Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Конституционный кризис 1993 г




В начале 1993 г. предполагалось договориться о списке и содержании вопросов, выносимых на референдум. Но VIII внеочередной съезд народных депутатов, проходивший 10-13 марта, отменил решение о референдуме. В ответ 20 марта 1993 г. Ельцин в обращении к гражданам России заявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой конституции. Любые действия должностных лиц, направленные на отмену или приостановление действия указов президента, объявлялись незаконными. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. Собравшийся ночью 22 марта Конституционный Суд признал действия президента не соответствующими сразу девяти статьям действовавшей конституции. Это позволило народным депутатам, срочно собравшимся 26 марта на IX внеочередной съезд, назвать действия президента попыткой государственного переворота, что предусматривало, согласно Конституции, его отрешение от власти. Однако попытка отстранить Б.Н.Ельцина от власти закончилась неудачей – необходимое количество голосов собрать не удалось. Кризис власти завершился очередным компромиссом. Президент отказался от своего обращения, а съезд принял решение о проведении 25 апреля референдума. Ветви власти договорились о вынесении на референдум четырех вопросов: «Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину»; «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ».



На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан (58%) поддержало президента и его политику и высказалось против досрочных перевыборов как президента, так и Верховного Совета. Ельцин расценил итоги референдума как свою победу и приступил к активной подготовке конституционной реформы.

29 апреля 1993 г. на совещании руководителей республик в составе Российской Федерации, глав администраций краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга Б.Н. Ельцин впервые огласил идею Конституционного совещания как органа по выработке текста нового Основного закона страны. В работе Конституционного совещания могли участвовать представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной Прокуратуры.

Конституционное совещание было торжественно открыто в Кремле 5 июня 1993 г. Для обсуждения был предложен вариант, который до этого был синтезирован из нескольких имевшихся к этому моменту проектов. 12 июля проект конституции был одобрен всеми тремя палатами и направлен во все субъекты федерации для обсуждения. Параллельно в регионы Верховный Совет разослал свой проект, подготовленной Конституционной комиссией. В первых числах сентября представители Кремля и Верховного Совета безуспешно искали возможности согласования двух проектов. Противостояние президента и Верховного Совета усиливалось.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявивший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов и проведении выборов в новый законодательный орган власти – Федеральное Собрание. Верховный Совет подлежал роспуску. Хасбулатов оценил действия Ельцина как государственный переворот. Около 24 часов 21 сентября в Белом доме на экстренную (7-ю) сессию собрался Верховный Совет с единственным вопросом в повестке дня – «О политической ситуации в Российской Федерации, сложившейся в результате государственного переворота». Одновременно Конституционный Суд признал указ президента № 1400 и его обращение к гражданам России не соответствующими целому ряду статей действовавшей конституции, из чего сделал вывод о том, что эти документы служат основанием для отрешения Ельцина от должности.

Верховный Совет, руководствуясь статьей 121 (п. 6) Конституции 1978 г., гласившей, что полномочия «президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно», принял постановление «О прекращении полномочий президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.». Исполнение обязанностей президента было возложено на вице-президента А. Руцкого. Антиконституционными признал действия Б.Н. Ельцина и Конституционный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и президента.

Здание Белого дома, в котором укрылись оппозиционно настроенные депутаты Верховного Совета, было блокировано. 2 октября на Смоленской площади в Москве произошло столкновение между милицией и сторонниками Верховного Совета, пытавшимися прорваться сквозь кордоны к «Дому Советов». Пролилась кровь. На следующий день 3 октября 1993 г. толпа возбужденных сторонников парламента прорвала милицейские заслоны, прошла от Октябрьской площади до Белого дома и разблокировала его. В тот же день вооруженные отряды сторонников Верховного Совета захватили здание мэрии и предприняли попытку взять штурмом телерадиокомплекс «Останкино». С обеих сторон появились первые жертвы.

Указом президента РФ с 16 часов 3 октября 1993 г. в Москве было введено чрезвычайное положение, а 4 октября в 6 часов 45 минут начался штурм Белого дома. В 9 часов 20 минут подошедшие танки открыли огонь по зданию. К 17 часам в результате осады и танкового обстрела Белый дом пал. Руководители обороны А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов, А.М. Макашов и др. были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.

