Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Профилактика и коррекция. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно




Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:

· смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

· повышение их активности и самостоятельности;

· устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.;

· коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, направленные на коррекцию эмоциональных нарушений у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два основных подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий.

К психодинамическому направлению коррекции традиционно относятся психоаналитический и гуманистически-ориентированный подходы. Основной целью коррекции в рамках психодинамического подхода является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Это успешно разрешается с помощью психоанализа, семейной психокоррекции, игры и арт-терапии. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: метод свободных ассоциаций; толкование сновидений; интерпретация; анализ сопротивления; анализ переноса. Детские психоаналитики разработали специальные психокоррекционые техники: это игра и арт-терапия. Авторами подчеркивалось значение недирективной игровой психотерапии, которая решает три основные задачи: 1) способствует развитию самовыражения у ребенка; 2) коррегирует эмоциональный дискомфорт; 3) формирует саморегулирующие процессы.

В основе гуманистически-ориентированного подхода лежит установление эмпатической связи психолога с ребенком, полное принятие ребенка и искренняя вера психолога в способности ребенка, в его успехи. В рамках данного подхода широко используются методы «терапии на основе экспрессивных искусств»; арт-терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия.

Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок.

В отечественной психологии разработаны многочисленные методы психологической коррекции на основе клинико-психологического и психолого-педагогического подхода. К клинико-психологическому можно отнести опыт психотерапии детских неврозов, патохарактерологических реакций, синдромов детского аутизма и др., описанных в работах В.И.Гарбузова, Д.Н.Исаева, А.И.Захарова, Б.З.Драпкина.

В рамках данного подхода широко используются поведенческие методы, например, метод условно-рефлекторной терапии (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977); суггестивные воздействия в процессе сказкотерапии для детей с различными формами неврозов (Захаров, 1982). А.И.Захаров разработал методику игровой психотерапии, направленную на восстановление нарушенных отношений у ребенка. При индивидуальной психотерапии автор использовал следующие этапы: беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение. По мнению автора, при острых невротических реакциях следует делать акцент на спонтанный компонент игры, при невротическом развитии – необходимо делать акцент на направленные методы (Захаров, 1982).

В отечественной психологии широко используются также методы семейной психокоррекции (Захаров, 1982; Спиваковская, 1988; Эйдемиллер и Юстицкий, 1992).

В рамках психолого-педагогических исследований разрабатываются и используются различные методы психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и др.), групповые подвижные игры.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать следующие факторы:

1. психологические, включающие в себя личностные характеристики ребенка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений;

2. педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребенка;

3. клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте [7, с. 333].

Профилактика школьных неврозов:

· знание семейной обстановки и предрасположенности ребенка к невротическим реакциям;

· благожелательная атмосфера на уроке;

· уроки физкультуры, двигательная разгрузка детей;

· повышение самоконтроля педагога;

· выбор правильного стиля общения;

· неформальное общение.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность дисгармонического развития личности?

2. Какие причины неврозов Вы можете выделить?

3. Каким образом на развитие неврозов могут влиять родители? Педагоги?

Литература:

1. Гарбузов В.И.Нервные дети: советы врача. М., 1990.

2. Дефектология : словарь-справочник /под ред.Пузанова Б.П.-М.,1996.

3. Завьялова В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.,1988.

5. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М.,1986

6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-М., 2006

8. Петрунек В.П., Таран Н.Л. «Колыбель неврозов»: заметки врачей-психоневрологов.- М.,1988

9. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В.-М.,1995

Тест на усвоение материала:

Задание 1

Какие недостатки развития личности ребенка можно исправлять при помощи следующих психолого-педагогических техник коррекционной работы:

1. Рисование страхов

2. Игровая коррекция страхов

3. комплекс подвижных игр

4. холдинг-терапия

5. арт-терапия

6. куклотерапия

 

Задание 2

Условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов, предложенный доктором психологических наук А.И.Захаровым, можно обозначить как 5+5. какие игры входят в этот комплекс?

 

Задание 3

Обозначьте назначение и виды специализированных коррекционных образовательных учреждений:

· коррекционное учреждение I вида - …

· коррекционное учреждение II вида - …

· коррекционное учреждение III вида - …

· коррекционное учреждение IV вида - …

· коррекционное учреждение V вида - …

· коррекционное учреждение VI вида - …

· коррекционное учреждение VII вида - …

· коррекционное учреждение VIII вида-…

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)