Массовая коммуникация как область научных исследований
Массовая коммуникация как феномен и процесс стала особенно интересовать ученых в начале XX века, на что были очевидные причины, связанные с развитием все новых и новых СМИ и их растущим влиянием на все сферы общества. Базу для исследования массовой коммуникации как социального явления заложил знаменитый немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920 гг.), когда обосновал необходимость социологического изучения прессы, показав ориентацию периодической печати на различные социальные группы. Значительно позже, в середине ХХ века получили развитие теории массовой коммуникации, направленных на выявление сущности и функций массовой коммуникаций в обществе. Надо сказать, что середина XX века, 1950-1960-е годы - это время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, которые оказали огромное влияние на экономические, политические и культурные процессы ведущих стран мира. Как раз в это время в США и странах Западной Европы и сформировалось новое гуманитарное научное направление «теория массовой коммуникации» (Mass Communication Theory), иногда именуемое «исследованиями массовых коммуникаций» (Mass Communication Studies, или Mass Communication Research). В СССР становление социологии массовой коммуникации происходило в 1970-1980-е годы и было связано с исследованиями общественного мнения и социальных общностей (аудитории) как сфер, на которые оказывают влияние СМИ (Б. А. Грушин, Б. М. Фирсов, В. А. Ядов, Т. М. Дридзе и др.). Эта область исследований формировалась и продолжает рассматриваться в западной науке как междисциплинарная, однако в наибольшей степени она была подвержена влиянию социологической науки. Другими словами, основную роль и наибольший авторитет в изучении МК имеет, конечно, социология, точнее - cоциология массовой коммуникации Социология массовой коммуникации — это отрасль социологии, которая изучает закономерности процесса массовой коммуникации и функционирования институтов, производящих и распространяющих массовую информацию (печать, радио, телевидение, кино, интернет и др.), социальную обусловленность и последствия деятельности этих и нтститутов и т.д. Главной теоретической проблемой социологии массовой коммуникации является осмысление отношений между средствами массовой информации и обществом путем исследования закономерностей процесса массовой коммуникации, власти и влияния средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино, реклама) как институтов, профессиональной культуры работников СМИ, аудитории массовых коммуникаций, роли СМИ в политической, экономической жизни общества, формировании общественного мнения и всеобщем воспроизводстве культуры. Важнейшими представителями социологии МК являются У. Шрамм, Г. Лассуэл, П. Лазарсфелд, Р. Мертон, Б. Берельсон, Г. Шиллер и Дж. Гербнер. Суть и специфику социологического подхода в исследованиях массовой коммуникации они определяли как изучение процесса массовой коммуникации и функционирования институтов массовой информации в широком социальном контексте, во взаимосвязи с другими общественными системами и процессами. Особенностью социологического изучения массовой коммуникации является также большое распространение эмпирических исследований. Методы социологического изучения массовой коммуникации формировались и совершенствовались вместе с развитием теоретических исследований, которые развивались в нескольких направлениях. Первое направление, получившее название «исследование эффектов», сосредоточено на процессах и воздействии (эффектах) массовой коммуникации. основной задачей в начальный период было изучение условий и факторов эффективного пропагандистского воздействия. С решением этой задачи связаны имена Г. Лассуэла, К. Ховланда, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и др. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как изменение установок, знаний людей вследствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия. В этот период складывался методический арсенал исследований: разрабатывались процедуры массового выборочного опроса, панельного исследования аудитории, контент-анализа, экспериментов. В более позднее время исследования эффектов были продолжены изучением воздействия экранного насилия и эротики (Дж. Клаппер, Дж. Халлоран, Г. Комсток, Э. Рубинштейн и др.), возможностей влиять на потребительское поведение посредством маркетинговой коммуникации (прежде всего, рекламы), а также механизмов формирования общественного мнения (У. Липпман, Э. Ноэль-Нойман, М. МакКобс, Д. Шоу). Второе направление связано с исследованиями аудитории в контексте процессов повседневного использования массовой коммуникации (медиапотребления) и базируется на концепции «удовлетворения и использования». В фокусе внимания находятся индивидуальные мотивации в использовании медиа, тематические и жанровые интересы аудитории, изучение паттернов медиапотребления и удовлетворения, которое люди получают от контакта с различными медиа и жанрами. Этот подход был связан с разработкой и использованием количественных методов эмпирических исследований (массовых опросов аудитории), c проведением большого числа подобных исследований. В дальнейшем этот подход был дополнен изучением причин и факиров использования массмедиа в условиях повседневности с использованием качественных методов. Эмпирические исследования медиапотребления также оказались востребованы медиарекламной индустрией и вылились в форму регулярных прикладных маркетинговых исследований аудитории, получивших название «медиаизмерений» («рейтинговых исследований»). Третье направление, именуемое как «культурные исследования» (cultural studies), сформировалось под влиянием структурализма и семиотики и концентрировалось на анализе сообщений, образов и значений, передаваемых средствами массовой информации. Этот подход связан с проведением обширных эмпирических исследований, в основном в рамках качественной методологии. Наиболее разработанным, «продвинутым» как с точки зрения методов исследований, так и с точки зрения значимости результатов, можно считать направление, исследующее аудиторию СМИ. Актуальные проблемы социологии массовой коммуникации на современном этапе связаны с изучением социальных последствий распространения цифровых технологий, появления Интернета и так называемых новых медиа. Цифровизация, вызвавшая радикальные перемены в способах распространения и потребления массовой информации, принципах взаимодействия коммуникатора и аудитории, ведет к перестройке деятельности СМИ и их функционирования в качестве социального института, что требует переосмысления теории массовой коммуникации. В заключение данного вопроса особо отметим выделившиеся в современной практике эмпирических и теоретических исследований массовой коммуникации относительно самостоятельные направления исследований СМИ.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |