Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Барьеры на пути общения



2015-11-23 634 Обсуждений (0)
Барьеры на пути общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Подавляющие большинство руководителей разных рангов в деловых коммуникациях ведут себя настолько схоже, что можно говорить о типичных ошибках, своего рода "модели" неправильного поведения, причиной которого являются возможные барьеры и искажения при восприятии.

Рассмотрим основные препятствия на пути правильного общения.

1.Селективность восприятия.Руководитель воспринимает не всю поступающую к нему информацию, то есть информация проходит через своеобразный фильтр. Любая характеристика, которая выделяет человека, объект или событие, увеличивает вероятность того, что они будут восприняты. Это объясняет, почему некоторым людям начальник может за что-то сделать выговор, в то время как у другого работника тот же поступок останется незамеченным.

2. Эгоцентрическая установка. Установка - это психологическая готовность личности действовать определенным образом. Результатом эгоцентрической установки является переоценка своего "Я", пренебрежение и отсутствие интереса к другому человеку, скупость на похвалы, иррациональное поведение в спорах и конфликтах, когда эмоции доминируют над разумом.

Менять поведение нужно с изменения установок.

3. Плохие отношения. Если человек враждебен, вряд ли вам удастся убедить его в справедливости вашего взгляда на вещи, использовать предлагаемые приемы. Наоборот, взаимное уважение чрезвычайно облегчает общение и позволяет быстро разрешать даже самые сложные вопросы.

Вот почему важнейшая задача руководителя - создание и сохранение хороших отношений с подчиненными, коллегами и партнерами.

4. Предвзятые представления. Совершенно справедливо утверждение "Мы верим тому, чему хотим верить". Каждый из нас может вспомнить случай, когда, слушая человека, согласно с нашими взглядами, мы радовались: "Есть же еще умные люди!"

Мы постоянно ищем подтверждения своим взглядам и отвергаем все, что им противоречит. Поэтому, не отвергайте с ходу новую для вас идею или мнение другого человека только потому, что они новы для вас и выглядят сомнительными.

5. Стереотипы. Стереотип - это устойчивое и упрощенное мнение о чем-либо. Это тоже достаточно серьезный фактор, с которым следует быть осторожным. Мы все так много читали о людях, что невольно начинаем классифицировать их по каким-то своим или понравившимся чужим критерия. Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенному стереотипу и, соответственно, упрощенному представлению об этом явлении. Стереотипизация помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Однако в то же время она зачастую приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему характеристики, которых у него не имеется, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные. Стереотипное восприятие приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает неадекватные действительности реакции в поведении и общении.

Зачастую стереотипы позволяют судить о людях по ассоциациям.

Это может привести к дискриминации по половому, возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб деятельности организации. Широко известны, например, такие стереотипы: толстяки - жизнерадостные, рыжие - вспыльчивые и так далее. Стереотипы препятствуют коммуникации, затрудняют взаимопонимание, поэтому нужно стараться от них избавиться.

6. Барьер физиогномики действует подобно стереотипам. Хотя как научное знание физиогномика дает возможность для познания личностных особенностей человека. Физиогномический анализ даже используется при определении профессиональной пригодности менеджеров в США и других странах. Его осуществляют с использованием специальных таблиц, включающих множество физиогномических признаков, позволяющих судить об уме и характере человека. Понятно, что практический менеджер не имеет для такого анализа нужных знаний и навыков, а ситуации, в которых он сталкивается с проблемой оценки, не оставляют для него времени. Любые попытки заниматься физиогномикой в таких условиях, как правило, оборачиваются профанацией.

7. Мнение других лиц может непроизвольно сформировать негативную установку на партнера, и это в значительной мере затруднит для вас общение с этим человеком. Вместе с тем чрезвычайно позитивная информация может вызвать искажение обратного свойства, и вы не сможете достаточно критично оценить поведение партнера.

8. Галло-эффект.Вам что-то понравилось или не понравилось в партнере, нечто очень фрагментарное, частное, но вы, тем не менее, переносите свое отношение к этому аспекту на целостную оценку всего человека. Когда мы составляем впечатление относительно индивида по одиночным характеристикам, таким, как интеллект, общительность или внешний вид, действует галло-эффект.