Точное число убитых (в связи с прекращением уголовного дела) неизвестно. По официальным данным, 3-4 октября 1993 г. погибли 145 человек. Оппозиционные газеты называли значительно большее число погибших – до 1500 человек. События 3-4 октября 1993 г. остаются предметом острых дискуссий политического и нравственного характера, в российском обществе.

Одержав победу, президент подписал указ о проведении выборов в новый законодательный орган – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина – по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой конституции.

7 октября 1993 г. указом президента были распущены Советы в Москве. 22 октября президент подписал указ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации». Этим указом объявлялись выборы в представительные органы власти в регионах в период с декабря 1993 по март 1994 г. 26 октября 1993 г. указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных советов прекращалась, их функции передавались главам местной администрации. Выборы же новых органов местного самоуправления предполагалось провести с декабря 1993 по июнь 1994 г. Таким образом, в результате целого ряда указов, последовавших за подавлением сопротивления Верховного Совета, Советская власть, просуществовавшая 76 лет, была ликвидирована. Исполнительной власти оставалось только закрепить достигнутые успехи принятием новой конституции и проведением выборов в новый парламент России.

12 декабря 1993 г. на референдуме за президентский проект конституции проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (32,3% общего числа избирателей страны). Новый Основной закон устанавливал в России смешанную (президентско-парламентскую) республику. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание. Конституция существенно упрочила позиции президента. Одновременно с референдумом по принятию новой конституции проходили выборы в Государственную думу. По партийным спискам четверть голосов избирателей получила ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, 15% голосов – «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром; значительное количество голосов получили представители КПРФ (лидер – Г.А. Зюганов). Вслед за выборами в Федеральное Собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданные вместо распущенных Советов. Права Государственной Думы были значительно урезаны по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета. Депутаты потеряли право контроля над деятельностью административных органов (право депутатского запроса).

 

3. Власть и общество в 19941999 гг.

В Государственной Думе первого созыва, избранной 12 декабря 1993 г. и начавшей работу 11 января 1994 г., ни одна из партийных фракций и депутатских групп не получила такого большинства мандатов, которое позволило бы ей претендовать на лидерство в палате. Оказалось примерно равным и соотношение политических сил, поддерживающих политику реформ и, наоборот, находящихся в оппозиции. Из-за излишней политизированности результаты деятельности Государственной Думы, особенно на первом этапе, оказались меньше, чем ожидалось, хотя парламент и сумел принять ряд важных законов, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации (общая часть).

Понимая, что в условиях конфронтации невозможна нормальная деятельность, депутаты и президентские структуры вынуждены были пойти на компромисс. В феврале 1994 г. Дума объявила амнистию участникам августовских (1991) и октябрьских (1993) событий. В апреле-июне 1994 г. был принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный всеми думскими фракциями, большинством политических партий и движений России. Подписание этих документов способствовало ослаблению гражданского противостояния в обществе. Но президенту так и не удалось получить поддержку радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку. Из правительства были удалены сторонники радикальных преобразований Е.Т. Гайдар и Б.Г. Федоров.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения политических сил в обществе. Это наглядно продемонстрировали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 г. Дума второго созыва оказалась еще более оппозиционной правительству и президенту, чем предыдущая. Противостояние законодательной и исполнительной властей продолжилось, но оно уже не принимало таких острых форм, как в 1993 г.

Начало 1996 г. в политической жизни страны было наполнено ожиданием. Это был год новых президентских выборов, от исхода которых зависело, по какому пути пойдет страна навстречу третьему тысячелетию. Большинство населения было не довольно политикой, проводившейся исполнительной властью в последние годы, и готовилось проголосовать против существующих порядков. Сомнения в победе Б.Н. Ельцина доминировали в течение всей предвыборной кампании и особенно в феврале-апреле 1996 г., когда рейтинг президента был в несколько раз ниже рейтинга его основного соперника Г.А. Зюганова.

В феврале-марте 1996 г. Ельцин выступил с рядом инициатив, направленных на то, чтобы привлечь избирателей на свою сторону: обещал ликвидировать задолженность по социальным платежам, повысить минимальный размер пенсии, содействовать интеграции в СНГ, предложил план урегулирования конфликта в Чечне. Кроме того, были списаны долги по товарным кредитам для аграрно-промышленного комплекса, обещаны льготы ВПК, обнародована программа поддержки малого бизнеса. В результате этих мер реальные доходы населения в период избирательной кампании выросли на 4% в феврале и на 5% в марте 1996 г.

