Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



2015-11-23 810 Обсуждений (0)
ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

Тема I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИ­МЫЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА

Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы.

1. Система специальных (коррекционных) учреждений для де­тей, имеющих нарушения в развитии.

2. Определение понятия «нерезко (слабо) выраженные отклоне­ния в развитии». Психолого-педагогическая характеристика де­тей с отклонениями в развитии. Организация психолого - педаго­гической и лечебной помощи детям этой категории.

3. Основные организационные мероприятия при поступлении детей с отклонениями в развитии в образовательные учреждения общего типа.

Методические рекомендации к проведению занятия

Первый вопрос занятия обсуждается в форме собеседования преподавателя со студентами. Установка к этому дается педаго­гом на предшествующем лекционном занятии. При подготовке к собеседованию студенты пользуются материалами лекционного курса и литературными источниками (с. 14, №№ 1-5 и др.). В ча­стности, преподаватель напоминает студентам современную обобщенную модель системы специального образования и меди­ко-социальной помощи детям с проблемами в развитии, ее ос­новные компоненты: лечебно-профилактическое направление, диагностическое, воспитательно-образовательное, социально-реабилитационное, коррекционно-развивающее. Им соответст­вуют основные виды государственных учреждений: специальные (коррекционпые) образовательные учреждения, лечебные учре­ждения по оказанию помощи детям с отклонениями в развитии, консультационно-диагностические учреждения (психолого-ме-дико-педагогические комиссии и консилиумы, консультационно-диагностические центры и др.), центры реабилитации и коррек­ции. На практическом занятии преподаватель более подробно знакомит студентов с основными типами специальных (коррек­ционных) учреждений: (1) учреждениями системы гособразова­ния (детские сады компенсирующего и комбинированного вида, коррекционные группы при ДОУ общего типа, логопедические пункты при общеобразовательных учреждениях, специальные школы, классы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, центры развития ребенка с коррекционными группами и др.), (2) учреждениями системы здравоохранения (специализи­рованные стационары, отделения и группы в детских больницах и домах ребенка; система специализированных кабинетов при детских поликлиниках и др.), (3) системы социальной помощи населению (центры медико-социальной и психологической помо­щи детям и подросткам, детские дома для детей с глубокими на­рушениями интеллекта). Преподаватель обращает внимание на социально-правовой аспект деятельности специальных образова­тельных учреждений, знакомит студентов с нормативными доку­ментами, регламентирующими их деятельность (с. 14, №№ 2-5; Приложения, с.с. 266-295). Со студентами факультета дошколь­ного воспитания более подробно рассматривается вопрос: «Сис­тема специальных (коррекционных) учреждений для детей до­школьного возраста».

При рассмотрении второго вопроса определяется, дети с ка­кими отклонениями, в развитии и при каких условиях могут нахо­диться в ДОУ и школе общего назначения. Преподаватель дает обобщенную клиническую и психолого-педагогическую характе­ристику детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии (нарушения развития легкой степени тяжести), приводит приме­ры таких нарушений при различных формах отклоняющегося развития.

Категория детей с минимальными, либо парциальными на­рушениями развития полиморфна и представлена следующими категориями:

- дети с минимальными нарушениями слуха;

- дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косог -лазием и амблиопией;

- дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, за­крытая ринолалия, дисфония, нарушения темпо-ритмической сторо­ны речи несудорожного характера; нарушения фонематического восприятия);

- дети с легкой задержкой психического развития (конституцио­нальная, соматогенная, психогенная);

- дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна и др.) соматогенной или церебрально-органической природы (часто болеющие дети, постгравматики, аллергики, дети с компен­сированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэн-докринными состояниями);


- дети и подростки с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидной психопатии, психастении и др.);

- дети с девиаытным поведением органического генеза (синдром ги­перактивности, синдром дефицита внимания);

- дети с легкими проявлениями двигательной патологии цереб­рально-органической природы;

- дети, у которых наблюдается асинхрония созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции) и др. [с. 14, №5].

В ходе занятия уточняется содержание терминов-понятий: «дети, испытывающие трудности в обучении», дети «группы риска» в образовательных учреждениях; проявления «школьной дезадаптации», «психической депривации» у детей и подростков, «дети с особыми социальными (образовательными) потребностя­ми» и др. (с. 14, №№ 2,3). Затем студенты знакомятся с необхо­димыми организационными мероприятиями в отношении детей с недостатками в развитии, поступающих в ДОУ и школы общего типа. (Практическая часть настоящего пособия, с.60-63.) Препо­даватель дает необходимые пояснения и указания к данному ме­тодическому материалу, приводит примеры из практики коррек-ционно-педагогической работы с детьми.

Студентам вечернего отделения предлагается для конспекти­рования и самостоятельного изучения соответствующая литера­тура и указанный методический материал (№№ 1-3, 8, 9; Прило­жения 1-3 и др.).

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.

2. Специальная педагогика / Под ред. П.М. Макаровой. М, 2002.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. -М., 2001.

4. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекцион-ное) образование. Министерство общего и профессионального образо­вания РФ.-М., 1999.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.

6. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. - М., 2001.

7. Словарь-справочник по специальной педагогике / Сост. М.И. Ники­тина, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов и др. - М., 2004.

8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекци­онная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001.

9. Хрестоматия по специальной педагогике / Под ред. Н.М. Назаро­вой. - М., 2002.

 

 



2015-11-23 810 Обсуждений (0)
ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (810)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)