Таким образом, галло-эффектэто попытка по какой-то одной черте человека судить о его способностях или характере. С учетом этого, если вам что-то не понравилось в партнере, следует иметь в виду, что, во-первых, не бывает людей без недостатков, и, во-вторых, возможно то, что вам не понравилось, носило случайный характер и не является устойчивой личностной характеристикой. Если же вы переоценили то или иное реально имеющееся качество вашего партнера и переносите свое отношение к этому на целостную оценку человека, то ошибки, особенно на первом этапе коммуникации, могут иметь неприятные последствия.

9. Упрощение или вера в первый взгляд это явление, близкое к галло-эффекту, но отличается от него по своей природе. Суть упрощения состоит в том, что мы нередко формируем достаточно «полное» представление о партнере по весьма фрагментарной информации, полученной на основе первого впечатления первого впечатления. У многих людей происходит гиперболизация значимости первого впечатления. Несомненно, жизненный опыт существенно влияет на формирование первого впечатления, но доверяться ему всегда и полностью вряд ли целесообразно, потому, что оно формируется под влиянием стереотипов и других перечисленных выше психологических барьеров, но точно так же, нельзя его полностью игнорировать.

10. Проекция - партнеру приписывают собственные мысли и чувства. Поэтому карьерист всегда будет видеть в вас карьериста.

11. Атрибуция - это явление состоит в том, что мы подсознательно приписываем человеку, с которым общаемся, черты, подмеченные у другого человека.

12. Эффект ореола.Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других областях. Многочисленные факты доказывают, что нет должных оснований для этого эффекта. Что он основан на заблуждениях людей, но в краткосрочном плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени.

Именно личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для возникновения данного эффекта.

Данный эффект имеет и "обратную силу". По-разному люди реагируют на неудачу. Сильного – мобилизует. Например, Черчиллю принадлежат слова: «Успех – это переход с одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом». Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: «Каждая неудачная попытка – это еще и шаг вперед».

Многие известные политики и менеджеры высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее победы. Так как победа – расслабляет, а поражение наоборот заставляет действовать, идти вперед.

Но это справедливо для сильных личностей, а в сознании большинства действует эффект неудачника– человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах. Здесь психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи.

В бизнесе указанные эффекты очень показательны. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи – особенно плохое финансовое положение.

13. Эффект порядка.При поступлении противоречивой информации (поверить которую не можем) мы склонны отдать предпочтение той, что поступила первой, но всегда ли она является достоверной?

Мы не любим менять свое мнение, изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с руководителем: если он принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле все люди такие, просто менеджер может позволить себе стоять на своем, а подчиненный - не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников. Это называется «успеть вдуть в уши начальству».

Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения. Это явление получило название эффекта порядка– при поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней. Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая.

14. Негативный опыт общения.За достаточно длительный период общения с другими людьми менеджер накапливает богатый опыт общения, познания других людей. Этот опыт может быть как позитивным, так и негативным. Те ошибки в коммуникации, которые привели в свое время к весьма неприятным последствиям, как бы накапливаются в сознании руководителя, и как только он сталкивается хоть с какими-то признаками негативной ситуации, имевшей место в прошлом, это может существенно затруднить процесс общения или сделать его невозможным. Это могут - быть манера поведения партнера, жестикуляция, речь, напоминающие вам кого-то из вашего негативного прошлого опыта.

15. Коммуникативная некомпетентностьфактор интеграционный.Это и низкий уровень речевой культуры, и неумение понимать невербальные сигналы партера, и неправильные способы общения.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки.

Неграмотная речь. Ее очень трудно слушать, но еще труднее сохранить приятное впечатление о человеке, который говорит с ошибками.

Если вы грешите злоупотреблением слов-паразитов, то лучше говорите медленнее - постепенно вы отучите себя от замусоривания вашей речи. Если некоторые слова вы произносите с неправильным ударением, постарайтесь чаще использовать их в речи, но контролируйте то, как вы ставите ударение. Прежде чем использовать какое-то, даже очень понравившееся вам слово, «очень научный» термин, не поленитесь заглянуть в словарь, возможно вы увидите, что оно означает совсем не то, что вы думали. Осторожнее используйте иностранные слова.

