Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Старость (от 60 лет...)



2015-11-23 825 Обсуждений (0)
Старость (от 60 лет...) 0.00 из 5.00 0 оценок




Старость - период геронтогенеза. Он начинается примерно с 60 лет и имеет три градации: люди пожилого возраста - до 75 лет, старческого - до 90 лет и долгожители - после 90 лет.

Деструктивные изменения в период геронтогенеза (старости) зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. И. П. Павлов создал свои знаменитые «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет, Л. Н. Толстой написал «Хаджи-Мурат» в 76 лет, Г. С. Уланова в 80 лет была педагогом-репетитором Большого театра и показывала балеринам правиль-

ное выполнение элементов танца, актер Малого театра Н. А. Анненков в 100 лет играл на сцене.

Однако несмотря на эти примеры, врачам следует помнить, что жить в старости трудно: нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сужается социальное пространство, появляется зависимость от окружающих, растет непонимание изменяющейся жизни. Снижение физической активности приводит к утрате способности действовать. В старости сенсомоторные действия становятся способом поддержания, сохранения психических функций, и пожилые люди, занятые активным физическим трудом - садоводством, пробежками, хозяйственно-бытовой деятельностью, имеют больше шансов сохранить свое психическое здоровье. Существуют специально разработанные программы упражнений, позволяющих справиться с негативными последствиями сенсорно-моторной амнезии, т. е. потери памяти на ощущения и движения (например, Т. Хана «Искусство не стареть». - СПб., 1996). Для душевного благополучия в пожилом возрасте большое значение имеет чувство дома, привязанность к определенному месту. Особенно сильно человек привязывается к дому, если он проживает в нем достаточно долго и если дом является его собственностью.

У людей, не умеющих наполнять свою жизнь или не имеющих для этого сил по состоянию здоровья, под действием усталости и болезней непроизвольно возникают деструктивные переживания. Погружаясь в эти тягостные чувства, человек начинает испытывать различные отрицательные эмоции с некоторой долей иррационального удовлетворения. В результате отрицательный жизненный опыт закрепляется, негативные личностные черты усиливаются, а это приводит к внутреннему одиночеству. Круг замыкается. Такие пациенты ранимы, обидчивы и требуют внимательного и осторожного обращения.

Помочь преодолению инволюционных процессов может саногенное мышление, направляющее сознание на преодоление травмирующих психику переживаний. Саногенное мышление предполагает интроспекцию или размышление, направленное внутрь себя, в глубину собственной души, на прожитую жизнь, и способствует обретению внутреннего покоя. В процессе осмысленной аналитической работы над своими обидами, допущенными ошибками, неудачами человек преодолевает и устраняет их травмирующее воздействие на психику.

ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Психология общения

У человека есть особенная, чрезвычайно важная для него потребность, без удовлетворения которой он не может чувствовать себя по-человечески. Это потребность общаться с людьми. Если лишить человека возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут возникнуть отклонения. Следствием дефицита общения могут стать: слабое развитие речи, недоразвитие способностей, отсутствие коммуникативных умений и навыков, слабое развитие интеллекта, недоразвитость чувств. В раннем детстве ребенок усваивает речь путем подражания взрослым людям. С помощью речи и общения формируется мышление, развивается интеллект. Дефицит общения в этом возрасте вызывает задержку психического развития, а иногда и необратимые нарушения (примером могут служить «дети-маугли»). В пожилом возрасте дефицит общения также приводит к психическим нарушениям: человек начинает разговаривать вслух, появляются подозрительность и искажение восприятия.

Обычно общению учатся в детстве и овладевают различными его видами и формами в зависимости от среды, в которой живут, от людей, с которыми взаимодействуют. Часто это происходит стихийно, без специального обучения (хотя и родители, и учителя дают определенные рекомендации, помогая ребенку грамотно, четко и вежливо излагать свои мысли). К сожалению, этого опыта бывает недостаточно для достижения взаимопонимания и продуктивного взаимодействия с разными людьми, особенно при овладении медицинской профессией.

Общение - это источник и канал информации. При этом человек приобретает и передает не только идеи, факты, представления, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства. В общении осуществляются рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие врача и пациента, коллег, выявляется и формируется общность взглядов, мыслей, настроений. В общении достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение

знаний и опыта, создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность.

Общение - одна из форм сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир. В нем осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств. Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития.

