перевода?

Эти вопросы решаются двумя основными способами.

1). При помощи построения четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия); такие системы получили название педагогических таксономий;

2). Путем создания максимально ясного конкретного языка для описания целей обучения, на который преподаватель может перевести недостаточно ясные формулировки.

Само понятие «таксономия» заимствовано из биологии. Оно обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности.

В 1950-е гг. в США коллективом ученых под руководством Б.Блюма была разработана таксономия целей обучения, которая содержит описание целей для познавательной (когнитивной) и эмоциональной (эффективной) сферы.

 

Контрольные вопросы.

1. Какими характеристиками должны обладать диагностично поставленные цели?

2. Каким требованиям должны отвечать цели обучения?

3. Что дает преподавателю знание таксономии учебных целей Б.Блюма?

4. Почему технологический подход требует диагностичного формулирования целей обучения?

 

 



2015-11-23 1146 Обсуждений (0)
III. Проектирование технологии диагностичного целеполагания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Проектирование технологии диагностичного целеполагания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)