Недовольство политикой правительства в значительной степени отошло на второй план перед альтернативой возвращения к власти коммунистов. Отторжение от прошлого оказалось для большинства населения сильнее недовольства сегодняшним днем. Сыграло роль и то, что значительная часть граждан России стала приспосабливаться к изменившимся условиям и уже не хотела резких перемен. Все это способствовало тому, что Ельцину удалось объединить вокруг себя силы, не желавшие победы коммунистов, привлечь на свою сторону большинство избирателей. В свою очередь, главный конкурент Ельцина, лидер коммунистов Зюганов, сумел добиться коалиции с левыми партиями. Предвыборную коалицию с КПРФ составили такие организации, как «Трудовая Россия» (лидер В.И. Анпилов), «Держава» (А.В. Руцкой), Аграрная партия (М.И. Лапшин), «Российский общенародный союз» (С.Н. Бабурин).

В июне 1996 г. прошел первый тур президентских выборов. Разрыв между основными претендентами Б.Н. Ельциным и Г.А. Зюгановым был настолько невелик (всего 3,28%), что у сторонников Ельцина возникло серьезное беспокойство относительно его победы во втором туре. Нет сомнения в том, что если бы не интенсивная и довольно грамотная работа избирательного штаба Ельцина во главе с А.Б. Чубайсом и сверхактивность самого Б.Н. Ельцина в последний месяц перед выборами, возродившая в глазах избирателей имидж Ельцина образца 1991 г. и веру в то, что в случае избрания на второй срок, он сумеет переломить ситуацию в стране к лучшему, он не одержал бы победу. Во втором туре выборов 3 июля 1996 г. за Б.Н. Ельцина проголосовало 53,8% принявших участие в выборах, за Г.А. Зюганова – 40,3%.

Однако переизбрание Б.Н. Ельцина на новый срок не привело к стабилизации положения в стране. Постоянное противостояние законодательной и президентской властей мешало решению важнейших экономических вопросов, откладывалось принятие основополагающих законодательных актов. В то же время реальная политическая власть все в большей степени сосредотачивалась в руках крупнейших финансовых групп, возникших в ходе приватизации и раздела государственной собственности. Эти группы взяли под контроль все электронные средства массовой информации. Обыденным явлением стали террористические акты, заказные убийства банкиров, предпринимателей, политических деятелей, журналистов.

Падал рейтинг и самого президента. Разросшаяся президентская администрация включала более сорока консультативных подразделений и многочисленный вспомогательный персонал – всего приблизительно 7 тыс. человек. В отличие от официального правительства она по существу пользовалась иммунитетом от надзора законодательной власти. Это позволяло президенту укрывать какие-то аспекты деятельности правительства, перенося ее в недра президентского аппарата. Политической стабильности не способствовали и многочисленные кадровые перестановки, особенно участившиеся после того, как 23 марта 1998 г. Б.Н. Ельцин отправил в отставку с поста председателя правительства «политического долгожителя» B.C. Черномырдина и весь его кабинет министров. С тех пор главы правительства и их состав менялись почти каждые 6-8 месяцев.

15 мая 1999 г. впервые в истории России Государственная Дума рассмотрела вопрос о досрочном прекращении полномочий президента. Согласно Конституции РФ для этого депутатам необходимо было набрать не менее двух третей голосов. Процедура импичмента была инициирована еще в 1998 г. на основании пяти предъявляемых Б.Н. Ельцину обвинений: развал Советского Союза; трагические события осени 1993 г.; развязывание войны в Чечне; развал армии и геноцид русского народа. Правительство Е.М. Примакова, образованное осенью 1998 г. вслед за августовским обвалом финансового рынка России и опиравшееся на парламентское большинство в Думе, не предпринимало никаких видимых усилий к тому, чтобы заблокировать усилия депутатов сместить президента со своего поста. Чувствуя себя находящимся в патовой ситуации, Б.Н. Ельцин решился на рискованные меры и накануне голосования в Думе по импичменту отправил премьер-министра Примакова в отставку, внеся при этом на рассмотрение Думы кандидатуру нового премьера С.В. Степашина. Судьба правительства оказалась таким образом тесно связанной с исходом голосования по импичменту. За несколько дней до голосования политическая атмосфера оказалась накаленной до предела. Стало ясно, что только фракция «Наш дом – Россия» во главе с бывшим премьер-министром B.C. Черномырдиным не поддержит все пункты обвинения против президента. Даже либеральная фракция «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским категорически отказалась идти на компромисс с президентом по вопросу о войне в Чечне. В лагере Б.Н. Ельцина стали открыто поговаривать о возможном роспуске Думы. Со своей стороны политики из лагеря оппозиции угрожали президенту ответными мерами в том случае, если он решится на применение насилия.