В соответствии с целями и средствами общение делится на:

- материальное и идеальное;

- непосредственное и опосредованное;

- вербальное и невербальное.

Материальным называют общение людей, при котором они обмениваются предметами быта, культуры, труда или воздействуют друг на друга с помощью каких-либо предметов.

Идеальное общение предполагает обмен между людьми идеями и мыслями (рациональное), образами, переживаниями (эмоциональное). В данный вид общения люди включены, когда они читают книги, смотрят телепередачи, работают в Интернете или просто разговаривают друг с другом.

Непосредственное общение предполагает восприятие друг друга напрямую, без каких-либо вспомогательных средств. При опосредованном способе используются книги, технические средства.

Вербальным называют общение, осуществляемое с помощью звучащей речи, а невербальным -реализуемое с помощью различных неречевых средств: мимики, взглядов, жестов.

Общение - это обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом. Наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование человеком окружающего мира, оно является одной из основных форм социальной активности человека. В результате общения знания, умения, навыки одного человека становятся общими для многих людей.

Функции общения:

1. Информационная функция - получение и передача информации дает человеку возможность овладеть опытом, накопленным человечеством.

2. Перцептивная функция - во время общения происходит передача и восприятие эмоций и чувств, передается отношение к событию, важность и значимость его для данного человека.

3. Интерактивная функция - с помощью общения осуществляется взаимодействие людей.

Информационная функция реализуется при передаче или получении сообщения. При этом информация бывает двух типов: побудительная, выраженная в виде рекомендации, совета, просьбы или приказа, - призвана стимулировать или остановить какое-либо действие; констатирующая - передаваемая в форме сообщения и не предполагающая непосредственного изменения поведения. Не следует забывать, что в процессе человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Если представить коммуникативный процесс в виде модели, он составит пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал передачи информации - реципиент (аудитория) - обратная связь. Распространение информации проходит через своеобразный «фильтр доверия-недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная - принятой. В процессе коммуникации стоматолога и пациента перед участниками стоит задача не просто обменяться сообщениями, но добиться адекватного восприятия информации. Поэтому необходимо учитывать, что понимание сообщения зависит от формы его подачи и от личностных особенностей собеседников.

Психологи выделяют 10 основных коммуникативных стилей, которые в зависимости от ситуации способствуют или препятствуют возникновению доверия [7]:

1) доминантный - направленный на снижение роли других в коммуникации;

2) драматический - связанный с преувеличением и эмоциональной окраской содержания сообщения;

3) спорящий - агрессивный или доказывающий;

4) успокаивающий - направленный на снижение тревожности собеседника;

5) впечатляющий - нацеленный на то, чтобы произвести впечатление;

6) точный - нацеленный на точность и аккуратность сообщения;

7) внимательный - выказывающий интерес к тому, что говорят другие;

8) воодушевленный - эмоционально позитивный, часто использующий невербальное поведение: контакт глаз, жестикуляцию и т. п.;

9) дружеский - поощряющий других и заинтересованный в их вкладе в общение;

10) открытый - выражающий свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я.

Для того чтобы стоматолог и пациент понимали друг друга, необходима единая система значений: одинаковое понимание слов (особенно терминов) и жестов. В различных культурах и профессиях одно и то же слово, выражение, жест могут нести различный смысл. Социальнокультурные, религиозные, образовательные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации сообщения. Кроме того, сообщение может быть не принято из-за невыразительной медленной речи или речи-скороговорки, большого количества слов-паразитов, слишком сложной терминологии и логики или, наоборот, излишнего упрощения разъяснений. При этом большое значение имеет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента: чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Перцептивная функция отвечаетзавзаимопонимание.Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

Процесс восприятия наблюдаемого поведения, интерпретацию воспринимаемых причин поведения и ожидаемых последствий, эмоциональную оценку, а также построение стратегии собственного поведения в социальной психологии объединяют в понятие «социальной перцепции». Процесс социальной перцепции может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 2).

Таким образом, социальная перцепция - это важный психологический процесс, при котором осуществляется построение человеком определенного социального поведения. По сути, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения действий по отношению к нему.

Сталкиваясь с новым человеком, мы создаем его «субъективный портрет» на основе первого впечатления. Это «эффект первичности» - феномен, отмечающий, что информация о малознакомых

Рис. 2.Процесс социальной перцепции

людях, полученная первой, способна оказать большее влияние на формирование образа человека, чем следующая за ней информация.