Следует быть внимательным и в построение фраз, обеспечивая правильный порядок слов. Нужно учитывать, что в русской речи информационность слова возрастает к концу предложения.

Монотонность речи рассеивает внимание и усыпляет. С другой стороны, чрезмерно экспрессивная речь тоже может вызвать негативную реакцию, особенно у человека, привыкшего к более спокойному поведению партнера.

Неадекватная содержанию и форме обращения интонация. Кроме того, во всех случаях человеком плохо воспринимается интонация; категоричная с "металлом" в голосе, пренебрежительная, насмешливая, неуверенная, недоброжелательная.

Слабая невербальная коммуникация. Эффективность коммуникации резко снижается, если участники общения плохо используют невербальные сигналы, которые дают поистине бесценный материал для оценки повеления и намерений партнера и своевременной коррекции собственного поведения в интересах решения того или иною вопроса. В частности, без них практически невозможно определить эмоциональное состояние человека. Представьте себе, что вы общаетесь с партнером с завязанными глазами и не видите его позы, мимики, жестов.

Нарушение правил применения комплиментов. К ним относится, например, двусмысленность высказывания, когда отмеченное у человека качество можно считать и положительным, и отрицательным. Например: "Слушая вас, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа". Здесь явно нарушено правило, которое называет "один смысл".

Еще одно типичное нарушение связанно с нарушением меры преувеличения положительного качества, то есть его гиперболизацией, доводящей комплемент до абсурда.

Иногда комплимент теряет истинный смысл из-за того, что не просто констатирует наличие положительного качества у человека, а содержит рекомендацию по его улучшению. Вот образец такого "комплимента": "Вам следует быть активнее!".

Наконец, комплимент может быть безнадежно испорчен "добавками", которые следуют за ним. Например: "Руки-то у вас золотые. А вот язык..." Делая комплимент, удержитесь от ложки дегтя.

Использование неправильных способов общения. К наименее продуктивным способам общения, которых желательно избегать, относятся следующие:

Скрытое обвинение. Вместо того, чтобы прямо высказывать, что им не нравится, люди начинают манипулировать партнером, заставляя его чувствовать себя виноватым за то, что им тяжело. Чаще всею от них можно услышать: "Все хорошо, не беспокойтесь, пожалуйста,.." сопровождаемое тяжелым вздохом.

Повседневная тирания. "Тираны" не высказывают обид. Вместо этого они начинают делать то, что раздражает окружающих. В бытовой обстановке, например, включают на полную громкость телевизор, а в офисе громко разговаривают по телефону, агрессивно реагируют на замечание сотрудников и т.д.

Манера отказывать в чем-то. Вместо того, чтобы высказать претензии, человек наказывает других, лишая их чего-нибудь, например, отказывая в помощи, перестает разговаривать и т. д.

Наряду с перечисленным, правильному общению мешает и многое другое. Существуют общие правила делового поведения по выполнению различных управленческих процедур.

 

3.3. Речевоеповедение руководителя

Успех воздействия в управлении во многом зависит от того, как будет подавать себя собеседнику, или аудитории, говоря­щий. Руководитель должен знать, что его речь, будь она услыша­на с трибуны или из-за своего рабочего стола на совещании целиком раскрывает его личность. В связи с этим надо знать картину восприятия человека по речевому поведению. Соответ­ствующая информация в этом плану руководителю весьма пол­езна и даже необходима.

Давайте представим себе, как нас воспринимают слушающие, как мы, часто сами того не ведая, сигнализируем о своей эруди­ции, интеллекте, психическом состоянии.

Эрудицияоценивается в основном содержательностью речи. Когда человек высказывается по затронутым вопросам, спонтан­но находит аргументы для подтверждения своей точки зрения, при этом подбирая четкие языковые единицы, каждому ясно: он эрудирован. Когда же человек, хотя и говорлив, но за его пото­ком слов не удается рассмотреть чего-либо дельного — это бол­тун. Эрудиция предполагает наличие глубоких и разносторон­них знаний, а поскольку знания приобретаются на языковой основе, то предполагается, что эрудит обладает искусством речи. Вместе с тем, мы понимаем, что не все эрудиты склонны к спон­танному речевому поведению. Есть и такие, кто скуп на слова и не охотник до речетворчества.

