Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика



2015-11-23 2889 Обсуждений (0)
Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика 4.75 из 5.00 4 оценки




Причины возникновения РДА до конца не выявлены, и при этом имеющиеся в литературе данные достаточно противоречивы, что во многом затрудняет процесс диагностики и коррекции.

I. Наследственная отягощенность: развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятен мультифакторный механизм: генный комплекс передает лишь предрасположенность к её развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического провоцирующего (манифестного) фактора: а/ экзогенный (травма, инфекция, интоксикация, психотравма); б/ эндогенный (возрастной криз, конституциональные особенности).

II. Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этиологией аутизма более 50 лет. Как показывает опыт, у большинства детей с диагнозом РДА при внимательном исследовании обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и квалификация устанавливаются сложно (в исследованиях В.Е. Кагана – преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон). Накопленного материала пока недостаточно, чтобы связать РДА с определенной локализацией поражения.

III. Психогенный фактор рассматривается в США и Западной Европе в рамках психоаналитического подхода. Ряд авторов полагают, что в «формировании синдрома РДА значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка». Это отражено в работах специальной экспериментальной группы, созданной при НИИ дефектологии АПН СССР. Исследования проводились В. В. Лебединским, О.С. Никольской, Е.Р. Баежной, М.М. Либинич и др. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характеристик этих форм нет. Психогенный фактор может:

· быть манифестным для любых форм РДА;

· вносить вклад в формирование третичных образований РДА (невротические расстройства в связи с переживаниями своей несостоятельности) при достаточном уровне интеллекта и самосознания

· служит причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривационного психического развития.

В дошкольном возрасте у детей появляются «необычные интересы»: увлечение дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами. Номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках (А.С. Спиваковская , 1980). При этом дети много фантазируют, у детей, по мнению многих авторов, возрастает число неадекватных страхов: боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире, иногда ребенок может испугаться кусочка мыла, пролитого на столе клея, киселя.

В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем дети с диагнозом РДА по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в школе и переходят на домашнее обучение (там же).

В зависимости от характера степени проявления симптомов в настоящее время принято выделять 4 группы РДА. Данная классификация предложена О.С. Никольской (в зависимости от интенсивности поражения базальной аффективной среды).

1 группа: наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение: ребенок бесцельно перемещается по комнате, может залазить на мебель, прыгать со стульев; отрешенность от внешней среды; им свойственна агрессивность доходящая до патологии. Эмоциональный контакт отсутствует, реакция слабая. Лицо выражает состояние эмоционального покоя. Речь отсутствует, хотя понимание может быть не нарушено. Дети избегают сильных стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития.

2 группа:детям свойственна отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью, возможно выполнение простых просьб матери. Иногда отмечается сочетание холодности, нечувствительности к эмоциям других людей с повышенной чувствительностью к состоянию матери. Ребенок реагирует на физические ощущения (холод, голод, боль); требует сохранения постоянства в окружающей среде; тяжело переживает перестановку мебели при этом могут отказываться от пищи, могут быть утрачены навыки самообслуживания (заметны с 2-3-х лет). Стереотипные движения, направленные на стимуляцию органов чувств: надавливание на глазные яблоки, шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами, прослушивание одних и тех же пластинок. Вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т.п. Речь – однотипные штампы – команды для любого присутствующего. Эта группа, среди детей страдающих аутизмом, самая многочисленная. Прогноз их развития наиболее благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

3 группа:для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Уровень когнитивного развития более высок. Их речь более развернута часто в виде эмоционально окрашенного монолога, ребенок способен выразить свои потребности. Отмечается противоречивость побуждений: - стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; - пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений. Часто встречаются агрессивные действия, пугающие сюжеты рисунков (изображения пожаров, бандитов и т.д.). они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития также достаточно благоприятен.

4 группа: РДАявляется наименее тяжелой. Сверхтормозимость – отличительная черта детей этой группы. Дети способны у общению, у них сохранены интеллектуальные функции. Однако речь с аграмматизмами, нарушено употребление местоимений. Как правило, они очень робкие, пугливые, застенчивые, особенно в контактах, часто неуверенные в себе, поэтому у них выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери. У ребенка этой группы не хватает гибкости, разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов. Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В ходе развития ребенка возможно как улучшение освоения навыков общения, постепенная адаптация, так и регресс, утрата ранее приобретенных навыков.

Клинико-психолого-педагогическая картина аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. Основными признаками синдрома РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов:

1. аутизм с аутистическими переживаниями;

2. стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;

3. своеобразные нарушения речевого развития.

АУТИЗМ проявляется наиболее ярко в возрасте 3-5 лет, и в числе наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие:

· аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;

· первая улыбка хотя и появляется во время, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей;

· к окружающим аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в манеже и т.д.; на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем;

· своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной реакции не проявляет;

· к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;

· отношение к моментам дискомфорта (например, нарушения режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;

· потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.