И наоборот, о хорошо знакомом человеке, с которым мы общаемся долгое время, более значима новая информация. Срабатывает «эффект новизны» - социально-психологическое явление, согласно которому большее впечатление на людей оказывает информация, являющаяся для них относительно новой (недавний поступок или недавно полученное сообщение о давно произошедшем событии), чем информация, которая им уже известна.

На формирование образа, субъективного портрета может влиять установка - состояние психологической преднастройки (сознательной или бессознательной) - готовности воспринимать предмет, человека или ситуацию под специфическим углом зрения или совершения каких-либо действий в силу предубеждений, стереотипов и т. п. Существуют социальные установки - устойчивое отношение человека или группы людей к кому-либо или к чему-либо.

Благодаря интерактивной функции общения человек налаживает взаимодействие с другими: с семьей, учебной или профессиональной группой и т. п. Эта функция служит налаживанию и сохранению устойчивых и продуктивных взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности. Таким образом усваиваются сложившие-

ся культурно-исторические, национально-этнические, социально-возрастные и профессиональные эталоны и стереотипы поведения.

Коммуникативная компетентность - стержневая, чрезвычайно важная составляющая профессиональной компетентности, позволяющая медицинскому работнику продуктивно организовывать взаимодействие и взаимоотношения с пациентами и их родственниками, с коллегами, а также передавать свой опыт и знания.

Основу коммуникативной компетентности составляют вербальные и невербальные коммуникативные умения человека, а также знание человеком себя и окружающих людей и умение правильно воспринимать и оценивать других, способность к саморегуляции, умение строить взаимоотношения с людьми, гибко реагировать на их действия и многое другое.

Исследования зарубежных авторов доказывают, что плохие коммуникации со стороны врача являются главным фактором неудовлетворенности пациента и его родственников проводимым лечением, ведут к несчастным случаям и последующему судебному разбирательству.

Коммуникативная компетентность (коммуникативные способности) человека включают в себя следующиезнания и умения:

• знание типов характеров и темпераментов людей, а так же того, как разные в этом отношении люди ведут себя в общении с другими людьми;

• знание о том, как люди с разными индивидуальными особенностями реагируют на типичные жизненные ситуации;

• знание о том, как интересы, потребности, эмоциональные состояния людей проявляются в их непосредственном общении друг с другом, в их словах, жестах, мимике, пантомимике, в паралингвистических компонентах речи;

• знание норм и форм поведенческого этикета;

• знание норм и форм речевого этикета;знание психологических приемов и методов убеждения, оказания влияния на людей;

• знание о том, как сам человек - субъект общения - выглядит со стороны, что в нем нравится или не нравится окружающим людям;

• умение наблюдать за другими людьми в процессе общения с ними и делать правильные выводы об их личностных особенностях и эмоциональном состоянии;

• умение психологически правильно оценивать людей, в том числе их характер, темперамент, состояния, цели и мотивы общения;

• умение заранее предвидеть то, как данный конкретный человек может реагировать на сложившуюся ситуацию и на действия, предпринимаемые другими людьми в данной ситуации;

• умение гибко подстраиваться под партнера по общению с расчетом на то, чтобы оказать на него влияние;

• умение пользоваться формами поведенческого и речевого этикета с соблюдением соответствующих социально-культурных норм;

• умение правильно выбирать для себя и использовать в общении с другими людьми адекватные социальные роли (тактики);

• умение эмоционально располагать людей к себе, вызывать их доверие;

• умение убеждать людей в своей правоте, не ухудшая личных взаимоотношений с ними.

Для взаимодействия врача, медицинского работника и пациента очень важен фактор доверия. Пациент, не доверяющий врачу, может не рассказать о сопутствующих заболеваниях, утаить некоторые симптомы или не выполнять рекомендации доктора. Доктор, не доверяющий пациенту или коллегам, будет перестраховываться, перепроверять анамнез, лабораторные данные и т. п. Исследования психологов показывают, что доверие бывает сознательное и подсознательное. Сознательное доверие строится на основе опыта. Подсознательное доверие не связано с тем, как давно вы знакомы, для вас важно, насколько человек похож на вас или соответствует вашим ожиданиям.



2015-11-23 825 Обсуждений (0)
Старость (от 60 лет...) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Старость (от 60 лет...)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (825)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)