Однако процедура отрешения Б.Н. Ельцина от должности не вышла за пределы Государственной Думы. Ни один из пяти пунктов обвинения не набрал необходимых трехсот голосов. Даже по самому «проходному» пункту – развязывание военных действий в Чечне – депутатам удалось набрать лишь 283 голоса. Инициирование процедуры импичмента в 1998-1999 гг. стало первой попыткой привлечь к ответственности верховную власть по закону.

Попытка отрешить президента от власти провалилась, и Ельцин на время снова укрепил свои позиции.

18 декабря 1999 г. прошли выборы в третью Государственную Думу. В ходе предвыборной кампании различные политические силы поднимали вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию. Основные требования сводились к уменьшению объема полномочий президента и формированию правительства на основе парламентского большинства. Однако на выборах победило проправительственное движение «Единство», а 31 декабря Б.Н. Ельцин, которого оппозиция постоянно обвиняла в цеплянии за власть, неожиданно для многих заявил о своей добровольной отставке и передаче президентских полномочий председателю правительства В.В.Путину, которого он еще в августе 1999 г. назвал своим преемником. Эти события уходящего года изменили расстановку политических сил. «Эпоха Ельцина» закончилась, и в новый 2000 г. страна вступала под властью политика, имевшего уже в политическом багаже высокий рейтинг, успешно начавшуюся контртеррористическую операцию на Северном Кавказе, а также разработанную Центром стратегических исследований программу дальнейших реформ во всех сферах жизни российского общества.

По прошествии всего нескольких лет чрезвычайно трудно объективно оценить все перипетии внутриполитического развития России в годы правления первого президента. С одной стороны, были заложены основы нового демократического государственного устройства, политический плюрализм. С другой стороны, решительно защищая эти перемены в условиях постоянной борьбы с левой оппозицией, Б.Н. Ельцин мог легко выйти за пределы правового поля и использовать чисто силовые методы (события осени 1993 г.). Политическая система России в 1992-1999 гг. имела не только конфронтационный, но и аморфный характер. Многочисленные партии так и не сложились ни в двух-, ни в трехпартийную систему. Уровень доверия к власти и рейтинг Б.Н. Ельцина неуклонно падали. В обществе наметилась явная усталость от затянувшегося ожидания перемен к лучшему, от многочисленных скандалов (героями которых порой оказывались люди из «команды» Ельцина и даже его ближайшие родственники). Девальвации подверглось само понятие демократии.

4. Политическая история современной России. В.В. Путин.

26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. На высший пост страны претендовали 11 российских политиков, но убедительную победу уже в первом туре одержал исполняющий обязанности президента В.В. Путин.

Время Путина не стало прямым продолжением «эпохи Ельцина». Обеспечив преемственность в плане демократического выбора, новый глава государства в то лее время начал реализовывать самостоятельную политику, все заметнее обозначая разрыв с наследием предшественника, с тем порядком, при котором пышным цветом расцвели сомнительные финансовые комбинации, породившие российских олигархов, в число которых входили и люди из ближайшего окружения Б.Н. Ельцина. Еще находясь на посту председателя правительства, В.В. Путин сумел консолидировать, казалось бы, безнадежно расколотое атомизированное российское общество, начав решительную борьбу с боевиками, напавшими на Дагестан. Эта роль гаранта стабильности и антикризисного руководителя обеспечила В.В. Путину высокий уровень доверия. В период своего политического самоутверждения в 2000 г. он добился прорыва сразу на нескольких направлениях: осуществил перераспределение полномочий от могущественного Совета Федерации в пользу сугубо совещательного Госсовета, инициировал реформу федеральных округов, нацеленную на восстановление контроля за главами регионов, начал реализацию пакета реформ в рамках программы, подготовленной Центром стратегических разработок.