Интеллектговорящего оценивается аудиторией по логичности высказывания и богатству лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и, наконец, легкость продуци­рования являются индикаторами развитого интеллекта. Различ­ные непорядки в потоке слов часто наталкивают людей на мысли о нарушении в мыслительном процессе говорящего.

Речь сигнализирует аудитории также и о психическом состо­янииговорящего. К этому побуждают людей многие жизненные наблюдения.

Так, в состоянии эмоционального напряжения люди при вы­ражении своих мыслей испытывают затруднения в продуцирова­нии речи. Индикаторами здесь вступают ряд факторов:

а) по сравнению с речью, в обычных условиях возрастает коли­чество и длительность их пауз. Это так называемые паузы нерешительности. Внешне такое поведение выглядит как если бы говорящий не знал, что ему говорить. Как правило, в таких случаях речь начинает с паралингвизмов (гм, кх). В середине фразы не редки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа — «это», «такой», «в общем». Имеют место заполни­тели пауз молчания — «видите ли», «знаете», «вот», «ну»;

б) в условиях напряженности происходит снижение словарного разнообразия. Словарь речи в этих случаях характеризуется своей бедностью: говорящий употребляет, главным образом, те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики. Нередко люди здесь склонны пользоваться стереоти­пами. Все это способствует тому, что аудитория воспринимает говорящего без энтузиазма;

в) напряженная речь характеризуется, кроме того, грамматичес­кой незавершенностью. «Так, о чем эта инструкция? Ну в общем... охрана труда. Как вы знаете, проблема не из послед­них» (из речи на конференции).

Нередко встречаются длинные тирады, которые трудно по­нять при первом восприятии. Обычно говорящий здесь с трудом доводит фразу до завершения. Слушающий в таких случаях обрывает слежение за речью, и суть дела до него не доходит.

Речь является важнейшим индикатором всей психической жизни человека.По ней слушающие делают выводы о норме и отклонениях в психике. Даже не имея ясного представления о патологии, о чем могут компетентно судить лишь специалисты, слушающие хорошо улавливают неполадки. Для психиатров ха­рактерными симптомами болезней будет следующее:[7]

а) логоррея — непрерывное говорение. Человек, не дожидаясь вопроса или реплики слушающего, перескакивает на другие темы, вводит в рассказ новые персонажи и т. д. Имеет место так называемый в просторечии «словесный понос»;

б) персеверация речи — застревание в сознании человека какой-нибудь мысли или одного несложного представления с неод­нократным и монотонным их повторением. Говорящий не мо­жет отойти от рассказанного им, повторяет высказывание еще и еще раз полностью или частично;

в) разорванность или бессвязность речи — речь кажется грамма­тически правильной, но понять ее невозможно — она лишена смыслового содержания;

г) вязкость речи — чрезмерно подробная обстоятельность в опи­сании несложных событий или явлений, речевая навязчи­вость;

д) резонерство и мудрствование — беспочвенные и бесплодные рассуждения, вплоть до полной бессмысленности.

Все эти и ряд других необычных особенностей поведения говорящего расцениваются массовой аудиторией как неприят­ные. Многие, конечно, не могут здесь сделать каких-то конкрет­ных выводов, но при восприятии речи с такими изъянами подсоз­нательно ощущают негативное отношение к говорящему.

Выше приведены случаи явной патологии. Это сделано для того, чтобы привлечь к ним внимание читающего данные строки с целью настроить его на недопущение в своей практике такого необычного говорения. Речь является довольно тонким индика­тором личности говорящего, поэтому все те, кто обращается с речью к аудитории постоянно должны помнить это. Однако в системе коммуникации важна не только речь, но и голос, жесты, поза и походка говорящего. Ничто не ускользает от взора слуша­ющего. В этом плане следует обратить внимание хотя бы на ряд факторов.

