Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опознание внешних выражений эмоций и эмпатия в структуре коммуникативных способностей



2015-11-23 829 Обсуждений (0)
Опознание внешних выражений эмоций и эмпатия в структуре коммуникативных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Под эмпатией понимают «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека» (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1980); «когнитивную осведомленность, понимание переживаний» других людей; «викарную эмоциональную реакцию», «разделение эмоции» другого человека; «принятие в сознании роли другого человека»; невербальную передачу чувств и суждений другому человеку; сочувствие (Ребер A., 2001).

Скорее всего эмпатию следует рассматривать как многоуровневый психофизиологический процесс опознания и эмоционального реагирования наблюдателя на аффективное состояние наблюдаемого человека (Berger S. M., 1962). Эмпатия представляет собой систему условно- и безусловно-рефлекторных связей, в которых можно выделить афферентное, регуляторное и эфферентное звенья. Эмпатия часто

рассматривается как процесс, а эмпатийность - как черта личности. Рассматривая эмпатию как функциональное состояние, в ее структуре можно выделить фазический (реакцию) и тонический компоненты.

Безусловно-рефлекторный компонент элементарных форм эмпатийных реакцийрассматривается,главнымобразом,всвязи санализом группового поведения животных в контексте этологических исследований (Miller P. E., 1963, 1967; Pervin L. A., 1978; Hebb D. S., 1971; Trivers R., 1971 и др.). В экспериментальных исследованиях (Симонов П. В., 1981, 1987) были установлены отчетливо выраженные эмоциональные реакции одной особи в ответ, например, на болевую стимуляцию другой особи. В этих работах отмечалось, что существуют индивидуальные различия проявлений указанных форм эмоционального реагирования. Указанные различия в ответ на оборонительное поведение особи того же вида описаны в опытах с собаками (Павлов И. П., 1961) и обезьянами (Miller P. E. et al., 1963, 1967).

Hebb D. S. (1971) считал, что наиболее примитивные формы такого поведения могут возникать без научения, по типу безусловно-рефлекторной реакции. Miller P. E. (1963, 1967) показал важную роль лимбической системы в организации данной формы поведения животных. McDougall W. (1928) наряду с активной симпатией выделял примитивную пассивную симпатию. Он считал, что экспрессивные признаки наиболее важных активных и пассивных оборонительных форм поведения имеют свои специфические перцептивные входы. Таким образом, некоторые специфические формы поведения одного животного могут вызвать у другого животного того же вида аналогичные инстинкты и через них - сходные эмоциональные реакции и формы поведения.

Allport F. N. (1924) возражал против тезиса McDougall о врожденном характере эмпатийных реакций и предложил собственную условно-рефлекторную теорию данного процесса. По его мнению, экспрессивное выражение лица человека является условно-рефлекторным сигналом ситуации определенного типа. Ее особенности опосредованы индивидуальным опытом. Экспрессивные признаки выступают в качестве условно-рефлекторного сигнала, запускающего механизмы эмоционального реагирования.

По мнению Hygge S. (1976), возможен иной вариант. Экспрессивные признаки другого человека выступают в качестве условно-рефлекторного сигнала, приводящего к восприятию стимула, вызывающего безусловно-рефлекторную реакцию, после чего у наблюдателя возникает на

него такой же ответ. Механизмы формирования модели представлений о стимул-реактивных связях в различных ситуациях изучались Bandura A. (1977). Экспрессия лица выступает в качестве знака, сформированного ранее и имеющего определенное значение. Механизм формирования значения экспрессивных проявлений описан в теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П. Я., 1976).

Так или иначе, но вопрос о правомерности распространения понятия «эмпатия» на животных зависит от решения проблемы мотивации. Если в структуру эмпатии не включать мотивационный компонент, то имеются все основания считать, что животным свойственны элементарные формы эмпатийных реакций. В противном случае данное психофизиологическое образование является специфически человеческим (Kalliopuska M., 1980).

Большое влияние на развитие психофизиологической теории эмпатии оказали работы Berger S. M. (1962). Его определение эмпатии приведено в начале статьи. Он называл эмоциональный ответ наблюдателя эмпатией только в том случае, если этот ответ имел тот же знак (положительный или отрицательный), что и у объекта наблюдения. Если же на положительное переживание модели возникнет отрицательная эмоция, то такой ответ называется завистью. В случае если на отрицательное переживание модели у наблюдателя возникнет положительная эмоция, то такая аффективная реакция называется садизмом.

