Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Q Как можно восполнить этот дефицит?



2015-11-23 850 Обсуждений (0)
Q Как можно восполнить этот дефицит? 0.00 из 5.00 0 оценок




Во-первых, с помощью проб, направленных на анализ дви­жений, которые формируются и выполняются непроизвольно, инстинктивно.

Это следующие пробы: «переплетение пальцев рук», «поза Наполеона», «аплодирование», «прогибание кистей рук» (Лурия, 1962).

В первой пробе ведущей считается рука, большой палец ко­торой при переплетении пальцев оказывается сверху. Испытуе­мый может по просьбе психолога изменить положение пальцев, поместив сверху большой палец другой руки, но будет при этом испытывать неловкость, дискомфорт. В «позе Наполеона» ве­дущей считается та рука, которая первой начинает движение и располагается сверху. Осуществление смены положения рук воз­можно только при усиленном произвольном контроле; получив­шаяся в результате такой смены поза также крайне неудобна ис­пытуемому. При выполнении аплодирования ведущей считается более активная рука, осуществляющая ударные движения о ла­донь неведущей руки. Наконец, при прогибании сложенных вместе кистей рук, кисть более слабой (неведущей) руки проги­бается сильнее (Лурия, 1962).

Во-вторых, помогает учет некоторых антропометрических показателей.

Приведем примеры. Известно, что ширина ногтевых лож больших пальцев или мизинцев больше на ведущей руке. Веду­щая рука несколько длиннее неведущей; на тыльной стороне ведущей руки сильнее развита венозная сеть; на подушечках пальцев ведущей руки более сложные дерматоглифические узо­ры (Хомская, Привалова, Ениколопова и др., 1995).

q Очень интересно! А есть ли еще какие-нибудь пробы на опреде­ление ведущей руки?

Да, есть еще аппаратурные методы. В них динамические (то есть скоростные) и силовые показатели регистрируются с по­мощью специальных приборов. К таким методам можно отнес­ти динамометрию (измерение силы каждой руки динамомет­ром), теппинг-тест (оценка темпа, ритма, равномерности дви­жений, возможности их произвольного ускорения или замед­ления), а также многочисленные тесты, в которых с помощью секундомера или других приборов точно фиксируется время выполнения различных предметных действий или время мотор­ной реакции на звуковые, световые, тактильные стимулы, ско­ростные, силовые показатели и точность движений выше в ве­дущей руке.

q И последний вопрос. Есть два теста, которые вы еще не упомя­нули: заведение часов и миокинетический тест. Можно ли отне­сти их к аппаратурным методам определения мануальной до­минантности?

Давайте подумаем. При выполнении первой методики ис­пытуемого просят завести механические наручные часы или бу­дильник; можно также попросить его изменить показания стре­лок на часах. При этом неведущая рука держит часы, а ведущая рука осуществляет точно дозированные (и пространственно-ориентированные) движения, с помощью которых заводятся часы или переводятся стрелки. Таким образом, данную мето­дику едва ли можно отнести к аппаратурным. Ведь в ее основе лежит простое наблюдение за тем, какой рукой совершается определенное предметное действие; ни для предъявления сти­мулов, ни для регистрации показателей не используются спе­циальные приборы. Во второй методике, которая вас заинтере­совала, испытуемому предлагается обводить карандашом (по­очередно правой и левой руками) линии различной конфигура­ции, сначала со зрительным контролем, а потом без него. Ко­нечно, можно и «на глазок» оценить разницу в темпе и характе­ре обведения линий разными руками. Однако мы думаем, что проведение такого эксперимента, детальная регистрация точ­ности движений рук, качества рисунка невозможны без приме­нения специального оборудования. Вообще же во время выпол­нения двигательных заданий используются различные методы регистрации — электромиография (ЭМГ), электроэнцефалог­рафия (ЭЭГ), вызванные потенциалы (ВП), видеозапись с пос­ледующей компьютерной обработкой (Хомская, Привалова, Ениколопова и др., 1995).

q Давайте перейдем к обсуждению методов исследования друго­го вида моторных асимметрий — функциональной асимметрии ног. Их меньше, чем в случае определения мануального домини­рования?

Да, это так. Для иллюстрации приведем только один при­мер. В уже упомянутом нами опроснике для оценки функцио­нальной асимметрии (Annett, 1970) двадцать вопросов касаются мануального доминирования и только один — ведущей ноги.

q Ясно. А какие приемы используются для определения функцио­нальной асимметрии ног?

Их, как и методы определения ведущей руки, можно разде­лить на три группы:

1) анализ выполнения каких-либо действий;

2) учет морфометрических показателей;

3) аппаратурные методы.

К первой группе можно отнести следующие приемы: пред­ложить испытуемому подпрыгнуть на одной ноге, сделать шаг вперед, ударить по мячу, сесть на стул, закинув ногу на ногу. Ве­дущая нога совершает движения первой, она сильнее. Этот факт находит подтверждение в одном любопытном бытовом наблю­дении: на обуви, надетой на неведущую ногу, быстрее снашива­ется набойка, потому что она слабее ведущей и незаметно для субъекта чуть приволакивается при ходьбе. В последней из пере­численных проб ведущей считается нога, которая располагается сверху; именно при таком расположении ног человек может про­сидеть дольше, не ощущая дискомфорта и утомления.

Что касается морфометрических показателей, то известно, что стопа и шаг у ведущей ноги несколько длиннее, чем у неве­дущей. Первая закономерность приводит к следующему: при­меряя в магазине новую пару обуви, мы порой замечаем, что на одной ноге (чаще на левой) туфля или ботинок сидит чуть сво­боднее. Кстати, обращали ли вы внимание, что примерка но­вой пары обуви обычно начинается с правой ноги? Уж если она подойдет для правой ноги, для левой точно сгодится. Со второй из упомянутых закономерностей связана одна особенность орга­низации спортивных соревнований. Еще со времен античной Греции бегуны (а впоследствии и конькобежцы) двигаются по дистанции против часовой стрелки. Таким образом, левая нога (неведущая у большинства людей, а поэтому с более коротким шагом) проходит меньшее расстояние, чем правая.

К аппаратурным методам можно отнести, например, точ­ное измерение отклонения движения от заданного направле­ния (Брагина, Доброхотова, 1988), динамометрию, определение тонуса и силы мышц с помощью специальных приборов (Хомс­кая, Привалова, Ениколопова и др., 1995).

q Давайте перейдем к сенсорным асимметриям и обсудим спосо­бы исследования слуховой (и в том числе слухоречевой) асим­метрии.

Вы уже можете догадаться, что прежде всего следует за­дать испытуемому ряд вопросов, касающихся его слуховых функций (одинаково ли он слышит обоими ушами, каким ухом он лучше разбирает речь, есть ли у него музыкальный слух и т.п.).

Как отмечают Е.Д. Хомская и соавторы (1995), во многие опросники, направленные на изучение функциональных асим­метрий, включается вопрос о том, к какому уху испытуемый чаще всего подносит телефонную трубку, когда говорит по те­лефону. Большинство людей подносит трубку к левому уху. Оз­начает ли этот факт, что у них ведущим в восприятии речи яв­ляется правое полушарие? Видимо, нет, тем более что такое предположение противоречит данным, полученным с помо­щью других методик. В чем же дело? Вероятно, человеку час­то, когда он говорит по телефону, необходимо освободить пра­вую руку для письма или каких-нибудь других действий.



2015-11-23 850 Обсуждений (0)
Q Как можно восполнить этот дефицит? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Q Как можно восполнить этот дефицит?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (850)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)