Голос.Здесь проявляются две группы факторов: а) коммуни­кативные особенности — диапазон, резонанс, темп и манера уп­равления речью; б) вокальные переменные — интенсивность, вы­сота, протяженность.

Когда в речи используется спектр звуков от высоких до ни­зких тонов, говорят о широком диапазонеголоса. Если же речь изобилует каким-то одним тоном — это узкий диапазон. Такая речь (преимущественно средних тонов) называется монотонной. Аудитория воспринимает эту речь с неохотой, а людей её проду­цирующих относит к категории сухарей, твердокожих, бездуш­ных. Дело здесь заключается в том, что монотонная речь, задействующая какой-то ограниченный спектр слухового анализато­ра, вызывает у людей неприятное ощущение и вскоре их утомля­ет. Отсюда и мрачные краски восприятия.

Резонанс — это проявление в голосе таких характеристик как сиплость, шипение, «рокот», «раскаты» и т. д. Униженная лич­ность и подчиненное положение в жизни обычно согласуется со слабым резонансом, властная натура развивает в своем голосе раскатистость и металлический оттенок. Таковы стереотипы жизненной коммуникации. И поскольку — это стереотипы, т. е. неосознанные шаблоны восприятия, то реальное положение ве­щей может и не совпадать с тем, что воспринимается. Но до этого слушающему нет никакого дела, он воспринимает говорящего так, как принято в его культуре. Естественно, последнему следу­ет в процессе говорения вносить соответствующую коррекцию.

Темпсвязан со скоростью продуцирования речи: быстрая, средняя, замедленная. Каждому человеку присущ вполне опреде­ленный темп речи. Слушающие же склонны относить говорящих быстро к разворотливым и сообразительным, а говорящих мед­ленно — к тугодумам. Однако людей с очень быстрым темпом речи слушающие все же относят к болтунам. Аудитории больше импонирует оратор со средним темпом говорения: такой темп ассоциируется с логикой, разумной осмотрительностью, делови­тостью.

Манера управленияречью выступает в трех аспектах: а) ма­нипуляция губами; б) артикуляция; в) ритм. Манипуляция при­дает речи плавность, или наоборот — скачкообразность; артику­ляция проявляется в виде напряженности или свободного проду­цирования звукового потока; ритм — это размеренное или прыга­ющее течение речи. Людям нравится плавная, ненапряженная и размеренная речь. Всякая другая манера речи их обычно не при­влекает, а речь скачкообразная, напряженная и прыгающая — вызывая утомление, несомненно, отталкивает.

Вокальные данные говорящего также делают свое дело. Так, интенсивность (громкая или тихая речь) может свидетельство­вать о степени его эмоционального состояния. Нередко высокая степень напряженности (например, негодование) выражается криком, а начальная стадия перехода в напряжение — шепотом. При этом, в первом случае, высказывание осуществляется на вы­соких тонах при заглатывании концовок фраз, а во-втором — на низких с необычайной растяжкой слов. Так поступают обычно европейцы. На Востоке же делают все наоборот: при раздраже­нии переходят на шепот и отчетливо произносят все звуки, а при легком волнении могут вскрикивать и чрезмерно затягивать концовки фраз.

Как видно, говорящему и здесь есть над чем поразмыслить, если он хочет подать себя с достоинством. При этом не следует забывать и о жестах.

Все жестыделят на четыре группы: иллюстраторы, регулято­ры, адапторы, аффекторы и эмблемы.[8]

Иллюстраторы— это жесты, подкрепляющие сообщение. Среди них, прежде всего, выделяются указатели, например, «ука­зующий перст», и пиктографы, т. е. картинное изображение предмета сообщения: «Вот такого размера!» или «Вот такая кон­фигурация!» Очень часто темпераментные ораторы употребляют кинектографы — движение телом. Почти в каждом выступлении встречаются жесты-биты, т. е. различные отмашки, подкрепляю­щие такт речи. Нередко также так называемые идеографы, т. е. движения руками как бы соединяющие отдельные воображае­мые предметы вместе.