Непременными условиями развития эмпатийной реакции, по мнению Berger S. M., является не только восприятие наблюдателем внешних признаков эмоционального состояния модели, но и стимула, вызвавшего эмоцию. По безусловно-рефлекторным стимулу и реакции модели делается заключение о ее эмоциональном состоянии. Кроме того, автором различались собственно эмпатийные реакции, когда наблюдаются и стимул, и реакция, а также псевдоэмпатийные реакции трех типов: эмоциональный ответ наблюдателя только на стимул; только на реакцию; при восприятии и стимула, и реакции модели, но когда возникает эмоциональный ответ иной модальности, чем у модели. Такой ответ возникает в том случае, если ситуация воспринята наблюдателем как сигнал ему самому. (Наблюдая другого человека, пациент увидел осложнения, которые могут возникать в случае нарушения предписанного режима, и воспринял это как предупреждение лично ему.)

Теория Berger S. M. широко обсуждается в литературе (Stotland E., 1969; Bandura A., 1966; Mahrabian A., Epstein N., 1972; Hygge S., 1976 и др.).

Она стимулировала проведение серии исследований физиологических коррелятов эмоциональной реакции, возникающей у наблюдателя в ответ на аффективное состояние наблюдаемого человека (Валуева М. Н., 1969; Hygge S., 1976; Dimberg U., 1982 и др.). В этих работах показано, что эмоциональный ответ наблюдателя на аффективное состояние модели сопровождается изменениями кожного сопротивления, тонуса мышц лица, сердечного ритма, ЭЭГ-активности.

В свете теории Berger S. M. становится более ясным место опознания экспрессии лица в структуре механизмов эмпатии. Этот процесс является составляющей афферентного звена рефлекторных механизмов эмпатийной реакции. Помимо опознания экспрессии лица сюда относятся механизмы опознания вербальных сообщений, представленных в графической и акустической формах, опознание других невербальных сигналов, например изображений объектов. Они также могут выступать в качестве стимулов, вызывающих эмоциональную реакцию у объекта наблюдения. Особенности восприятия информации, представленной в различной форме, изучаются как в психологических, так и психофизиологических исследованиях.

Индивидуальные особенности протекания эмпатийных реакций в значительной степени определяются особенностями функционирования процессора опознания экспрессии лица. Центральным регуляторным звеном, определяющим эти особенности, является эмоциональная память наблюдателя. Хранящиеся в ней энграммы формируются под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов.

Основываясь на исследованиях Tomkins S. S. (1962-1963), Изард К. (1980), показавших дискретный характер механизмов эмоций различных модальностей, а также результатов психофизических исследований аффективного компонента стимулов различного типа (экспрессии лица, цвета, запахов, вербальных обозначений), Russell J. A. (1980) предположил существование в эмоциональной памяти когнитивной структуры аффектов, которая представляет собой взаимосвязанную систему дискретных эмоций различной модальности. Эта система постоянно используется человеком как в процессе переживания эмоций им самим, так и при интерпретации любого воспринимаемого стимула, в том числе эмоционального состояния других людей. Индивидуальные особенности организации когнитивной структуры аффектов определяют характер эмоционального ответа на поступивший сигнал.

Когнитивная структура аффектов формируется в процессе индивидуального опыта эмоционального реагирования на стимулы различного типа. Она же оказывает большое влияние на возникновение и особенности протекания эмпатийных реакций.

Эмпатия в целом и опознание внешних выражений эмоций как ее перцептивная основа занимают важное место в структуре различных способностей (Голубева Э. А., 2005 и др.). Классическое определение способностей в отечественной психологии сформулировано Тепловым Б. М. (1941), который определил их как психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Подчеркивается, что это «не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей». Способности не сводятся к наличным навыкам, знаниям и умениям, которыми уже овладел человек, но «могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений».

Важными являются указания, что общими способностями обладает каждый человек (Теплов Б. М., 1941; Лейтес Н. С., 1960, 1988; Леонтьев А. Н., 1960 и др.). Их различия связываются с возрастными, типологическими особенностями, степенью выраженности склонности к труду (Лейтес Н. С., 1961), индивидуальным сочетанием анатомо-физиологических задатков и структурных компонентов самих способностей (Голубева Э. А., 2005; Теплов Б. М., 1941).

