Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Q Но ведь в этой пробе могут возникать и другие ошибки?



2015-11-23 712 Обсуждений (0)
Q Но ведь в этой пробе могут возникать и другие ошибки? 0.00 из 5.00 0 оценок




Конечно, мы подробно говорили о них в главе, посвящен­ной методикам исследования праксиса. Существуют ошибки, указывающие на патологию преимущественно правого или ле­вого полушария, лобных отделов мозга. Однако отметим следующий факт: в описаниях симптоматики двигательных наруше­ний при синдроме «расщепленного мозга» иногда отмечаются симптомы, схожие с наблюдаемыми при поражениях других мозговых зон.

q Соблюдается ли принцип одновременного тестирования в про­бе на перенос поз руки по кинестетическому образцу, — ведь сначала позы переносятся с левой руки на правую, а потом — с правой на левую.

Принцип одновременного тестирования здесь присутству­ет, но в особой форме. Испытуемый одномоментно восприни­мает тактильный образ позы на одной руке и выполняет движе­ние (с опорой на этот образ) другой рукой.

q Понятно. А как сказываются на выполнении этой пробы наруше­ния межполушарного взаимодействия?

При патологии комиссурной системы мозга, вероятно, бу­дут наблюдаться билатеральные нарушения переноса поз, при­близительно одинаковые по степени выраженности в правой и левой руке. При этом мономануальное выполнение проб прак­сиса позы по зрительному или кинестетическому образцу бу­дет, скорее всего, сохранным.

Но наш разговор о бимануальных пробах пока не завершен. Мы не упомянули еще одну информативную пробу — асиммет­ричные постукивания. Она похожа на реципрокную координа­цию, но, по мнению многих нейропсихологов, является более сложной.

В заключение отметим, что при врожденной или приобре­тенной патологии комиссурной системы мозга обнаруживают­ся трудности осуществления не только бимануальных, но и дру­гих сложно координированных движений: например, пациен­ты с агенезией мозолистого тела с трудом учатся плавать, ка­таться на велосипеде и т.д. (Sauenvien, Lassonde, 1994).

q Мы детально рассмотрели методы исследования нарушений межполушарного взаимодействия при патологии комиссурной системы мозга. А какие методики применяются для изучения осо­бенностей межполушарного взаимодействия у здоровых испы­туемых?

Весьма разнообразные, и направлены они на анализ про­цессов межполушарного взаимодействия в разных сенсорных модальностях и при реализации разных видов психической деятельности.

Мы фактически уже обсудили методы исследования меж­полушарного взаимодействия в двигательной сфере. А теперь давайте обратимся к тактильному восприятию.

Существуют интересные методики для исследования меж­полушарного взаимодействия в тактильной сфере. Для этого ис­пользуется предложенная А.В. Семенович (1991) методика, в которой испытуемый работает с доской Сегена. Напомним, что это доска с выемками различной формы, куда нужно на ощупь вставлять фигурки, соответствующие этим формам. Объектив­ным критерием считается время выполнения задания. Моди­фикация классической методики, предложенная А.В. Семено­вич, заключается в том, что испытуемому предлагается ощупы­вать фигурки одной рукой, а гнезда для них — другой рукой. Выполнение пробы предусматривает 4 этапа: 1-й этап — ощу­пывание фигурок, поиск гнезда и вкладывание фигурки в гнез­до одной рукой; 2-й этап — эти действия выполняются другой рукой; 3-й этап — левая рука «опознает» фигурку, правая нахо­дит на доске соответствующее гнездо; 4-й этап — правая рука манипулирует с фигурками, левая — с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами. Время выполнения фиксируется отдельно для каждой фигуры. Также психолог ана­лизирует стратегии испытуемого в ходе выполнения задания. Такой вариант использования методики позволяет оценивать характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе такого вида тактильного восприятия как стереогнозис (Хом-ская и др., 1995). Есть данные о том, что временные параметры работы полушарий мозга и межполушарного взаимодействия меняются при повторных тестированиях по этой методике, то есть в процессе научения (Московичюте, Голод, 1989).

Э.Г. Симерницкая для изучения функционального взаимо­действия полушарий головного мозга в восприятии и запечатлении невербальных тактильных стимулов использовала разра­ботанный в школе Д.Н. Узнадзе метод фиксированной установ­ки. Сначала проводится установочная серия. Испытуемому да­ются деревянные шары разного объема, но одинаковые по весу (большой шар дается в правую руку, а маленький — в левую). Шары предъявляются 10—15 раз, длительность однократного предъявления и межстимульных интервалов — по 2 секунды. В следующей серии предъявлений испытуемому предлагают одинаковые по объему шары (два маленьких шара). Сначала у него возникает контрастная иллюзия (шар, предъявляемый в правую руку, кажется меньше). Спустя несколько предъявле­ний равные по объему шары начинают восприниматься адек­ватно. Количество предъявлений, необходимое для достижения адекватного восприятия величины, является индивидуально ва­риабельным. Затем всю процедуру повторяют, только меняют руки (большой шар в левую руку, а маленький — в правую). Эффект фиксированной установки оценивается отношением числа контрастных иллюзий к общему числу предъявлений во второй серии и выражается в процентах. Разница в эффектах фиксированной установки в условиях предъявления большого шара в правую и левую руку может отражать особенности меж­полушарного взаимодействия в восприятии гаптических стиму­лов (Симерницкая, 1978).

q Приведите, пожалуйста, пример методов исследования межпо­лушарного взаимодействия в слуховой сфере.

Необходимо иметь в виду, что у человека существует рече­вой и неречевой слух, поэтому может применяться различный стимульный материал. Самым известным приемом является метод дихотического прослушивания, предложенный Дорин Кимурой (1961,1967) для определения доминантности полуша­рий по речи. В этой методике через наушники в оба уха по раз­дельным каналам одновременно предъявляются два набора вер­бальных стимулов: слова, цифры, слоги. Они подаются сериями.

В перерыве между сериями испытуемый должен воспроизвести или узнать стимулы. На русском языке методика была апроби­рована и модифицирована Б.С. Котик (1974). Испытуемым предъявляется дихотически 10 серий, состоящих из четырех пар слов каждая. Начало предъявления каждой пары из четырех слов синхронизировано, интервалы между парами составляют 0,5 секунды, между сериями — 20 секунд. Таким образом, испыту­емый слышит одновременно два различных слова: одно правым ухом, другое — левым. После того, как испытуемый прослуша­ет все 10 серий, наушники меняют местами, и испытуемый вы­полняет задание еще раз. Это делается для устранения возмож­ного влияния технических артефактов.



2015-11-23 712 Обсуждений (0)
Q Но ведь в этой пробе могут возникать и другие ошибки? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Q Но ведь в этой пробе могут возникать и другие ошибки?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)