Жесты-иллюстраторы очень наглядны, поэтому они хорошо фиксируются слушающими. Обычно изобилие таких жестов у говорящего свидетельствует о его возбудимости. Когда оратор, скажем, сильно размахивает руками, ребром ладони режет воз­дух, качается, наклоняется, выпрямляется и т. д. говорят, что он «разошелся». «Указующий перст» всегда воспринимается нега­тивно, ибо ассоциируется с авторитарными чертами характера. Когда незадачливые фоторепортеры помещают в прессе фото­графии руководителей производства с «указующим» перстом, они тем самым усугубляют его негативный имидж.

Регуляторы— это улыбка, кивок головой, направление взгля­да, целенаправленные движения руками. Жесты-регуляторы сигнализируют об отношении говорящего к аудитории. Они мо­гут свидетельствовать о том, что говорящий закончил высказы­вание мысли, и готов выслушать возражения, дополнения, во­просы. Регуляторы в беседе сигнализируют о том, кому следует остановиться, а кому начать говорение. При этом утвердились определенные штампы: ладонь вытянутой руки, обращенная в аудиторию, означает — «Подождите!»; ладонь внизу — «Я сейчас объясню!»; ладонь кверху — «Вот как надо!» Набор регуляторов довольно обширный, сюда входят такие движения как поглажи­вание волос, прилаживание галстука, подтягивание носков, пау­зы молчания и т. д. Логически размеренную и спокойную речь обычно характеризует плавное проявление регуляторов. В усло­виях возбуждения говорящий начинает дергаться, хвататься за галстук, одергивать одежду, теребить волосы и т. д. Такое пове­дение воспринимается негативно.

Адаптаторыобъединяют три группы специфических движений рук: а) почесывание, подергивание отдельных частей тела; б) касания, пошлепывание слушающих; в) поглаживание, перебирание, перебрасывание каких-то предметов (карандаша, пуговиц, ключей и т. д.). Эти жесты являются в некотором роде привычка­ми, в большинстве своем нежелательными, а иногда и вредными, в связи с этим жесты-адапторы воспринимаются слушающими негативно. Если, скажем, говорящий усердно разъясняет какое-нибудь положение инструкции, а сам теребит пуговицу или мнет в руках книгу, то предмет его разъяснений обычно проходит мимо слушателей.

Эмблемыпредставляют собой жесты-заменители слов или даже целых фраз. Примером могут служить сжатые вместе по манере рукопожатия руки: а) сжатые на уровне груди неоднок­ратно потрясаемые в сторону какого-то человека или группы лиц означают «Здравствуйте»; б) сжатые и поднятые над головой означают «До свидания!». Ораторы нередко пользуются такими жестами, стараясь показать свое расположение к аудитории. Однако бывают случаи, когда они попадают впросак, если теми же эмблемами общаются с иностранцами. У американцев, напри­мер, сжатые в кистях и поднятые над головой руки означают «Победа!». Кроме того, то лее самое значение имеет эмблема в виде двух разведенных пальцев руки по форме «V» (первая буква слова «victory» — победа). Таким образом, эмблемы формируются в социально-культурной среде человеческой общности, а поэ­тому несут на себе национально-психологический отпечаток. Го­ворящий должен усвоить себе весьма важную истину: нельзя ошибаться в применении эмблем. Ошибка здесь не прощается.

Аффекторывыражают эмоции. Это движения различных частей тела, но в первую очередь, конечно, лицевых мышц чело­века. В виду особо важной роли, которую играют лицевые мыш­цы в системе речевого поведения человека, мы остановимся на этой проблеме более подробно. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой «чтения» лица человека.

Искусство «чтения» лица известно с глубокой древности. Оно зафиксировано в литературных памятниках Индии и Китая, под­робно описано в трудах мыслителей древности. Психологи пот­ратили много сил и времени, пытаясь найти сходство между чертами лица и характером. Предлагались различные схемы, од­нако ни одна из них не выдержала научной критики. В настоящее время считается, что по лицу можно лишь судить об эмоциональ­ных переживаниях человека. По выражению лица, пишет извест­ный советский психофизиолог С.Г.Геллерштейн, «Мы научаемся читать тончайшие оттенки многих душевных состояний. Даже столкновение противоположных чувств, их борьба и смятение отражаются в характерных внешних признаках и распознаются глазом наблюдателя».