В психологии активно разрабатывается проблема специальных способностей к различным видам профессиональной деятельности: конструктивно-технической деятельности (Левитов Н. Д., 1962; Якобсон И. М., 1934), математике (Крутецкий В. А., 1968; Гусева Е. П., 1979), музыкальной деятельности (Теплов Б. М., 1947; Голубева Э. А. с соавт., 1985;Левочкина И.А., 1988), стратега-полководца (Теплов Б. М., 1981), организатора (Уманский Л. И., 1967), способности к педагогической деятельности (Гоноболин Ф. Н., 1962, 1965; Кузьмина В., 1984; Аминов Н. А., 1988 и др.), художественно-изобразительной (Кириенко В. И., 1959) деятельности.

Коммуникативные способности тесно связаны с педагогическими, языковыми, лингвистическими, организаторскими, литературными способностями, предполагающими различные формы общения. Структура каждой из них образована специфическими системокомплексами, в состав которых входит сложная, иерархически организованная система физиологических и психологических характеристик.

Заданность структуры каждой такой специальной способности не означает их единообразия. Огромное число вариантов соотношения отдельных их элементов создают широчайший диапазон для качественного своеобразия, уникальности проявления одной и той же способности у разных людей.

Задача дифференциальной психологии состоит в том, чтобы проследить влияние различных их сочетаний на качественные особенности соответствующей формы деятельности. Выполнение поставленной задачи оказалось бы невозможным в случае, если отдельные характеристики, входящие в структуру определенной способности, были бы рядоположенными. Их тесная взаимосвязь и проникновение одной в другую создают в этом многообразии наиболее типичные варианты качественных проявлений этих комплексов. Эти типичные варианты могут быть описаны. Изучение системокомплексов специальных способностей может осуществляться на основе компетентностного подхода, предполагающего их исследование на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях.

Возможности объединения ряда специальных способностей в группу коммуникативных была экспериментально подтверждена в ряде исследований. Так, Аминов Н. А. (1988) указывает, что слабость (чувствительность), лабильность и активированность нервной системы являются важными предпосылками развития социально-перцептивных способностей. Кабардов М. К. (2001) при сравнении коммуникативного и лингвистического типов овладения иностранным языком отмечает, что у людей - обладателей лабильной нервной системы - быстрее формируются навыки общения на иностранном языке, кроме того, данная группа людей имеет более высокие результаты в испытаниях на узнавание зрительных образов при краткосрочном предъявлении изображений. В исследовании Голубевой Э. А. (2005), Левочкиной И. А. (1988) показано, что важным условием эффективности совместной деятельности, всегда предполагающей общение, является слабость нервной системы. Следовательно, можно говорить о существовании определенного сочетания общих для человека и животных типологических свойств, способствующих развитию коммуникативных способностей: выраженной слабости, лабильности и активированности нервной системы.

Сходство анатомо-физиологических задатков, облегчающих развитие указанных способностей, является объективным подтвержде-

нием выделения группы коммуникативных способностей. Задатки выступают в качестве одной из системообразующих характеристик. Сходство задатков коммуникативных способностей позволяет предположить, что и на психологическом уровне можно найти характеристики, общие для всех способностей данного типа. (Это совершенно не означает нивелирования специфики каждой из них.) Должна быть и «сквозная» системообразующая характеристика, объединяющая группу коммуникативных способностей как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Таким образованием могут являться механизмы эмпатии, понимаемой как многоуровневое психофизиологическое образование, пронизывающее коммуникативные способности на физиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. Эмоциональная сторона сообщения является важной составляющей любой формы коммуникации, а в таких невербальных формах общения, как музыка, представляет собой основное ее содержание.

Особую сложность для изучения представляют способности медицинского работника, так как эта профессия в настоящее время объединяет более ста специальностей, отличающихся алгоритмами деятельности. Вместе с тем деятельность медицинского работника относится к вспомогающим профессиям, для которых коммуникативные способности и сформированные навыки общения с другим человеком являются профессионально значимыми. Вопросами их диагностики и развития занимаются сотрудники кафедры педагогики и психологии МГМСУ (Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Молчанов А. С. и др., 2001, 2005).



2015-11-23 829 Обсуждений (0)
Опознание внешних выражений эмоций и эмпатия в структуре коммуникативных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опознание внешних выражений эмоций и эмпатия в структуре коммуникативных способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (829)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)