II. Классификация педагогических технологий
Стремление оптимизировать учебно-воспитательный процесс, осмысление сущности педагогических технологий, новый взгляд на существующие педагогические системы привели к тому, что в настоящее время можно перечислить более сотни различных обучающих, воспитательных, образовательных, педагогических технологий. Распределить объекты по классам, объединенным в систему и различающихся по определенным признакам, позволяет такая логическая операция, как классификация. Классификация – это многоступенчатое деление. Каждый из элементов, полученный в процессе этой операции, становится предметом дальнейшего деления. В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий В.П. Беспалько, В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Его классификация представлена на рис. 1. Рассмотрим краткое описание классификационных групп по Г.К. Селевко. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодологические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. По ведущему фактору психологического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой – либо из них, считать его основным.
Продолжение схемы 1.
Рис. 1 классификация педагогических технологий Г.К. Селевко: ЗУН – знания, умения, навыки; СУД – способы умственных действий; СУМ – самоуправляющие механизмы; СЭН – сфера эстетических и нравственных отношений; СДП – действенно- практическая сфера; ГСО – групповые способы обучения.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейтролингвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально художественные и эмоционально – нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические развитие творческих способностей и прикладные (формирование действенно практической сферы – СДП). По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально – ориентированные, гуманитарные и техно-кратические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии. В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играет для них роль катализаторов, называют проникающими. По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогическое, коммуникативное, игровые, творческие и др.
Контрольные вопросы. 1. С какой целью классифицируются педагогические технологии? 2. Какие основания для классификаций предложил Г.К. Селевко? 3. Какие педагогические технологии выделяются по ведущему методу? 4. Как представлены в педагогических технологиях философские и психологические теории?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1864)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |