Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V. Проектирование технологии программированного обучения



2015-11-23 1032 Обсуждений (0)
V. Проектирование технологии программированного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Программированное обучение – это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как обучающихся, так и педагога или заменяющего его обучающего устройства (программированного учебника, кинотренажера и д.р.). Программированный учебный материал – серия сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, шагов, файлов), преподаваемых в определенной логической последовательности.

В основу научения положена формула

стимул реакция продукт.

Отсюда были сформулированы три закона научения, которые нашли свое проиложение в технологии программированного обучения.

1. Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворенности, то прочность связи нарастает, и наоборот. Это значит, что в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций, связанных с познанием нового.

2. Закон упражнений: чем чаще проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее. Следовательно необходимо повторять учебный материал несколько раз.

3. Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы человека в его индивидуальном, специфическом состоянии. Таким образом, процесс обучения должен учитывать индивидуальные особенности обучающегося, например скорость усвоения учебного материала [4].

В основу технологии программированного обучения Б. Скиннером положены два требования:

1) Уйти от контроля за результатами обучения и перейти к самоконтролю;

2) Перевести систему обучения на самообучение обучающихся.

Исходя из этих законов и требований были сформулированы принципы построения обучающих программ:

- информативность – ученику должна быть сообщена новая информация, так как без этого вообще нет никакого обучения;

- дозирование учебного материала – учебная информация подается не сплошным потоком, а отдельными, небольшими дозами – кадрами;

- шаговый технологический процесс – раскрытие и подача учебного материала осуществляется поэтапно;

- операциональность – должна присутствовать активная деятельность обучающихся, связанная с преобразованием полученной информации;

- обратная связь – должна существовать регулярная коррекция действий обучающихся;

- индивидуальный темп и управление обучением – каждый обучающийся осваивает учебную программу в свойственному ему темпе усвоения материала;

- использование технических средств обучения – часть функций педагога целесообразно передать техническим устройством для повышения эффективности управления учебным процессом.

Из этих принципов вытекает структура шага обучающей программы (рисунок 1).

 

Информационный кадр   Операционный кадр   Кадр обратной связи   Контрольный кадр

 

Рисунок 1. Структура шага обучающей программы

Информационный кадр (ИК) – небольшая (не более 2 – 3 фраз) доза учебной информации.

Операционный кадр (ОК) – задание на преобразование информации (задача, вопрос).

Кадр обратной связи (ОС) – коррекция возможных ошибок обучающегося при выполнении преобразования информации.

Контрольный кадр (КК) – контрольный тест на понимание и усвоение учебной информации.

Шаг обучающей программы включает в себя все четыре кадра обучающей программы:

ИК + ОК + ОС + КК. Любая программа состоит из нескольких шагов.

Различают три основных вида обучающих программы:

- линейная;

- разветвленная;

- смешанная.

Линейная программа (автор – В.Скиннер):

ИК11 ОК11 ОС11 ОК12 ОС12 ИК21 ОК21 ОС21.

Достоинство линейных программ – простота создания, доступность исполнения.

Недостатки – мелкое дробление учебного материала, обязательное выполнение кадров программы, отсутствие возврата программы.

Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение до 95% учебного материала, но требуют больших затрат труда и времени на обучение.

Линейная программа, в понимании Б. Скиннера, характеризуется следующими особенностями:

1. Дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые обучающиеся преодолевают относительно легко, «шаг за шагом».

2. Вопросы или задания, содержащиеся в рамках отдельной программы, не могут быть очень трудными, с тем, чтобы обучающиеся не потеряли интереса к работе.

3. Обучающиеся сами дают ответы на вопросы и восполняют пробелы в знаниях, привлекая для этого необходимую информацию.

4. В ходе обучения обучающиеся проходят по очереди все шаги программы, но каждый делает это в удобном ему темпе.

5. Число указаний в начале программы, облегчающих получение ответа, постепенно уменьшается.

6. Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких шагах программы [4].

Разветвленная программа (автор – Н. Краудер).

Кадры построены по избирательному принципу, т.е. ученик должен выбрать один из предложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа программа разветвляется [2]:

 

 


ИК1 ОК11 ОС11 ...ОК15 ...ИК2...

