Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Q А можно увидеть симптомы дефицита зрительного внимания при предъявлении одного объекта?



2015-11-23 661 Обсуждений (0)
Q А можно увидеть симптомы дефицита зрительного внимания при предъявлении одного объекта? 0.00 из 5.00 0 оценок




Да, если этот объект состоит из нескольких частей, деталей. Больной может не заметить некоторые из них. Подобный де­фицит внимания лежит в основе некоторых ошибок опознания предметных изображений.

Но продолжим наш рассказ о модально-специфических нарушениях внимания. Они могут проявляться и в слуховой модальности при одновременном предъявлении в оба уха раз­ных звуков или слов. Больной не замечает стимулы, предъяв­ляемые в ухо, контралатеральное очагу поражения в корковых или подкорковых звеньях слуховой системы (Симерницкая, 1978; 1985).

Тактильное невнимание, возникающее при поражениях те­менных отделов мозга, отчетливо выявляется при выполнении больными разных вариантов проб Тойбера или проб, с помо­щью которых исследуется «схема тела». Мы подробно описали подобные нарушения в главе, посвященной методам изучения тактильного восприятия.

Существует и двигательное невнимание. По мнению ряда авторов, оно наиболее ярко проявляется при особой нагрузке на двигательный анализатор, при увеличении объема движений (то есть в тех случаях, когда движение включает несколько си-мультанно реализуемых компонентов, выполнение каждого из которых нужно контролировать). Это прежде всего двуручные движения, например, реципрокная координация или асиммет­ричные постукивания.

Q Вы сказали о контроле. Представляется, что он очень близок к вниманию. Это действительно так?

Мы думаем, что правильнее все же говорить о близости про­извольного внимания и контроля как в отношении их роли в структуре психической деятельности, так и в отношении морфо-функционального субстрата этих процессов, которым явля­ются лобные доли мозга. Однако механически отождествлять их нельзя.

Рекомендуемая литература

Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 187-253.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 186-216,254-273.

Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные матери­алы / Составители Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. — М.: Генезис, 2010. Листы 29-33.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб.: ЛЕНАТО, 1998. С. 34-44.

Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. ун­та, 1978.

Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Хамская Е.Д. Мозг и активация. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

Хомская ЕД. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 173— 185.

 

Глава 11 РЕЧЬ

 

Речь является не только важной, но и очень слож­ной психической функцией. Существует много видов речи: устная, письменная, внутренняя; устная речь, в свою очередь, может быть экспрессивной и импрессивной. Устная экспрессивная речь также имеет несколь­ко форм — спонтанную, автоматизированную, рядовую и др. Письменная речь включает в себя письмо и чте­ние Щветкова, 1985). Для исследования разных видов речи существуют специальные задания. Нейропсихолог оценивает речь больного, не только разговаривая с ним, он смотрит и на то, как больной повторяет, пишет, чи­тает, называет числовой ряд, дни недели и т.п.

Возникают нарушения речи (афазии) при пораже­нии речевых зон коры левого полушария мозга.

q Существуют ли особые пробы и стимулы для диагностики каж­дой формы нарушений речи? Или одни и те же задания можно применять для диагностики разных форм афазий?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Одни и те же стимулы можно использовать для оценки нарушения речевой деятельности при разных формах афазии. Однако задачи, кото­рые ставятся перед больным, должны быть такими, чтобы ней­ропсихолог мог фиксировать первичные (центральные) и вто­ричные симптомы определенной афазии. Эти задачи основы­ваются на представлениях об афазии как комплексном наруше­нии, поскольку в большинстве афазий, как правило, «заложе­но» несколько факторов, поломка которых и приводит к свое­образному, многоуровневому речевому дефекту.

q А в каких литературных источниках содержится описание по­добных заданий?

Их очень много! Нет смысла стараться сейчас перечислить все. Но мы можем порекомендовать вам те фундаментальные ра­боты, знакомство с которыми поможет получить необходимые ориентиры в обширном диапазоне методик исследования рече­вых функций. Это монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1962) и «Основы нейролингвистики» (1975); учебные по­собия Л.С. Цветковой «Нейропсихологическая реабилитация больных» (1985), «Афазия и восстановительное обучение» (1988) и «Мозг и интеллект» (1995); «Методика оценки речи при афа­зии» Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой (1981).

А теперь давайте поговорим об основных пробах, с помо­щью которых можно исследовать речь. Начнем с проб на эксп­рессивную речь. К ним относятся повторение звуков, слогов, слов, предложений; называние предметов, действий с опорой на кар­тинку; составление фраз и рассказов по картинкам, а также ди­алог на определенную тему.

q Вы уже назвали множество проб. Нужно ли применять их все или мож­но ограничиться несколькими? Чем руководствоваться при выборе?

В зависимости от вида предполагаемой у больного афазии и от степени тяжести речевого дефекта психолог проводит либо все пробы, либо выбирает некоторые из перечисленных.



2015-11-23 661 Обсуждений (0)
Q А можно увидеть симптомы дефицита зрительного внимания при предъявлении одного объекта? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Q А можно увидеть симптомы дефицита зрительного внимания при предъявлении одного объекта?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)