Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы возрастной периодизации



2015-11-23 1942 Обсуждений (0)
Проблемы возрастной периодизации 0.00 из 5.00 0 оценок




ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТА

Возраст оказывает на личность человека огромное влияние. Нельзя сравнивать 30- и 50-летнего пациента ни по физическим, ни по психологическим, ни по социальным параметрам. Невозможно одинаково лечить 15-летних подростков и 25 -летних взрослых людей, хотя при небольшом возрастном различии возможно несовпадение физиологического и психологического возраста. Мальчик, который с 12 лет подрабатывает не «на пиво», а для того, чтобы кормить семью с мамой-инвалидом и младшими сестрами, психологически взрослее 25-летнего студента дневного отделения вуза, обеспечением которого занимаются родители. Строя свои взаимоотношения с пациентами, врач должен опираться на знания о возрастных особенностях развития личности и учитывать их при установлении контакта, построении беседы, прогнозировании поведения пациента и обучении тому, как проводить лечебные и профилактические процедуры.

Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Психология развития (возрастная психология) - раздел психологической науки, объектом исследования которой является развивающийся от рождения (а в последнее время от зачатия) до смерти человек. Предметом изучения являются закономерности психического развития в онтогенезе, динамика психических процессов и свойств личности на различных стадиях жизненного цикла. Психологи ищут ответы на вопросы: в чем проявляются общевозрастные особенности и закономерности развития, а где место индивидуальным? За счет чего происходит развитие? Какие силы заставляют психику усложняться, обеспечивая человека новыми возможностями? Где границы этих возможностей? Как происходит процесс развития и каким образом можно на него повлиять? Какие условия способствуют, а какие препятствуют процессам развития, взросления, старения?

Первая книга, положившая начало научному изучению души ребенка, написана врачом Тидеманом в конце XVIII века (1787). В XIX веке появляются книги Пассевица, Сгизмунда, Лебиша, Альтмиллера, Сикорского, Преейера. Этюд Ч. Дарвина «Биографическое развитие младенца» и его теория происхождения видов послужили основой для биогенетического подхода в психологии развития.

Период расцвета возрастной психологии как психологии детства приходится на XX век. Стали классикой бихевиоризм и эмпиризм, психоанализ, генетическая теория развития интеллекта Пиаже, культурно-историческая концепция Выготского. Интерес к другому полюсу изменений психики человека - к старости - возник гораздо позже. А развитию в зрелости долгое время вообще не уделялось внимания. Только в последние годы объектом исследований психологов становится изменяющийся, взрослеющей человек на всем его жизненном пути.

Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастных периодов развития человека (см. табл. 5).

Известно, что подобного рода периодизации (разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы) основываются на обобщениях, пределы которых могут быть весьма широки. В каждом же конкретном случае колебания в уровне реального развития человека обладают достаточно большой амплитудой. Древнейшая возрастная периодизация, известная сейчас, - греческое деление жизни человека на 10 периодов по 7 лет. Птолемей определял развитие в определенной жизненной фазе влиянием отдельных планет. Известны римская и китайская древние классификации и множество более поздних.

Таблица 5.Возрастная периодизация детского развития [24]

В возрастной физиологии В медицине В возрастной психологии и педагогике
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые 3-4 недели) Младенчество (от рождения до 1 года)
Грудной возраст (10 дней - 1 год) Грудной возраст (младший ясельный) (4 недели - 1 год)
Раннее детство (1-3 года) Преддошкольный возраст (старший ясельный) (1-3 года) Преддошкольное детство (1-3 года)
Первое детство (4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет) Дошкольное детство (3- 6 лет)
Второе детство (8-12 лет) Младший школьный возраст (7-12 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет)
Подростковый возраст: мальчики - 13-16 лет девочки - 12-15 лет Подростковый возраст Старший школьный возраст (12-18 лет) Подростковый возраст (среднешкольный) (10-15 лет)
Юношеский возраст: юноши - 17-21 год девушки - 16-20 лет Юность: 1 период - 15-17 лет 2 период - 17-21 год
 

Таблица 6.Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

Стадия Психосоциальный кризис Сильная сторона личности
Младенчество (до 18 месяцев) Доверие - недоверие Надежда
Ранний возраст (1-3 года) Автономия - стыд и сомнения Сила воли
Возраст игры (3- 6 лет) Инициативность - чувство вины Цель
Школьный возраст (6-12 лет) Достижение - чувство неполноценности Компетентность
Подростковый возраст (12-19 лет) Идентичность - ролевое смешение Верность
Молодость (20-25 лет) Интимность - изоляция Любовь
Зрелость (26-64 года) Продуктивность - застой Забота
Старость (65-... лет) Интеграция - отчаяние Мудрость

Представленные в таблицах варианты периодизации детского развития несколько различаются, так как основываются на специфических для каждого подхода критериях. Л. С. Выготский (1927) различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.

Первая группа периодизаций - на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Периодизация В. Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества), Р. Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).

Вторая группа - на основе внутреннего критерия - какой-либо одной стороны развития. Развитие костных тканей у П. П. Блонского и развитие детской сексуальности - у З. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

Третья группа периодизаций - на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Основные положения: существование стабильных и кризисных стадий развития.

