Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Семья и дошкольное образовательное учреждение как институты социализации ребенка в дошкольном возрасте



2015-11-23 4128 Обсуждений (0)
Тема 4. Семья и дошкольное образовательное учреждение как институты социализации ребенка в дошкольном возрасте 5.00 из 5.00 3 оценки




Общество воздействует на подрастающее поколение, используя разнообразные социальные каналы и обеспечивая личности возможность накапливать свой собственный уникальный социальный опыт во взаимодействии с окружающим миром и в разнообразных условиях.

Для характеристики разнообразных трансляторов социального опыта и тех условий, которые более или менее активно влияют на процесс социализации, используются различные понятия, в частности факторы и институты социализации.

Факторы социализации – это необходимые действующие условия ее протекания. Выделяется несколько групп факторов, одна из которых – микрофакторы. К этой группе относятся условия, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, религиозные).

Социальное становление человека происходит также в разных социальных группах. Социальные группы, выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей и задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Термин «социальный институт» используется в широком социологическом смысле как сложившиеся в ходе развития общества естественные формы отношений между людьми.

Выделяются следующие социальные группы или институты социализации: семья, дошкольное учреждение, школа, вуз, трудовой коллектив.

Степень влияния различных институтов социализации на разных возрастных этапах существенно различна. В дошкольном возрасте важнейшими институтами социализации являются семья и детский сад. Они выступают и как факторы, и как важнейшие социальные институты развития ребенка в дошкольном возрасте.

На современном этапе уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание. В целом современная наука считает, что семейное воспитание не является автономным фактором в формировании личности ребенка и должно дополняться системой других воспитательных институтов на основе отношений сотрудничества и взаимодействия.

Можно выделить две основные мотивировки необходимости взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.

Первое положение связано с понятием «социализация». У каждого института социализации в дошкольном возрасте – семьи и детского сада - есть свои социализирующие функции. Перечислим функции семьи в процессе социализации ребенка-дошкольника, выделенные А.В. Мудриком:

§ семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка;

§ семья влияет на формирование психологического пола ребенка;

§ семья играет ведущую роль в умственном развитии дошколь-ника;

§ семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации);

§ в семье происходит формирование ценностных ориентаций;

§ семья выполняет функцию социально-психологической поддержки [3].

Т.А. Репина выделяет следующие социализирующие функции детской группы:

§ функция общей социализации;

§ функция интенсификации половой социализации;

§ функция формирования ценностных ориентаций;

§ оценочная функция;

§ функция нормализации и корректирования влияния неблагополучной семьи [4].

Таким образом, семья и детский сад имеют как общие, так и различные социализирующие функции и связаны в хронологическом ряду развития ребенка формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения.

Второе положение о необходимости взаимодействия детского сада и семьи связано со сравнительным анализом преимуществ и недостатков детского сада и семьи как социальных институтов (выделены в исследованиях Е.П. Арнаутовой, В.М. Ивановой). Например, с одной стороны, деловая форма общения воспитателя с детьми в детском саду, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость режима дня (недостатки общественного воспитания) и эмоциональная насыщенность отношений «ребенок – взрослый» в семье, индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня (преимущества семейного воспитания) и, с другой стороны, целенаправленный характер воспитания, применение методов воспитания и обучения, адекватных возрастным особенностям детей, разнообразие содержательной деятельности в детском обществе (преимущества общественного воспитания) и стихийный характер воспитания и обучения в семье, непонимание родителями возрастных особенностей детей, однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье (недостатки семейного воспитания).

Таким образом, детский сад как социальный институт должен поддерживать, направлять, дополнять воспитательную деятельность родителей, и в основе их взаимодействия должна лежать помощь друг другу в решении индивидуальных проблем ребенка и в оптимизации его развития.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте, насколько эффективно реализуются семьей присущие ей функции. Назовите причины, препятствующие осуществлению этих функций в современных условиях.

2. Кризис семьи: есть ли он и в чем проявляется? Как вы считаете, есть ли у семьи будущее?

3. Определите тип вашей собственной семьи по различным основаниям классификаций.

4. Выделите общее и различное в социализирующих функциях родителей и воспитателей дошкольных учреждений, в способах их реализации.

Литература

Основная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980. – С. 334-352.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – С. 25-27.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 86-93.

4. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988. – С. 173-180.

Дополнительная литература

1. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1998. – С. 256-261.

2. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХVIII – ХХ в.) – М., 1997. – С. 243-285.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. – С. 56-58.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М., 2000. – С. 98-128.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1



2015-11-23 4128 Обсуждений (0)
Тема 4. Семья и дошкольное образовательное учреждение как институты социализации ребенка в дошкольном возрасте 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тема 4. Семья и дошкольное образовательное учреждение как институты социализации ребенка в дошкольном возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)