Для поведения аутичного ребенка весьма характерен ФЕНОМЕН ТОЖДЕСТВА, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточения. Феномен тождества обнаруживает себя также:

· в многократном повторении одних и тех же движений и действий – от самых простых до сложных ритуалов;

· в стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, одежда, посуда, прогулки, книги, музыкальные произведения);

· в повторении одних и тех же звуков, слов;

· ритмичном постукивании по окружающим предметам, обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов.

Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий. Игрушки если и используются, то не по назначению. Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок.

Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в ОСОБЕННОСТЯХ МОТОРИКИ. Движения угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие.

Очень рано проявляются СТРАХИ, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др. Страхи различны по своей природе: А/ повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям (звук, не вызывающий у других людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта); Б/ в других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальное место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, делают его стойким. В/ страх может быть связан с реальным пугающим событием, но фиксируется только какой-нибудь элемент (напр. В поликлинике сделали укол – белый цвет халата медсестры – «обидчицы»), который и становится предметом страха: ребенок боится всего белого. ОБЩЕЙ особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, труднопреодолимость.

ЕЩЕ ОДНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии – оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Они отличаются стойкостью фантазии и как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы.

Приводимые разными авторами особенности речевого развитияаутичных детей многочисленны, но в основном совпадают:

· мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;

· эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т.е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

· большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность (попугайность) речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

· отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

· автономность речи;

· позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», о других иногда «я»);

· нарушение семантики (метаморфическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значения слов), неологизмы;

· нарушения грамматического строя речи;

· нарушения звукопроизношения;

· нарушения просодических компонентов речи (просо+дия – ударение, подраздел стиховедения – учение о метрически значимых элементах речи).

Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности.

Интеллектуальное развитие детей имеет особенность – неравномерность, парциальность: справляясь с заданиями абстрактного характера ребенок с трудом выполняет задания с конкретным насыщением.

Помимо этого, по данным зарубежных и отечественных авторов, от 2/3 до ¾ детей с аутизмом страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности. Нельзя согласиться с отождествлением РДА и интеллектуального недоразвития. Это следует уже из того, что ряд лиц с верифицированным в раннем детстве диагнозом РДА успешно заканчивают массовые школы, поступают в вузы и достаточно высоко поднимаются в жизни по ступеням социальной иерархии, хотя в детстве их интеллектуальная несостоятельность считалась очевидной и доказанной: Т. Грандин (США) профессор биологии в университете Северного Колорадо, Д. Уильямс (Австралия) – писатель, И. Юханссон (Швеция) – общественный деятель. Такие случаи, однако, нечасты.

Более типичен другой вариант: помимо аутистических нарушений у ребенка есть органическое поражение головного мозга и обусловленная им интеллектуальная недостаточность, чаще всего умеренная или тяжелая. Работа с таким ребенком исключительно сложна: применение классических методик олигофренопедагогики оказывается неуспешным из-за выраженных аутистических особенностей личности, а основанные на тонизировании эмоциональной сферы способы помощи аутичным детям не встречают достаточного уровня возможностей осмысления получаемой информации, в первую очередь эмоциональной.

В любом случае следует относиться к оценке интеллектуальных возможностей аутичного ребенка очень осторожно, так как это связано с неравномерностью развития отдельных интеллектуальных функций: отличные вычислительные способности сочетаются с неспособностью понять смысл простой задачи, или, обладая хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги.

В клинико-психологической структуре РДА многое остается неясным. Не выявлен первичный, биологический по своей природе дефект. Наиболее интересна точка зрения В.В. Лебединского и О.С. Никольской: сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии (повышенной чувствительности). Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что аутист как бы выхватывает из окружающего отдельные, на связанные между собой фрагменты; формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и невозможным. Такой разорванный, несоединимый в целое мир непонятен и труднообъясним, он легко становится источником страхов.

В сенсорной сфере многие обычные, легко переносимые большинством воздействия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта. Также труднопереносимыми становятся эмоционально насыщенные явления и объекты, и в первую очередь человек, его лицо, его взгляд. В такой ситуации, когда окружающее непонятно и пугающе, когда оно становится постоянным источником неприятных сенсорных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутистический барьер надежно защищает ребенка практически от всех трудностей.

Аутизм образование вторичное и, следовательно, легче, чем основной и первичный дефекты, поддаются коррекционным воздействиям. Аутизм можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда (очень редко) можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, но хотя бы легкие, часто не выходящие за рамки характерологических вариантов аутистические черты сохраняются.

 



2015-11-23 2889 Обсуждений (0)
Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2889)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.094 сек.)