Уже давно экспериментально доказано, что весь спектр эмо­циональных переживаний человека отражается на его лице в небольшом количестве экспрессии. Известный исследователь этой проблемы Пауль Экман указывает на шесть вполне конкрет­ных систем. Значительно раньше сходную точку зрения выска­зал Чарльз Дарвин. В настоящее время психологи считают, что концепция Дарвина-Экмана наиболее правильно отражает су­щество дела. В связи с этим можно вполне обоснованно утвер­ждать, что в арсенале психологии имеется вполне конкретный подход к сущности отражения на лице человека всего спектра его эмоциональных переживаний. Чтобы научиться управлять своим лицом, а тем самым оказывать положительное влияние на собес­едника, руководитель любого ранга должен иметь об этом кон­кретные представления.

Арсенал основных человеческих эмоций, которые отражают­ся на лице, включает удивление, страх, негодование (злость), отвращение, радость и печаль.

Умело организованная и проведенная дискуссия гасит многие эмоциональные вспышки людей.

Публичное выступление

Выступать надо тогда, есть возможность сказать что-то важное, полезное.

Менеджер любого уровня довольно часто сталкивается с необходимость держать речь перед аудиторией. Наблюдения пока­зывают, что успешные публичные выступления руководителей способствуют росту их авторитета, что неизбежно благотворно сказывается на решении задач по управлению.

Без развитых навыков речи менеджер не способен эффективно управлять людьми. «Я знавал, - пишет в своей книге американский менеджер Ли Яккока, - хороших руководителей производства, обладавших глубокими идеями, но ясно изложить их другим людям затруднявшихся. Это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии внятно рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом».[9]

Публичное вступление – одна из форм делового общения, способ воздействия на группу людей. При этом устное выступление многофункционально и позволяет решать множество задач.

По своему психолого-педагогическому оформлению любое устное выступление является разновидностью лекции, учебной беседы, научного рассказа. Поэтому все, что сказано об этих формах педагогической деятельности, имеет сюда самое прямое отношение. Прежде всего — это свобода изложения.

Прошли те времена, когда устное выступление представляло собой, как и 300 лет тому назад, чтение с листа. Такое «выступле­ние» современный слушатель не приемлет, более того, он возму­щается, если оратор пытается услаждать аудиторию заранее подготовленным текстом, от которого он не в состоянии ото­рваться. Между тем довольно большое число руководителей у нас испытывают большое затруднение в свободном оперирова­нии словами. Многие из них недовольны таким положением дел.

Обобщая практику опытных ораторов и мастеров устного выступления можно предложить ряд советов как избавиться от привычки чтения с трибуны заранее написанных сообщений. Эти советы весьма тривиальны, но полезны: а) к устному выступлению нужно тщательно готовиться. Если кому-то кажется, что опытный лектор может успешно выступать без подготовки, то он ошибает­ся: неподготовленная речь бывает или бесцветной, или пустопо­рожней; б) перед выступлением нужно всегда «проигрывать» свою речь. На трибуну желательно выходить со своими личными заготовками. Вот некоторые из них:[10]

1. Отдельные пункты выступления вписываются на стандартный лист, разграфленный на части по количеству вопросов. От­дельные наиболее важные пункты подчеркиваются красным карандашом.

2. Каждый вопрос выступления по пунктам вписывается на стандартную каталожную карточку. Цифры и выводы выделяют­ся другим цветом.

3. Содержание выступления укладывается в цепочку отдельных (ключевых) слов на одной каталожной карточке. Так, обычно, поступают ораторы, имеющие достаточную практику.

4. По всем пунктам выступления готовятся тезисы. Главные мес­та в тезисах выделяются в рамку цветным карандашом.

5. По каждому пункту выступления готовится наглядное пособие (схема, слайд, диафильм). Такая подготовка позволяет орато­ру выступать вообще без каких-либо записей в руках. Однако при этом следует соблюдать меру: на каждый вопрос выстав­лять только одну наглядность, иначе будет перенасыщение.

