Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОНТОГЕНЕЗ ОСНОВНЫХ ОТДЕЛОВ ЦНС



2015-11-23 1465 Обсуждений (0)
ОНТОГЕНЕЗ ОСНОВНЫХ ОТДЕЛОВ ЦНС 0.00 из 5.00 0 оценок




У новорожденного масса головного мозга составляет 400 г (11,5% массы тела), в 9 лет — 1300, у взрослого — 1400 г (2%).

Сливной мозг. Рефлекторная функция спинного мозга начинает осуществляться внутри­утробно — уже на 7—8-й нед. Двигательная активность плода, реализующаяся с участием спинного мозга, служит основной для развития головного мозга, в том числе коры больших полушарий. Активность проприорецепторов является стимулом для созревания проводя­щих путей спинного мозга. К моменту рождения спинной мозг является наиболее развитым отделом ЦНС. После рождения увеличиваются размеры нейронов, а также толщина миели-новой оболочки нервных волокон. Изменяется характер рефлекторной деятельности спин­ного мозга — одни рефлексы «исчезают», другие появляются (см. выше), третьи — включа­ются в более сложную рефлекторную деятельность (произвольные локомоции).

Продолговатый мозг. К моменту рождения в функциональном отношении этот отдел мозга достаточно зрелый: новорожденный способен самостоятельно совершать дыхатель­ные движения, сосание, глотание, чихание, кашель, у него развиты позно-тонические ре­флексы. К 5—6 годам завершаются миелинизация, рост и дифференцировка нейронов, а также совершенствуется работа основных нервных центров, участвующих в регуляции де­ятельности сердечно-сосудистой системы, пищеварения, дыхания. Для новорожденных и грудных детей характерна недоразвитость вестибулярных ядер; на фоне зрелых красных ядер среднего мозга это приводит к тому, что тонус мышц-сгибателей у ребенка повышен.

Мозжечок. У новорожденных мозжечок недоразвит, его борозды неглубокие, масса от­носительно всего мозга меньше, чем у взрослых, отсутствуют выраженные связи с другими отделами головного мозга. После рождения, особенно в первый год, начинается усиленный рост мозжечка, с 3 мес.— диффсрсмцировка клеточных структур. С нарастанием массы ножек мозжечка, в которых проходят многочисленные проводящие пути, начинают осу­ществляться основные функции мозжечка. В основном созревание мозжечка завершается к 7 годам, а полное — к 15—16 годам.

Средний мозг. К моменту рождения в функциональном и морфологическом отношении он является недостаточно созревшим. Например, типичный безусловный ориентировочный рефлекс формируется на 4—5-м мес. жизни. У новорожденного слабо развиты нейроны черной субстанции — их зрелость формируется к 6—7 годам и способствует возможности совершения тонких и точных движений пальцев рук, а следовательно, овладению навыками письма. У новорожденных и грудных детей недостаточно сформированы нейронные струк­туры, управляющие движением глазных яблок и аккомодационным процессом. В то же вре­мя у новорожденных хорошо развит зрачковый рефлекс, тонические и установочные ре­флексы. В процессе развития эти рефлексы становятся компонентами более сложных дви­гательных рефлексов.

Промежуточный мозг. К моменту рождения сформированы специфические и неспеци­фические ядра таламуса, благодаря чему ребенок различает вкусовые, температурные и болевые раздражители. Однако, в процессе онтогенеза связи этих ядер с другими отделами мозга существенно возрастают, повышая тем самым возможности, сенсорных систем мозга и их участия в процессах координации деятельности различных мозговых структур. Окон­чательное созревание таламуса происходит к 13 годам. Гшюталамические центры у ново­рожденных развиты недостаточно, в связи с чем у них несовершенны механизмы термо­регуляции, регуляции обменных процессов, потребностно-мотнвационные механизмы.

Физиология человека


Дифференцировка ядер гипоталамуса протекает неравномерно. К 2—3 годам завершается формирование многочисленных гипоталамических центров, однако окончательное созре­вание гипоталамуса происходит к 15— 17 годам.

Базальные ганглии.Внутриутробно происходит интенсивное, но неравномерное созре­вание базальных ганглиев — бледный шар к моменту рождения сформирован, в то время как полосатое тело в основном завершает свое развитие к концу первого года жизни. Поэ­тому новорожденные совершают размашистые генерализованные некоординированные дви­жения. С развитием полосатого тела, с ростом его связей с корой больших полушарий обес­печивается появление мимических движений (в том числе — смеха), способности у ребенка к сидению, стоянию, прямохождению и выполнению все более точных и координированных произвольных движений. К 7 годам завершается созревание базальных ганглиев.

Гематоэнцефалический барьер.У плодов и новорожденных этот барьер обладает высо­кой проницаемостью, поэтому для этого периода особенно опасно влияние экологически не­благоприятных факторов, а также различных лекарственных средств, алкоголя, никотина.

Вегетативная иерваая система.У новорожденных оба отдела ВНС сформировано еще недостаточно, в том числе высшие отделы ВНС. При этом преобладает влияние симпатиче­ского отдела, которое сохраняется на протяжении почти 6—7 лет. В процессе развития повышается степень влияния симпатического и особенно парасимпатического отдела ВНС на деятельность висцеральных органов; но одновременно усиливается контроль со сторо­ны коры больших полушарий над деятельностью ВНС.



2015-11-23 1465 Обсуждений (0)
ОНТОГЕНЕЗ ОСНОВНЫХ ОТДЕЛОВ ЦНС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОНТОГЕНЕЗ ОСНОВНЫХ ОТДЕЛОВ ЦНС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)