Понятие коммуникативной компетентности
Критерии коммуникативной компетентности впервые сформулировал Т. Гордон. Он определил коммуникативную компетентность как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы, и в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению. Иначе говоря, речь идет о способности или умении создавать и поддерживать в общении партнерскую позицию в общении «на равных», в отличие от «пристройки сверху» или «снизу». Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, она рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (5). Рассмотрим различные подходы к пониманию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность личности подразумевает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Мера коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств, произвести впечатление на других (8,с.10). В работах Ю.И.Емельянова (7), Л.А.Петровской (13) и других авторов под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Л.Д.Столяренко предлагает аналогичную характеристику: коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (18). В словаре Н.И. Конюхова предлагается следующее определение: «Компетентность коммуникативная (социально-психологическая) – ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия» (10,с.210) С точки зрения Е.В. Сидоренко, коммуникативная компетентность – это совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения (6). В зарубежной литературе понятие компетентности связывается с осведомленностью, знанием и пониманием сущности какой-либо сферы деятельности, жизни, способностью адекватно использовать, применять полученные знания и навыки. Таким образом, большинство авторов рассматривают коммуникативную компетентность как внутренний ресурс личности, включающий в себя знания, умения и способности, обеспечивающие построение эффективной коммуникации, достижение целей в процессе коммуникации, при этом нам хочется добавить важный нюанс, а именно – ненанесение ущерба партнеру по общению. На наш взгляд, следует отличать коммуникативную компетентность от коммуникативной грамотности. Многие зарубежные ученые практически не разделяют понятия грамотности и компетентности. Грамотность ими рассматривается как «начальный» уровень компетентности. Однако с точки зрения Л.С.Колмогоровой, это разные вещи: под грамотностью понимается необходимая минимальная ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. «Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. ... В компетентности же наиболее явно выражается процессуально-деятельный, поведенческий компонент психологической грамотности. В компетентности зафиксирован наиболее ценный опыт, приобретенный человеком в жизни, который нашел свое подтверждение, применение на практике, позволяет получить положительные результаты» (9,с.20-21). Таким образом, основное отличие коммуникативной грамотности от компетентности заключается, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя в той или иной ситуации, как общаться в той или иной ситуации, что значит тот или иной жест и т.д.), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в конкретной коммуникации, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный человек знает «о коммуникации», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т.е. общается со знанием дела, реально используя и учитывая имеющиеся знания в процессе коммуникации. В рассмотрении компетентности мы будем придерживаться определения, данного в работе М.А. Холодной: «Компетентность – это особый тип организации предметно – специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» (19,369). Таким образом, коммуникативная компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность коммуникации на основе психологической грамотности, что, означает уместное и оправданное (адекватное целям и задачам) применение знаний, умений, обеспечивающих достижение стоящих перед человеком целей и решение проблем в ситуации общения. Коммуникативная компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта и опыта других людей. Она предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, компетентный – может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих – то указаний, предписаний, установок. Следовательно, коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, возможность реализовать в общении свою субъективность (13, с. 86). Коммуникативная компетентность, по мнению Е.В.Руденского, складывается из способностей: - давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; - социально - психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; - осуществлять социально - психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения (13, с 73). От прогноза коммуникативной ситуации, АО нашему мнению, будет зависеть и ее прогнозирование, и ее управление. Поэтому коммуникативные установки играют, пожалуй, определяющую роль в развитии всей коммуникативной ситуации. Л.А.Петровская, в свою очередь, выделяет следующие два компонента коммуникативной компетентности: основанные на типе направленности (установки): 1. коммуникативная составляющая, относящаяся к внешнему уровню, решающая репродуктивные задачи, этот компонент связан с операционно – техническим уровнем коммуникации; 2. личностная (глубинная) составляющая, относящаяся к внутреннему уровню, решающая продуктивные задачи, затрагивающая личностно – смысловые образования и играющая определяющую роль по отношению к внешнему, поведенческому. С нашей точки зрения коммуникативная компетентность (как и социальная) должна быть охарактеризована с ценностной точки зрения. Мы уже говорили в предыдущей статье о модели компетентности, которая рассматривает компетентность как сложную структуру, состоящую из ядра и двух «оболочек». Теоретическая модель коммуникативной компетентности, таким образом, включает в себя несколько составляющих: внешний слой - операциональный (коммуникативные навыки и умения), внутренний – когнитивный (знания о коммуникации) и ядро. Операциональный компонент коммуникативной компетентности включает в себя следующие умения(4, с.136): - устанавливать контакт с разными людьми в разных ситуациях; - рефлексивного и нерефлексивного слушания; - «читать» невербальный язык и осознанно использовать невербальные приемы для выражения своих мыслей и чувств; - формулировать «Я-высказывания» для выражения своего мнения; - вести переговоры; - выступать публично; - уверенного поведения; - рефлексировать как по поводу своего поведения, так и по поводу своих переживаний, а также неудач и достижений и многие другие. Когнитивный компонент коммуникативной компетентности включает в себя житейские и научные знания: - коммуникации, ее особенностях, факторах, обеспечивающих ее успешность, о невербальной стороне общения; - о психологических особенностях разных типов людей; - общую эрудицию, хороший словарный запас. Ядро коммуникативной компетентности, в свою очередь, включает 3 блока: 1) система ценностных ориентаций и социальных установок, которые должны характеризоваться гуманистической направленностью; 2) характерологический (система отношений к себе и другим, а именно: сочетание уважения к другим и самоуважения); 3) социальных способностей - социальный интеллект, эмпатия. Особое внимание хотелось бы обратить на такую подструктуру ядра, как характерологическая. Нас наш взгляд, она представлена в виде системы отношений: · к самому себе, · к другим людям, · ожидания отношения других людей к себе (атрибутивная проекция) (18, с.108) Для эффективной коммуникации очень важно, чтобы человек относился хорошо к себе и другим, принимал себя и индивидуальность других людей и ожидал от них также доброжелательного отношения и принятия. Это создает основу для чувства уверенности в себе в процессе коммуникации и способствует тому, что человек будет общаться компетентно. Ядро выступает как побудительная и регулирующая сила коммуникативной компетентности, определяющая поведение человека в ситуациях коммуникации. Именно от «ядра» зависит, каким образом будут использованы коммуникативные знания, умения и навыки человека. Например, они могут быть использованы во вред другому человеку - для того, чтобы успешно манипулировать им, подводя его к нужному мнению или решению. Именно так действуют разного рода мошенники. Или, наоборот, те же знания и умения могут быть направлены на сотрудничество с другим человеком, создание партнерских отношений с ним, даже если он при этом является конкурентом. При этом следует отметить, что регулирование процессом коммуникации может осуществляться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Поэтому важно, чтобы отношение к себе и другим было позитивным не только на уровне сознания, но и на уровне бессознательном (конечно, бессознательный уровень отрегулировать значительно сложнее). Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения (13, с.63). Но для того, чтобы быть гибким в общении, необходимо владеть достаточно широким спектром навыков и умений. Эта задача может решаться только с помощью специально организованного обучения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6640)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |