Занятие №8. Рубежный контроль по эмбриологии
Модуль по цитологии (I). Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии. К занятию студенты должны иметь: 1. Общую тетрадь для практических занятий и выполнения обязательной внеаудиторной самостоятельной работы, тетрадь для лекций. 2. Набор цветных карандашей.
К первому занятию необходимо повторить материал по правилам работы с микроскопом и основные вопросы цитологии (ранее изучаемые в курсе биологии).
Требования к форме одежды: Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.
Тема практического занятия №2: Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазм 1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка. 2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре. 3. Морфология митотических хромосом. Кариотип. 4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма. 5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: 1.Зарисовать основные виды межклеточных контактов с их полным описанием: а). Простые. б). Сложные: запирающие (изолирующие) – плотный контакт; заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт; коммуникационные (обменные) –щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения. 2. Подготовка к тестовому контролю.
Тема практического занятия №3: Воспроизведение клеток. 1. Митоз, как основной способ репродукции клеток. 2. Мейоз. Его особенности и биологическое значение. 3. Эндорепродукция. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия. 4. Понятие о жизненном цикле клеток. Особенности жизненного цикла у различных видов клеток. Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Зарисовать с полным описаниеморганеллы цитоплазмы: 1. Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ в клетках. 2. Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях. 3. Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки. 4. Органеллы, участвующие в энергопроизводстве. 5. Органеллы, составляющие цитоскелет клетки: центриоли, реснички и жгутики. 6. Специальные органеллы – микроворсинки, базальные складки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы и нейрофибриллы. 2. Подготовка к тестовому контролю. Тема практического занятия № 4. Рубежный контроль (итоговое занятие) по цитологии. Проводится в форме тестового контроля по вопросам цитологии с обязательной проверкой тетрадей.
Модуль по эмбриологии (II). Тема практического занятия №5: Введение в общую эмбриологию. Основные этапы развития позвоночных. Половые клетки, оплодотворение, дробление. Характеристика бластул. Гаструляция. Формирование осевых органов (на примере развития бесчерепных и амфибий). 1. Предмет и задачи эмбриологии. 2. Понятие об онтогенезе и филогенезе, связь онтогенеза и филогенеза. Характеристика основных этапов эмбриогенеза. 3. Половые клетки. Морфо-функциональная характеристика яйцеклеток и сперматозоидов. Роль ядра и цитоплазмы в передаче и реализации наследственной информации. 4.Оплодотворение (биологическое значение процесса оплодотворения и его основные этапы). 5. Типы дробления. Особенности строения бластул различных позвоночных (на примере ланцетника и амфибий). 6. Гаструляция. Основные способы гаструляции (на примере ланцетника и амфибий). 7. Формирование осевых органов. Дифференцировка мезодермы.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: - зарисовать в тетрадь для самостоятельной работы основные этапы эмбрионального развития позвоночных на примере ланцетника: дробление – 471,481, 72, 102; гаструляция, дифференцировка зародышевых листков, формирование комплекса осевых органов – 501, 152, 172 стр. Литература: 1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с. 2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.
Тема практического занятия №6. Эмбриональное развитие человека (половые клетки, оплодотворение, дробление, первая и вторая фазы гаструляции). Особенности развития человека по сравнению с развитием млекопитающих. 1. Морфофункциональная характеристика половых клеток человека. 2. Оплодотворение, дробление и строение бластулы у человека. 3. Имплантация зародыша. Особенности имплантации зародыша человека. 4. Характеристика процесса гаструляции у человека. Особенности 1-й и 2-й фаз гаструляции человека. 5. Особенности эмбрионального развития человека в сравнении с эмбриогенезом млекопитающих.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать строение половых клеток – 361, 371 стр.; - зарисовать схему сперматогенеза и овогенеза и отметить в них: название периодов развития; названия всех разновидностей половых клеток; отметить распределение кариотипа человека; распределение половых хромосом - 391, 401 стр.; - оплодотворение – определение и этапы. Литература: 1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с. Тема практического занятия №7. Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека. 1. Дифференцировка зародышевых листков, образование осевого комплекса зачатков органов у человека на 2-й-3-й неделе развития. Мезенхима. 2. Формирование, строение и функции зародышевых оболочек и провизорных органов у человека. 3. Связь зародыша человека с материнским организмом. Формирование плаценты. Плацента человека, её развитие, строение, функции. 4. Понятие о критических периодах во внутриутробном и постнатальном развитии. Влияние экзо- и эндогенных факторов на развитие. Вклад П.Г. Светлова в разработку о критических периодах.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать плод человека на стадии 9,5 недель –1263, 1114, 1255 стр. Типы плацент млекопитающих и гематоплацентарный барьер на примере структуры ворсинки плаценты человека – 861, 442 стр.
Литература: 1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с. 2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986. 3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. – 6-е изд., переб и доп. – М.: Медицина, 2004. – 768 с.: ил. 4. Гистология. Под ред В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1983, 592 с. 5. Гистология: Учебник / Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юрина, Б.В. Алёшин и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной – 4-е изд. Переработанное и дополненное – М.: Медицина, 1989.
Занятие №8. Рубежный контроль по эмбриологии.
Проводится в виде тестового контроля по вопросам эмбриологии с обязательной проверкой тетрадей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |