Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАНИЯ



2015-11-20 473 Обсуждений (0)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Евангелие от Луки упоминает о некоторых людях, отсутствующих в повествованиях Матфея и Марка. Захария с женой Елисаветой, Симеон, Анна, Закхей и Клеопа не упоминаются больше нигде, однако каждый из них описан довольно ярко. Персонажи притч в изображении Луки почти так же реальны и так же точно описаны, как персонажи исторические. Очень точно раскрыты характеры терпеливого и любящего отца и двух его сыновей — одного своевольного и безответственного и другого заносчивого и упрямого (15:11-32); самарянина, не пожалевшего ни сил, ни денег ради незнакомого еврея (10:30-37); богача, ослепленного собственным богатством (12:13-21); корыстолюбивого управителя, наживающегося за чужой счет (16:1-13); гордого фарисея, молящегося напоказ (18:9-14). Все эти персонажи очень естественны и жизненны. Таких людей наверняка и Иисус, и Его слушатели не раз видели вокруг себя.

Общий эффект от чтения Евангелия от Луки именно таков, на который сам автор указывает в самом начале. Благодаря реализму и точности Повествования, Иисус предстает подлинно исторической личностью. Весть о том, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10) очень хорошо раскрыта Лукой. В его книге описан Сын Человеческий, живший среди людей и ради них.

 

 

ГЛАВА 11. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Евангелие от Иоанна — самое необычное и, в известном смысле, самое ценное из четырех канонических Евангелий. Описывая ход событий с той же широтой, что и синоптические Евангелия, оно существенно отличается от них композицией и языком. В нем нет притч, в нем приведены только семь чудес, но зато пять из них не засвидетельствованы более нигде. Переданные в этом повествовании речи Иисуса свидетельствуют главным образом о Его личности: гораздо меньшее внимание уделяется этическому учению Царства. Приведено довольно много личных бесед Иисуса. Вообще отношения Христа с отдельными людьми явно интересуют автора больше, чем Его отношения со всем народом. Евангелие очень сильно с теологической точки зрения и сосредоточено главным образом на личности Христа и на значении веры в Него.

Из-за значительного отличия этого Евангелия от синоптических его подлинность некоторым исследователям представлялась сомнительной. Чтобы разрешить такого рода сомнения, нужно рассмотреть происхождение книги и цели ее написания. По преданию, четвертое Евангелие было создано Иоанном, сыном Зеведеевым, единственным из двенадцати апостолов, остававшимся в живых еще в 90-х годах первого века и проживавшем в Ефесе. Хотя эта версия довольно активно критиковалась, никто так и не смог предложить иной, более обоснованной гипотезы. Слишком мало известно о христианских общинах конца первого века, чтобы говорить о происхождении этой книги с абсолютной достоверностью.

Самые ранние свидетельства о Евангелии от Иоанна содержатся у Папия, которого цитирует Евсевий.1 В книге Евсевия говорится о двух Иоаннах, учениках Христа и Его современниках, одного из которых он называет старшим. Евсевий делает вывод, что существовало два разных человека с таким именем, добавляя, что в Ефесе есть две могилы, которые считаются могилами Иоанна. Поскольку текст самого Папия не сохранился, трудно установить обоснованность этого вывода. Не исключено, что Евсевий неправильно понял Папия. Называя апостола Иоанна «старшим» (греч. presbyter), Папий мог просто иметь в виду, что он был пресвитером какой-то общины, обращая внимание при этом, что в его время (конец I века) оставалось в живых лишь двое учеников Христа, видевших Господа в дни Его земного служения.

Версия, согласно которой четвертое Евангелие было написано неизвестным пресвитером по имени Иоанн, не может считаться убедительной. Авторство апостола Иоанна, сына Зеведеева подтверждается всеми отцами Церкви, начиная с Иринея. В частности, прямо свидетельствуют об этом Климент Александрийский (190 г.), Тертуллиан (прибл. 200 г.), Ориген (прибл. 220 г.), Ипполит (прибл. 225 г.), а также фрагмент Муратори (прибл. 170 г.).

 

АВТОР ПОВЕСТВОВАНИЯ

Некоторые сведения об авторе можно почерпнуть из самого Евангелия. Во-первых, он еврей, привыкший говорить и думать по-арамейски, хотя само повествование написано по-гречески. В тексте мало сложноподчиненных предложений и причастных оборотов. В нем довольно часто встречаются еврейские или арамейские слова, смысл которых затем поясняется. Автор явно знаком с еврейским преданием. В 1:19-28 говорится об ожидании прихода Мессии. Он знал об отношении иудеев к самарянам (4:9) и был знаком со специфической манерой богослужения последних (4:20). Ему известны иудейские праздники, смысл которых он довольно подробно объясняет читателю.

Во-вторых, он палестинский еврей, хорошо знакомый со страной. особенно с Иерусалимом и его окрестностями (9:7; 11:8: 18:1). Знал он также и города Галилеи (1:44; 2:1), и территорию Самарии (4:5-6,21). Очевидно, что в Палестине он чувствует себя дома.