Перед выступлением или накануне следует провести ревизию подготовленности, ответить (про себя) на следующие вопросы:

1. Продумал ли я свою речь с начала и до конца? С чего начну выступление?

2. Логично ли мое выступление?

3. Не много ли проблем я решил осветить в своем выступлении?

4. Легко ли будет слушать меня?

5. Выделил ли я главное?

6. Достаточно ли у меня фактов?

7. Какие примеры я приведу?

8. Как уложить свое выступление в рамки общих задач пред­приятия?

Устное выступление коренным образом отличается от разговора наедине с человеком. Это связано с ростом психологического напряжения, ответственности. Часто люди испытывают перед выступлением нервное возбуждение, подъем энергии, иногда страх, неуверенность и т.п. А после выступления наступает, как правило, психологический спад напряжения, чувство «выжатого лимона», усталость.

Общение менеджера с аудиторией требует серьезной подготовки. Ораторами не рождаются, но этому можно научиться. Мастерство выступления – необходимое качество любого руководителя.

Большое влияние на успех выступления оказывает правиль­ная речь. Она создает форму выступлению и идет в сообщении впереди смысла. Хорошо сбитая форма — это уже больше пол­овины успеха. Поэтому, необходимо предпочесть простые слова, не обедняя при этом свой язык: «Я иду…» звучит лучше, чем «я отправляюсь…», но если любое действие выражается глаголом «делать», это звучит убого.

Используйте больше глаголов и меньше прилагательных. Их надо употреблять тогда, когда необходимо подчеркнуть какие-либо свойства. В качестве «украшения» они утяжеляют речь.

Не следует подражать чужому стилю.

Ни в коем случае не начинайте выступление с «сотворения мира». Будьте осторожны при отклонениях от главной темы и при изложении деталей, если это может нанести ущерб основной мысли вашего выступления. Длинные высказывания малоубедительны. Стремитесь к краткости.

Однако далеко не все полюбившиеся публике ора­торы свободно владеют формой сообщения. У некоторых имеют место изъяны в произношении, подборе эпитетов, применении фигур речи. Такие ораторы берут содержанием, логикой и при­емами оживления. Здесь можно посоветовать следующее:

а) делайте сообщение в форме рассказа: представьте себе, что Вы ведете беседу с группой людей по интересующей их проблеме;

б) верьте сами в то, что говорите. Аудитория сразу разберет­ся, где фальшь, где правда;

в) произносите речь в размеренном темпе (около 100 слов в минуту);

г) говорите достаточно громко, но не переходите на крик;

д) не забывайте про паузы, которые должны четко отделять предложения и в еще большей степени – абзацы. Как можно чаще используйте паузы для обдумывания;

е) варьируйте силой голоса и тоном, избегайте монотоннос­ти;

ж) смотрите в аудиторию. На свои заметки только посматривайте;

з) следите за своей позой, не горбитесь и не напускайте на себя важности;

и) не стойте неподвижно, помогайте себе жестами, особенно если необходимо «подчеркнуть» какое-нибудь положение (факт). Не двигайте руками ниже пояса, не держите руки в карманах пиджака или брюк; поворачивайтесь в стороны, попеременно обращаясь к разным слушателям;

к) мимика должна быть живой – застывшее лицо оратора не внушает доверия и отставляет впечатление напряженности;

л) следите за произношением. Избегайте «мычания» и «кхыканья»;

м) избегайте ловли ртом воздуха – это выглядит комично. Важная основа ораторского искусства – тренировка дыхания;

н) пользуйтесь только такими наглядными средствами, кото­рые видны всем. Перед выступлением убедитесь в их го­товности;

о) старайтесь вести изложение с позиций сообщения чего-то нового, избегайте поучений. Аудитория должна почув­ствовать дружеское расположение к ней оратора;

п) не забывайте про внешний вид, который подразумевает аккуратность, отказ от броских вещей (блестящих пуговиц, ярких украшений, торчащих из нагрудных карманов авторучек) и, наконец, манеру держаться.

Большое значение для успеха имеет знание ауд



2015-11-23 634 Обсуждений (0)
Барьеры на пути общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Барьеры на пути общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)