 

 


Достоинства: относительно крупное дробление учебного материала, необязательное выполнение всех кадров, возможность возврата к пройденным кадром, дифференциация продвижения обучающегося по программе в зависимости от степени выполнения программы.

Недостаток: сложность создания.

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбрать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям, гипертекстам и т.п. [1].

Смешанные (комбинированные) программы представляют различные сочетания линейных, разветвленных и адаптивных программ.

Существуют разные оценки этого вида педагогической технологии.

Рассмотрим три из них.

1. Программированное обучение реализуется со времен Я.А. Коменского: разделение учебного материала на разделы, темы, параграфы и прочее есть не что иное, как программированное обучение.

2. Программированное обучение является системой научной организации труда педагогов и обучающихся и педагогической системой призванной заменить традиционное обучение..

3. Программированное обучение – это кибернетическая дидактика, новый метод обучения, особый вид самостоятельной работы.

Как разновидность программированного возникают блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, представляющей обучающимся возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач.

Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, обеспечивающие усвоение определенной учебной темы: информационный – тестово – информационный (проверка усвоенного) – коррекционно – информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение) – проблемный (решение задач на основе полученных знаний) – блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы предполагает повторение данной последовательности.

Модульное обучение обычно рассматривается как усвоение учебного материала или процедур в виде законченных единиц. Сущность его заключается в том, что обучающийся самостоятельно или под руководством педагога работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой. Функции педагога работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой. Функции педагога варьируются от информационно – контролирующей до консультационной. Используется в профессиональном обучении.

Модульная технология обучения – это дидактическая система, представляющая собой совокупность форм и способов организации и управления учебным процессом с высоким уровнем самостоятельности обучающихся на основе планомерно-поэтапного освоения функциональных единиц профессиональной деятельности.

К преимуществам данной технологии обучения относятся:

- обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между модулями;

- системный подход к построению курса и определению его содержания.

- эффективный контроль за усвоением знаний обучающихся

- гибкость структуры модульного построения курса

- выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

- быстрая дифференциация обучающихся, различаются усредненные группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый студент курса;

- резко упрощается отбор кандидатов в аспиранты, исключается продолжение не очень способных, но активных студентов;

- при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.

Модульная технология обучения осуществляется на основе как общих, так и специфических принципов, реализующих цели, содержание и методику организации модульного обучения. К ним относятся:

1. Принцип модульности, определяющий модульный подход. К обучению, выражающейся через содержания, организационные формы и методы обучения. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

2. Принцип осознанной перспективы, подразумевающий понимание и осознание целей обучения, которые выступают в качестве значимых результатов, так как осознание деятельности формирует положительную мотивацию учения, развивает познавательные интересы. В качестве значимых результатов выступают конкретные трудовые операции, приемы и действия определенной профессиональной деятельности, вследствие чего обучающийся получает представление о своей будущей профессии.

3. Принцип разносторонности консультирования, требующий профессионализма в организации познавательной деятельности преподавателя. В модулях должны предлагаться различные методы и пути изложения и усвоения содержания обучения, которые педагог и обучающийся могут выбирать свободно либо конструировать самостоятельно

4. Принцип динамичности, обеспечивающий свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа. При этом модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми.

5. Принцип гибкости, вариативности в модульном построении учебного процесса, позволяющий реагировать на изменение требований производства путем изменения набора учебных элементов, структуры и последовательности изучения модулей.

6. Принцип паритетности в обучении, предполагающий субъективные отношения, определяющие условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения и обеспечивающие возможность самостоятельного уровня.

Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов, далее организуются обучение, проверка – текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка – обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

 

Контрольные вопросы.

1. Перечислите принципы программированного обучения. Что отличает их от традиционных принципов обучения?

2. Какое психологическое направление лежит в основе технологии программированного обучения?

3. Какова структура обучающей программы?

 

 




2015-11-23 1032 Обсуждений (0)
V. Проектирование технологии программированного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V. Проектирование технологии программированного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1032)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)