Он был очевидцем описываемых им событий, о чем говорит сам: «мы видели славу Его...» (1:14) или «видевший засвидетельствовал» (19:35). Некоторые детали повествования косвенно свидетельствуют о том же. Например, указание часа, когда Иисус сидел у колодца (4:6), сведения о числе и размере кувшинов на браке в Кане Галилейской (2:6), вес и цена мира, которым Мария помазала ноги Иисуса (12:3-5), подробности суда над Иисусом (гл. 18-19) — все это мало влияет на основной ход повествования, но указывает, что автор сам присутствовал при всех описываемых событиях.

Кто же автор? Он явно был вместе с Иисусом с самого начала Его служения, поскольку упоминает эпизоды, более ранние, чем те, с которых начинается описание служения в синоптических Евангелиях. Из последней главы можно сделать вывод, что он был тем учеником, «которого любил Иисус», который возлежал у Него на груди во время тайной вечери (13:23). Он был близок и Симону Петру. Кроме того, он был на суде (18:15-16) и находился рядом с крестом во время казни (19:26-27). Человека, по отношению к которому справедливо все сказанное, нетрудно определить методом исключения, перебрав всех ближайших учеников Иисуса. Иаков был убит еще в первые годы существования Церкви (Деян 12:2). Петр, Фома и Филипп так часто упоминаются в третьем лице, что ни один из них не может быть автором. Хотя автор не называет себя, он, вероятно, считал само собой разумеющимся, что читатели знают его и признают его авторитет в тех делах, о которых он пишет. Таким образом, единственный человек, который может быть назван автором четвертого Евангелия — это Иоанн, сын Зеведея. На основании этого заключения можно попытаться установить некоторые сведения о нем.

Данные о его жизни весьма отрывочны, как и о жизни всех, кто жил в первые годы христианства. Его отцом был Зеведей (Мк 1:19-20) — рыбак из Галилеи, а матерью — Саломия, которая, возможно, была сестрой Марии, матери Христа (ср. Мф 27:56; Мк 15:40: Ин 19:25). Он вырос в Галилее и вместе с Симоном и его братом Андреем занимался рыбным промыслом на Галилейском море. Не исключено, что вначале он был, как и Андрей, учеником Иоанна Крестителя (Ин 1:40). Если это так, то он сопровождал Иисуса в Его первом путешествии по Галилее (Ин 2:2), а позже, вместе с другими учениками, оставил рыбную ловлю, чтобы следовать за Христом (Мф 4:21-22).

Он был участником очень многих событий, происходивших в жизни Иисуса. Нет смысла называть их все. Иоанн был с Иисусом в Иерусалиме в первый год Его служения в Иудее. Не исключено, что беседа с Никодимом происходила в его доме. В числе двенадцати учеников он был отправлен Иисусом на самостоятельное служение (Мф 10:1-2). Возможно, что он и его брат Иаков обладали довольно пылким характером и нуждались в наставлениях Иисуса в той же мере, что и остальные из двенадцати. Иисус называл их «сыновьями грома» или, если переводить это выражение буквально, «сыновьями смятения» (Мк 3:17). Марк не дает объяснения этого прозвища, но евреи часто использовали такой оборот как характеристику человека. (Например, «сыны Велиара» означало «недостойные собратья».) Их нетерпимость и грубость проявились, когда они хотели запретить человеку изгонять бесов лишь потому, что он не ходил с ними (Лк 9:49), или в желании свести огонь с неба на самарийские села, жители которых не хотели принять Христа (Ин 9:52-54). Оба необдуманно просили свою мать ходатайствовать перед Иисусом, чтобы тот сделал их первыми в Своем Царстве (Мф 20:20-28). Иисус резко обличил в них эту духовную незрелость, хотя оба они были движимы верностью Ему и Его делу.

На тайной вечере Иоанн занимал особое место и был ближе всех к Иисусу (Ин 13:23). Во время суда он получил доступ во двор первосвященника, потому что был знаком с его семьей (18:15-16). Возможно, он ездил ранее в Иерусалим, чтобы заключать какие-то контракты, связанные с продажей рыбы, а потому был известен и в домах иерусалимской знати. Он был свидетелем суда и казни Иисуса. Ему Иисус поручил заботу о Своей матери (19:26-27). Он был вместе с Петром в тяжелые дни после погребения и одним из первых увидел пустой гроб. Обнаружив пустые погребальные одежды, он «увидел и уверовал» (20:8).

Последние строки повествования содержат намек на то, что он жил еще долго после тех событий, которые описал. Из посланий видно, что он стал довольно влиятельным членом церкви и использовал свое влияние для активной проповеди любви Божьей, явленной через Христа. Умер он, вероятно, в самом конце I века.

Из этих отрывочных сведений о жизни Иоанна, вплетенных в общее повествование о жизни Христа, можно сделать некоторые выводы о характере и о духовном опыте этого человека. Ревностный по характеру, он был безраздельно предан Христу, хотя иногда и проявлял свою преданность необдуманно и поспешно. Однако Господь смирил его вспыльчивость и укротил нетерпимость, сделав его апостолом любви, чья посвященность не была превзойдена ни одним другим автором Нового Завета. Его горячий темперамент проявляется в его манере выражаться. Он, вслед за Иисусом, называет людей, упорствующих в своем неверии и злобности «детьми дьявола» (Ин 8:44 и 1 Ин 3:10). Но тот же человек говорит: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин 4:7). Это не противоречит его пламенной природе. Быть может, он был человеком, способным стать великим грешником, но Иисус превратил его в великого свидетеля.

 



2015-11-20 473 Обсуждений (0)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)