Стабильный период характеризуется постепенным формированием личности путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные проявляются в виде новообразований в организме и психике человека. Критические периоды (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сферах деятельности, сознания и социальных отношений. Кроме «плановых» кризисов, свойственных большинству людей определенного возраста, у человека могут быть и «внеплановые» моменты пересмотра жизненных целей и ценностей. Обычно это связано с сильным стрессом, вызванным угрозой или

потерей здоровья, близкого человека, крыши над головой и т. п., или крупным приобретением - рождением ребенка, выигрышем крупной суммы денег. Но эти кризисы являются личностными и рассматриваются в других разделах книги.

Д. Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой» [30]. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д. Б. Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии.

Существует ряд иных версий периодизации развития, и число их продолжает увеличиваться, поскольку единые и бесспорные критерии пока не найдены.

В каждом возрастном периоде у человека изменяются представления о себе, жизненные приоритеты и иерархия целей и ценностей, становятся иными ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и на окружающих, а также на восприятие собственного возраста (кратко данные об основных особенностях каждого периода представлены в табл. 7).

Посмотрите на детей грудничкового возраста: если разница в один месяц, а тем более в полгода - это уже совсем разные дети, к ним трудно применить слово «ровесники». В дошкольном периоде становится значимой разница на полгода или год. Для младшего школьного возраста важнее, чем физический возраст оказывается срок обучения (класс), для старшего - класс и пол (девочки-старшеклассницы встречаются с более взрослыми мальчиками и считают их равными себе). Ученики 10-го класса относят одноклассников к ровесникам, а девятиклассников - к младшим, не обращая внимания на календарный возраст. А возраст в 30-40 лет представляется им невероятно далеким.

Это та самая мифическая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. То же восприятие характерно и для обратного направления - для 50-60-летнего педагога все школьники - «деточки», да и студенты тоже, вне зависимости от возраста. Трудно посмотреть сквозь призму поколений (и это в любую сторону) и разглядеть в них коллег.

В 40 лет ровесниками считают все свое поколение, а это уже диапазон не менее 10 лет. Выпускники 60-х годов отличаются от выпус-

Таблица 7.Возрастная периодизация становления личности [3]

Психо- Дошкольное детство
логические характеристики Младенчество (0-1 год) Раннее детство (1-3 года) Дошкольный возраст (3-7 лет)
12 3 4
Основные потребности Физиологические потребности, потребность в эмо- ционально-телесном контакте с матерью - первая социальная потребность Психо физио логические потребности и потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем Потребность в психическом развитии, ролевом общении, любви и одобрении
Ведущая деятельность Общение со взрослым и манипулирование предметами Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность Игра
Кризисы становления Кризис новорожденности Кризис первого года жизни Кризис трех лет
Основные психологические новообразования Комплекс оживления, начальная форма понимания речи, ориентировка в окружающем пространстве, эмоциональность Подражательность, речь, способность пользоваться предметным миром, открытие Я - появление чувства личности Способность к идентификации с другими людьми, персонажами сказок, половая идентификация, страхи, способность к символическому замещению предметов, психологическая готовность к школе

кников 80-х, как и их песни. Но дальше, с увеличением календарного возраста, происходит сужение понятия «ровесник».

При общении с пожилыми пациентами важно точно определять их возраст и не допускать широких обобщений (например, пенсионеры) при подборе групп для занятий лечебной физкультурой или обучения специальным лечебным навыкам. В этом случае следует учитывать индивидуальные особенности, физическое состояние, стадию и тяжесть заболевания.

Школьный возраст
Младший школьный возраст (7-10 лет) Подростковый возраст (11-14 лет) Ранняя юность (15-18 лет)
5 6 7
Позна вательная потребность, потребность в одобрении Потребности в общении со сверстниками и нравственном самоопределении, потребность стать взрослым Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола
Учение Вариативные организационные формы и типы образования Учебно-профессиональная деятельность
Кризис семи лет Кризис подросткового возраста Кризис идентичности
Произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, способность идентификации с другими, развитие системы скоординированных движений Чувство взрослости, нравственная регуляция своего поведения, сравнительная самооценка, рефлексивное мышление, дружба Обобщенная самооценка, самоуважение, личностное и профессиональное самоопределение, социально-профессиональная рефлексия, чувство одиночества, Я-концепция.

Окончание табл. 7

Психо- Взрослость
логические характеристики Юность (18-23 года) Молодость (24-27 лет) Зрелость (28-60 лет)
12 3 4
Основные потребности Потребность в социальном и профессиональном самоопределении в установлении отношений Потребность в социальном профессиональном росте и развитии карьеры Потребность в самореализации и самоосуществлении в профессии
Ведущая деятельность Учебно-профессиональная деятельность, профессиональная подготовка и нормативно одобряемая проф. деятельность Нормативно одобряемая профессиональная деятельность Нормативно одобряемая индивидуальная и творческая профессиональная деятельность
Кризисы становления Кризис профессиональных экспектаций Кризис профессионального роста Кризис нереализованных профессиональных возможностей
Основные психологические новообразования Социально-профессиональная активность, обобщенные способы познавательной и проф. деятельности. Система профессиональных знаний, умений, навыков Социально-профессиональная самостоятельность, проф. опыт, профессионально важные качества, профессиональная квалификация, профессиональная идентификация, социально-профессиональная рефлексия Профессиональная позиция, сверхнормативная проф. активность, ключевые квалификации и компетенции, проф. обусловленные черты характера, социальнопрофессиональная самоактуализация, проф. деформации личности

Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного периода.



2015-11-23 1942 Обсуждений (0)
Проблемы возрастной периодизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы возрастной периодизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1942)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)