Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Коммуникация и общение




 

Существуют три позиции специалистов по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение».

1. Отождествлении смысла/значения данных понятий ( = коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми).

2. Разграничение понятий «коммуникация» и «общение».

1) общение имеет и практически (материальный), и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений;

2) Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект ее пассивно получает. К. является процессом однонаправленным. Общение представляет собой субъект-субъектную связь, при которой нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела. К. носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение — диалогично .

По А.В. Соколову, общение — это одна из форм коммуникационной деятельности.

Г.М. Андреева рассматривает общение как более широкую категорию, чем чем коммуникация и выделяeт в структуре общения три взаимосвязанные стороны:



1) коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 

 

Соотношение понятий коммуникация и общение рассматривается в зависимости от того содержания, которое в них вкладывается. Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения; в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации.

Итак, что мы имеем?

Инвариантом большинства определений коммуникации выступает понятие информации или информационного обмена. Общение — это процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. Именно поэтому в зависимости от трактовки информации мы можем получить различные представления о коммуникации и общении и их соотношении.

Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то необходимо признать более широкий характер понятия «общение», включающего наряду с информационной стороной взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны. Однако, если рассматривать информацию как атрибутивное свойство материи, меру ее организации, отражение разнообразия в явлениях живой и неживой природы, то тогда всякое взаимодействие в материальном мире можно описывать в терминах коммуникации. В таком случае понятие коммуникации становится более широким, чем понятие общение.

3. Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий состоит в том, что коммуникации – это любой информационный обмен, социальная коммуникация – информационный обмен в обществе, а общение - вербальный вид социальной коммуникации.

«Общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».

 

Литература

 

1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М.:АСТ: Восток-3апад, 2007

http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Intro/WebCommIntro.htm

2. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.

3. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: СмартБук, 2009.

4. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: 1966.

5. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. - М.: Перспектива, 2004.

6. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. Т. 1., М., 1991.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2

Информационные аспекты коммуникации

Вопросы




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)