Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие коммуникативной компетентности специалистов



2015-11-23 1451 Обсуждений (0)
Развитие коммуникативной компетентности специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок




Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения. Л.А. Петровская отмечает, что развитие компетентности в общении – это приобретение знаний, умений и опыта, а также коррекция, изменение уже сложившихся их форм (13, с.95). Одним из эффективных способов развития коммуникативной компетентности, как студентов, так и уже работающих специалистов, является коммуникативный тренинг.

Нами было предпринято небольшое исследование коммуникативной компетентности государственных служащих. Специалисты, работающие в государственной службе, как правило, отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки в определенной сфере деятельности. Как же обстоят дела с уровнем их коммуникативной компетентности? Ведь, к сожалению, высшие учебные заведения не занимаются повышением уровня этого вида компетентности целенаправленно. Включение курса психологии в процесс обучения не решает эту проблему автоматически, так как развитие данной компетентности требует не традиционных (лекционных и семинарских), а активных форм обучения в виде тренингов, ролевых игр и т.п.

В качестве испытуемых выступили студенты-заочники СЗАГС. 1 группа (экспериментальная) включала 30 студентов, работающих в госслужбе. 2 группа (контрольная) – 32 студента, не работающие в госслужбе. В качестве методики исследования выступал опросник, с помощью которого испытуемые оценивали свои коммуникативные умения и навыки. Общая сумма позволяла оценить коммуникативный потенциал. Максимальный показатель, который можно было получить – 120 баллов. Средние значения для обеих групп находились на уровне «выше среднего», при этом в первой группе средний показатель равен 97,5, во второй – 92,1. Различия не очень большие, хотя имеется тенденция: студенты, работающие в государственной службе, имеют более высокую самооценку своих коммуникативных умений. Разные умения получали разные оценки. Чаще всего более низкие оценки получали такие коммуникативные умения, как: «умение управлять инициативой в общении», «умение нейтрализовать неблагоприятные ходы партнера», «гибкость поведения в конфликтной или трудной ситуации», «умение быть терпимым к партнеру», «умение создавать оптимистический психологический настрой у себя», «умение читать язык жестов», «умение вести себя уверенно», «умение выступать публично», «умение органично включаться в работу группы, исполнять в ней разные роли». Все это говорит о том, что у испытуемых есть возможность для дальнейшего развития и совершенствования социально-психологической компетентности.

С целью повышения социально-психологической компетентности государственных служащих нами был разработан семинар-тренинг, который реализуется в системе курсов повышения квалификации Новгородского филиала СЗАГС.

Главной целью нашего тренинга является формирование когнитивной и операциональной подструктур: ключевых знаний, умений и навыков, которые позволяют за короткое время существенно улучшить качество межличностной коммуникации. Мы осознаем ограниченность влияния тренинга на более глубокие основания коммуникативной компетентности – на ее ядро, но считаем, что тренинг создает некоторые предпосылки также и для изменения некоторых установок и позиций личности по отношению к себе и другим.

Задачи тренинга:

- Формирование представлений о себе как субъекте делового общения, о своих коммуникативных навыках, сильных и слабых сторонах;

- развитие навыков наблюдательности, умений «читать» язык жестов, определять коммуникативную позицию партнера;

- развитие умений активного слушания;

- развитие умений и навыков ассертивного (уверенного) поведения;

- развитие умения выражать свои мысли с помощью «Я»- высказываний, формирование безоценочного отношения к партнеру;

- развитие навыков позитивного мышления;

- развитие навыков саморегуляции;

- развитие умений рефлексивного слушания;

- развитие умений задавать открытые и закрытые вопросы;

- развитие гибкости поведения в различных ситуациях общения, совершенствование приемов делового общения в сложных ситуациях профессиональной деятельности.

При разработке тренинга мы исходили из минимально возможного количества часов с учетом занятости специалистов. Минимально тренинг рассчитан на 8 часов, при возможности это время может быть увеличено до 16 часов. Тренинг включает четыре темы, на каждую из которых может быть отведено от 2 до 4 часов.

Тема1-Комуникативная компетентность и ее роль в успехе профессиональной деятельности.

Тема 2 – Критерии и условия эффективной коммуникации.

Тема 3 – Позитивное мышление.

Тема 4 – Уверенное (ассертивное) поведение.

Основными формами проведения занятий являются групповая работа, дискуссия, упражнения, ролевые игры, решение ситуаций, пленумы, мини-лекции, рефлексия.

Опыт проведения тренинга в течение трех последних лет показал высокий уровень мотивации участников. Они с большим удовольствием принимают правила тренинга и активно включаются в предлагаемые виды деятельности. Форма групповой работы, требующая от участников постоянных переходов из группы в группу, вступления в активное взаимодействие с новыми людьми, необходимость выступать в различных ролях, а также выполнение ими различных упражнений, рефлексия своих действий, позволяют каждому человеку увидеть свои сильные и слабые стороны, овладеть новыми способами поведения и общения, а также без особых усилий получить через практику необходимые психологические знания. Все это способствует повышению коммуникативной компетентности госслужащих, стимулирует ее развитие в будущем. Подавляющее большинство участников тренинга отмечают прирост своей коммуникативной компетентности и выражают намерение использовать полученные знания и новые умения в профессиональном взаимодействии.

 

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1998

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / Под ред. В.А.Сластенина.- М.:Издательский центр «Академия», 2000

3. Беляева Т.Б. Беляева Т.Б Проблема развития социальной компетентности госслужащих. - Государственная служба и государственное управление: концепции, проблемы, противоречия. Материалы научно-практической конференции филиала СЗАГС в г.Великий Новгород и Администрации Новгородской области.: Изд-во РИЦ «Росан» –Северо-Западная академия государственной службы. С-Пб, 2003

4. Беляева Т.Б., Сидоренкова Л.И. Динамика социальной компетентности студентов в процессе подготовки к инновационной деятельности в системе образования //Ученые записки института непрерывного педагогического образования. –Выпуск ;: В 2 кн. –Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2002. – Кн.1., с.134-142

5. Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход// Клиентоцентрированная терапия.- М.,1989

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия.- Минск,1994

7. Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.,1995

8. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.,1991

9. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для школьных психологов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002

10. Конюхов Н.И. Словарь – справочник практического психолога. - Воронеж,1996

11. Краткий словарь современных понятий и терминов. -3-е изд.,дораб. и доп./ Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. Сост.,общ.ред. В.А.Макаренко.-М.: Республика,2000

12. Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1991

13. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.- М.,1982

14. Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1983

15. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г.Щур. - М.,1997

16. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2004

17. Степанова Л.А. Профессионально важные качества госслужащего как условие формирования положительного имиджа // Имидж госслужбы: Сборник научных трудов.- М.: «ИДФ»- «СПА Консалтинг», 1996, с. 143-154.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов- н-Д.,1997

19. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования-. Томск; М.,1997

 



2015-11-23 1451 Обсуждений (0)
Развитие коммуникативной компетентности специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие коммуникативной компетентности специалистов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)