Теория ограниченного влияния СМИ
Идеи массового общества доминировали в 1930—1940-х годах. Они находили свое подтверждение в практике социально-политической жизни. Пропагандистские функции СМИ проявились в максимальной форме. Государство в ряде стран подчинило медиа своему контролю. Но на пике популярности этим идеям был нанесен удар со стороны исследователей эффектов влияния медиа на массы людей. Организатором этих исследований стал американский социолог П. Лазарсфельд. Его идеи легли в основу концепции ограниченных эффектов СМИ. Рождению новой теории способствовало проведение эмпирических исследования, проведенные в 1940-х -1960-х годах. Первыми выводами, сделанными П.Лазарсфельдом, были следующие: 1) Воздействие средств массовой информации на общественное сознание происходит опосредованно, через «первичные группы» людей, другими словами, через «лидеров мнений», то есть людей, являющихся экспертами в данной области для определенного сообщества. 2) Невозможно изменить общественное мнение коренным образом, а существует вероятность лишь укрепить уже существующие в обществе установки. Таким образом, было установлено, что имеется двухшаговое влияние СМИ на людей через лидеров мнений; на большую часть людей оказывают сильное влияние политические партии и религиозные организации; прямые медиаэффекты есть, но они значительно скромнее по своим масштабам, чем думалось. В кризисное время они возрастают, охватывая большее число людей, а в обычное, спокойное время они ослабляются, влияя на небольшие группы по интересам. На восприятие информационных потоков воздействуют такие факторы, как уровень образования, объем сообщений, интерес к новостям, совпадение или отличие позиций, обсуждение новостей с другими людьми. Так, в частности, неприятную информацию люди могут не воспринимать, переделать на свой лад или стараются поскорее забыть. В первую очередь обращают внимание на то, что нравится, совпадает с чувствами, убеждениями. В рамках концепции ограниченных эффектов возник ряд более конкретных теорий или теорий среднего уровня: концепция двухступенчатого распространения информации, эта теория затем превратилась в многоступенчатую, где первая стала ее частным случаем. Теория диффузии Э. Роджерса связана с предыдущей, но касается распространения инноваций. В соответствии с теорией инновации проходят ряд стадий: • из СМИ люди узнают самое общее; • небольшая группа (инноваторов) принимает эти идеи; • об этом узнают лидеры мнений; • если они находят идеи полезными, то подключают к ним друзей и последователей; • затем их принимает большинство, а последними присоединяются самые консервативные. Важным следствием теории диффузии стала необходимость подготовки агентов влияния для распространения нового.
В отличие от предыдущей теория усиления Д. Кпаппера отводила СМИ роль усилителей существующих позиций и поведения, но не изменения. Причем влияние СМИ осуществляют не прямо, а через социальный статус, группу, образование, ценностные установки.
В той или иной мере эти и другие теории развивались в рамках парадигмы ограниченных эффектов СМИ, для которой свойственны следующие положения: • теория должна опираться на результаты эмпирических исследований; • роль СМИ в обществе ограничена. Они преимущественно усиливают существующие тенденции и только изредка инициируют социальные изменения. Последний пример — роль СМИ в перестройке и начале реформ; • когда СМИ вызывают социальные изменения, они часто являются дисфункциональными, разрушая стабильный порядок и обостряя отдельные проблемы. В этом проявляется опасная разрушительная сила СМИ; • роль СМИ в жизни людей ограничена, но для некоторых типов и групп она может быть дисфункциональной; • СМИ помогают сохранению существующей социальной и политической системы. Подорвав господство теории массового общества, теория ограниченных эффектов вместо идеологизированного подхода к массовой коммуникации сделала приоритетным эмпирическое наблюдение и создала хорошую основу для развития коммуникативной отрасли знания.
Активная аудитория Усиление акцента на активности аудитории было связано с преодолением ограниченности предыдущего подхода, где аудитории отводилась роль объектов влияния СМИ. В данном подходе аудитория рассматривалась в своей функции активного выбора и селекции информации с позиций пользы и удовлетворения личных потребностей. В 1974 году Е. Кац, Д. Блумлер и М. Гуревич выдвинули теорию полезности СМИ, суть которой можно представить в пяти основных положениях: • аудитория активно использует СМИ в соответствии со своими целями; • инициатива в выборе СМИ принадлежит самому человеку; • СМИ конкурируют между собой за удовлетворение потребностей аудитории; • люди достаточно хорошо представляют, что и почему их интересует в СМИ и то, что они от них получают; • люди могут использовать одно и то же содержание различным образом. Их суждения об этой информации различаются в соответствии с их ценностями.
В теории зависимости М. Дефлера и С. Белл-Рокич было показано, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее и влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМИ и чем, следовательно, сильнее зависимость последних от первых, тем выше вероятность эффективности СМИ, с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях. Теория выбора повестки дня Б. Когена и других конкретизировала активное отношение к СМИ через выбор интересующих человека проблем, составляющих его «повестку дня». Между новостями в СМИ и «повесткой дня» конкретного человека существует определенная степень соответствия. Чем она больше, тем сильнее воздействие СМИ. Чем чаще и важнее соответствующая информация появляется в СМИ, тем опять же сильнее их влияние. Этот эффект используется рекламистами, которые стремятся разместить свою информацию, например, в телепередачах, имеющих наибольший рейтинг, т. е. которую смотрит большее количество телезрителей. Аналогично и другими СМИ.
============
В современном мире все возрастающая роль СМИ и коммуникации в жизни общества, особенно новых СМИ/СМК – Интернета, социальных медиа приводит к постоянному увеличению их роли как в экономике, так и в политике, в общественной и индивидуальной сферах жизнедеятельности человека. Одним из самых показательных примров этого является роль СМИ в современных революциях в европейских и арабских странах. Можно с уверенностью говорить о том, что на рубеже тысячелетий появился новый тип революций - «медийный», или «информационный».На примере протестных событий последних 30 лет, а именно ”Бархатной ”, ”Оранжевой ”революций и революционных событий на Севере Африки можно отчетливо увидеть как огромную роль СМИ вообще, так и сети Интернет, в частности. Но это отдельная тема, заслуживающая особого внимания. Правда, уже есть интересные исследования на этом счет. См., напр., работу Почепцова Г.Г. «Революция.сом. Основы протестной инженерии» (М.: «Европа», 2005).
Лекция 9
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |