Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие №8. Рубежный контроль по эмбриологии



2015-11-23 554 Обсуждений (0)
Занятие №8. Рубежный контроль по эмбриологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Модуль по цитологии (I).

Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии.

К занятию студенты должны иметь:

1. Общую тетрадь для практических занятий и выполнения обязательной внеаудиторной самостоятельной работы, тетрадь для лекций.

2. Набор цветных карандашей.

 

К первому занятию необходимо повторить материал по правилам работы с микроскопом и основные вопросы цитологии (ранее изучаемые в курсе биологии).

 

Требования к форме одежды:

Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.

 

Тема практического занятия №2: Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазм

1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка.

2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре.

3. Морфология митотических хромосом. Кариотип.

4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма.

5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.

 

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:

1.Зарисовать основные виды межклеточных контактов с их полным описанием:

а). Простые.

б). Сложные: запирающие (изолирующие) – плотный контакт;

заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт;

коммуникационные (обменные) –щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения.

2. Подготовка к тестовому контролю.

 

Тема практического занятия №3: Воспроизведение клеток.

1. Митоз, как основной способ репродукции клеток.

2. Мейоз. Его особенности и биологическое значение.

3. Эндорепродукция. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия.

4. Понятие о жизненном цикле клеток. Особенности жизненного цикла у различных видов клеток.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:

1. Зарисовать с полным описаниеморганеллы цитоплазмы:

1. Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ в клетках.

2. Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

3. Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки.

4. Органеллы, участвующие в энергопроизводстве.

5. Органеллы, составляющие цитоскелет клетки: центриоли, реснички и жгутики.

6. Специальные органеллы – микроворсинки, базальные складки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы и нейрофибриллы.

2. Подготовка к тестовому контролю.

Тема практического занятия № 4. Рубежный контроль (итоговое занятие) по цитологии.

Проводится в форме тестового контроля по вопросам цитологии с обязательной проверкой тетрадей.

 

 

Модуль по эмбриологии (II).

Тема практического занятия №5: Введение в общую эмбриологию. Основные этапы развития позвоночных. Половые клетки, оплодотворение, дробление. Характеристика бластул. Гаструляция. Формирование осевых органов (на примере развития бесчерепных и амфибий).

1. Предмет и задачи эмбриологии.

2. Понятие об онтогенезе и филогенезе, связь онтогенеза и филогенеза. Характеристика основных этапов эмбриогенеза.

3. Половые клетки. Морфо-функциональная характеристика яйцеклеток и сперматозоидов. Роль ядра и цитоплазмы в передаче и реализации наследственной информации.

4.Оплодотворение (биологическое значение процесса оплодотворения и его основные этапы).

5. Типы дробления. Особенности строения бластул различных позвоночных (на примере ланцетника и амфибий).

6. Гаструляция. Основные способы гаструляции (на примере ланцетника и амфибий).

7. Формирование осевых органов. Дифференцировка мезодермы.

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа:

- зарисовать в тетрадь для самостоятельной работы основные этапы эмбрионального развития позвоночных на примере ланцетника: дробление – 471,481, 72, 102; гаструляция, дифференцировка зародышевых листков, формирование комплекса осевых органов – 501, 152, 172 стр.

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.

 

 

Тема практического занятия №6. Эмбриональное развитие человека (половые клетки, оплодотворение, дробление, первая и вторая фазы гаструляции). Особенности развития человека по сравнению с развитием млекопитающих.

1. Морфофункциональная характеристика половых клеток человека.

2. Оплодотворение, дробление и строение бластулы у человека.

3. Имплантация зародыша. Особенности имплантации зародыша человека.

4. Характеристика процесса гаструляции у человека. Особенности 1-й и 2-й фаз гаструляции человека.

5. Особенности эмбрионального развития человека в сравнении с эмбриогенезом млекопитающих.

 

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать строение половых клеток – 361, 371 стр.;

- зарисовать схему сперматогенеза и овогенеза и отметить в них: название периодов развития; названия всех разновидностей половых клеток; отметить распределение кариотипа человека; распределение половых хромосом - 391, 401 стр.;

- оплодотворение – определение и этапы.

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

Тема практического занятия №7. Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека.

1. Дифференцировка зародышевых листков, образование осевого комплекса зачатков органов у человека на 2-й-3-й неделе развития. Мезенхима.

2. Формирование, строение и функции зародышевых оболочек и провизорных органов у человека.

3. Связь зародыша человека с материнским организмом. Формирование плаценты. Плацента человека, её развитие, строение, функции.

4. Понятие о критических периодах во внутриутробном и постнатальном развитии. Влияние экзо- и эндогенных факторов на развитие. Вклад П.Г. Светлова в разработку о критических периодах.

 

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать плод человека на стадии 9,5 недель –1263, 1114, 1255 стр. Типы плацент млекопитающих и гематоплацентарный барьер на примере структуры ворсинки плаценты человека – 861, 442 стр.

 

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.

3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. – 6-е изд., переб и доп. – М.: Медицина, 2004. – 768 с.: ил.

4. Гистология. Под ред В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1983, 592 с.

5. Гистология: Учебник / Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юрина, Б.В. Алёшин и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной – 4-е изд. Переработанное и дополненное – М.: Медицина, 1989.

 

Занятие №8. Рубежный контроль по эмбриологии.

 

 

Проводится в виде тестового контроля по вопросам эмбриологии с обязательной проверкой тетрадей.

 

 

 



2015-11-23 554 Обсуждений (0)
Занятие №8. Рубежный контроль по эмбриологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие №8. Рубежный контроль по эмбриологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)