В условиях, когда общество было социально и идеологически расколото, в качестве основы государственной политики В.В. Путиным был избран принцип «социального контракта» – консолидации государства, бизнеса и общества. Поддержавшие на выборах В.В. Путина избиратели были неоднородны. Среди них – и сторонники сильного и социально ориентированного государства, и те, кто рассчитывал на продолжение и углубление либеральных реформ. Такая противоречивость неизбежно заставляла президента искать компромисс. Он не мог, с одной стороны, отказаться от социальных обязательств перед гражданами, а с другой – от постулатов либеральной идеологии. Общественным компромиссом выглядела проведенная реформа государственных символов. В XXI век Россия вошла с эклектичным набором государственной символики: к двуглавому орлу герба и триколору добавился несколько переработанный бывший гимн СССР на мелодию А.В. Александрова. Несмотря на споры и разные мнения это не раскололо общество. Опросы свидетельствовали, что утверждение Федеральным Собранием этой триады символов одобрили 73% россиян. Приняв символы, относящиеся к разным периодам отечественной истории, страна восстанавливала историческую память.

Не причисляя себя к какой-либо партии и находясь не по лозунгам, а по практике «правее» «центра», прагматичный политик В.В. Путин (в отличие от Б.Н. Ельцина) демонстрировал готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая и оппозиционные.

Выступая за свободу средств массовой информации, В.В. Путин в то же время считал, что эта свобода оказалась под угрозой из-за возможности «так называемых олигархов покупать журналистов и диктовать им свою волю, причем в своих групповых интересах, и защищать этот путь олигархического развития России, который навязывался стране на протяжении последнего десятилетия». В ответ на развязанную против себя пиар-кампанию некоторыми СМИ, Путин нейтрализовал влияние на власть тех олигархов (В.А.Гусинский, Б.А.Березовский), которые эти СМИ финансировали и контролировали. Эти события (особенно смена руководства телеканала НТВ) породили как в стране, так и за рубежом беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России. Но действия по выведению за рамки «информационного пространства» ряда непопулярных в обществе деятелей не сказались на доверии российских граждан к В.В. Путину. Поддержка президента в обществе продолжала оставаться высокой (на уровне 65-70%).

Важным шагом по укреплению вертикали власти стало принятие поправок к действующему законодательству, которые дали президенту право временно отстранять губернаторов от должности, если в отношении них возбуждено уголовное дело, распускать законодательный орган субъекта Федерации, не исполняющий постановления суда. На главах субъектов Федерации теперь лежала ответственность не только за выполнение предвыборных обещаний, но и за исполнение федеральных законов, указов президента РФ, актов правительства и судебных решений.

С созданием семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента административный ресурс центра резко увеличился. В 2000 г. федеральная власть, стремясь восстановить единое конституционно-правовое пространство, приступила к мониторингу и исправлению законодательной базы субъектов федерации. Президент потребовал от своих полномочных представителей привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Были признаны не соответствующими российской конституции положения о республиках как субъектах международного права, об их праве заключать договоры международно-правового характера, а также о праве самостоятельно регулировать отношения собственности на природные ресурсы, находящиеся на их территории.

Был сделан ряд шагов по выстраиванию новой системы межбюджетных отношений между центром и регионами, разработана программа «Бюджетный федерализм», ограничены полномочия регионов по сбору налогов.

Перемены произошли и в законодательной ветви федеральной власти. На выборах в третью Государственную думу победила КПРФ, но в то же время резко возросла доля проправительственных фракций. В новой Думе коммунисты уже не имели большинства и вынуждены были искать союзников для создания мощного парламентского блока. При распределении комитетов и выборах председателя Думы вместо предполагавшегося союза фракций КПРФ и «Отечество – вся Россия» (ОВР) в нижней палате неожиданно для многих образовался союз КПРФ и центристской фракции «Единство» при участии ЛДПР, Агропромышленной группы и группы «Народный депутат». Такой союз, имея в Думе около 290 мест из 450, избрал председателем Думы коммуниста Г.Н. Селезнева и поделил председательские должности в комитетах с явным ущербом для фракций ОВР, СПС, «Яблоко» и группы «Регионы России». Последние весь январь 2001 г. бойкотировали заседания Думы. Но практика показала, что союз «Единства» с КПРФ был временным компромиссом. При голосовании по важнейшим законопроектам, предлагаемым правительством, и инициированным самими депутатами, центристы и левые фракции оказывались по разные стороны баррикад. За три года деятельности третьей Государственной Думы левым фракциям ни разу не удалось заблокировать принятие законов, даже таких болезненных с их точки зрения для населения, как новые Трудовой и Земельный кодексы и Закон об обороте земель сельхозназначения. А в апреле 2002 г. в нижней палате произошел настоящий «антикоммунистический переворот» – посты семи из девяти председателей комитетов, которыми ранее руководили депутаты от КПРФ, были переданы другим фракциям.

Изменениям в партийной системе страны в немалой степени способствовал закон о политических партиях, вступивший в силу 14 июля 2001 г. Долгое время партии в России существовали в льготном правовом режиме. Они регистрировались на основе весьма либерального закона об общественных объединениях. Введение нового закона о партиях, стратегической задачей которого являлся переход России к 2-3-партийной системе, привело к ужесточению требований. Теперь партией считалась лишь та политическая организация, которая насчитывала в своих рядах не менее 9 тыс. членов, причем требовалось, чтобы они проживали на территории более чем половины общего числа субъектов федерации. Эти условия серьезно сокращали список претендентов. Если до принятия закона о политических партиях в Министерстве юстиции РФ было зарегистрировано 199 общероссийских политических общественных объединений, то к ноябрю 2002 г. лишь 43 из них преобразовались в политические партии и были зарегистрированы.

Контуры трехпартийной системы в России становились все отчетливее. Левое крыло в политическом спектре заняла самая массовая в России партия – КПРФ, правое крыло – СПС, а в центре позиционировалась возникшая путем объединения «Отечества» и «Единства» партия «Единая Россия» – самая развернутая в регионах и обладающая мощным административным ресурсом политическая организация. К центристским партиям также относили себя Народная партия, ЛДПР, «Партия Жизни». В 2001 г. впервые в России появилась партия, отодвинувшая идеологию на второй план, а на первый поставившая идею поддержки президентства конкретного политика. Эта модель напоминает партийную систему США, где задача партий сводится в основном к организации президентской кампании. Именно этим – поддержкой курса, нацеленного на победу исполняющего обязанности президента премьер-министра В. В. Путина, с самого начала отличалось «Единство», и эту ее основную черту унаследовала «Единая Россия».

Изменилась ситуация и в лагере потенциальных политических оппонентов президента в сфере бизнеса. Олигархи, дистанцированные от Кремля, заметно уменьшили свое участие в публичной политике. Но, сохраняя собственность, связи, контроль за финансовыми потоками, они перенесли центр своей активности в регионы, добившись там политической власти, либо доминирования в «системообразующих» отраслях.

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва, прошедшие 7 декабря 2003 г., принесли несколько политических сенсаций. Так, их результаты оказались неожиданными в плане ослабления «правого и левого крыла» в Госдуме: 5-поцентный барьер не прошли праволиберальные партии СПС и «Яблоко», а Коммунистическая партия Российской Федерации смогла собрать лишь 12,67% голосов избирателей. Вопреки прогнозам ВЦИОМа и ФОМа уверенно вошли в четверку лидеров ЛДПР (11,61%) и созданный за три месяца до выборов блок левопатриотических сил «Родина» (9,07%). Поразительным был и успех «Единой России», собравшей наибольшее число голосов избирателей – 37,09%. Оценивая столь высокий результат «партии власти», некоторые зарубежные средства массовой информации поспешили объяснить его чрезмерным использованием административного ресурса и окрестили выборы 7 декабря в России «демократическими, но не свободными».

В целом в 2000–2005 гг. изменились не только структура, но и характер политической системы Российского государства. В 90-е годы она была по всем признакам конфронтационной и характеризовалась жестким противостоянием (в том числе идеологическим) и борьбой между различными уровнями и ветвями власти, с вовлечением в это противостояние разных слоев общества. Характер новой, сформировавшейся в начале XXI в., политической системы можно определить как консенсусный.

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)