Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Е.Б. Вахтангов. Спектакль «Принцесса Турандот» - образец игрового театра



2015-11-20 1179 Обсуждений (0)
Е.Б. Вахтангов. Спектакль «Принцесса Турандот» - образец игрового театра 0.00 из 5.00 0 оценок




Театральная деятельность и спектакли Е.Б. Вахтангова. 1918-1922. От студии – к театру.

«Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918). «Эрик Х1У» А. Стринберга (1921) в Первой студии: режиссерская трактовка и исполнение роли Эрика Х1У М. Чеховым. От «душевного натурализма» - к постановочной технике условного театра.

Спектакли Е.Б. Вахтангова в Третьей студии. «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Свадьба» А.П. Чехова, 1921.

Вахтангов и «Габима». «Габибук» С. Ан-ского (С.А. Раппопорта) (1863 – 1920), 1922. Художник – Н.И. Альтман (1889-1970). Музыкально-ритмическая партитура спектакля. Гротескные формы массовых сцен. Лея - Х. Ровина (1890-1980).

«Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922 – эстетическое кредо Третьей студии. Художник – И.И. Нивинский (1880- 1933). Турандот – Ц.Л. Мансурова (1897-1976), Калаф – Ю.А. Завадский (1894-1977), Адельма – А.А. Орочко 91898-1965), Панталоне – И.М. Кудрявцев (1901-1924), Труффальдино – Р.Н. Симонов (1899-1968), Бригелла – О.Ф. Глазунов (1891-1947), Тарталья – Б.В. Щукин (1894-1939).

 

Литература:

Вахтангов Е.Б. С художника просится // Евгений Вахтангов: Сб. М., 1984. С. 313-315.

Вишневская И.Л. «Принцесса Турандот» К. Гоцци / Рецензия на спектакль // Сто лучших спектаклей ХХ века. С. 77-81.

Лендова В.Н. Лекции по истории русского театра (Пять великих режиссеров российского театра). Новосибирск. 2009. С. 30-32.

Марков П.А. Первая студия МХТ (Сулержицкий-Вахтангов-Чехов). Из лекций о Вахтангове // Марков П.А. О театре: В 4 т. М., 1974, Т. 1. С. 347-426.

Мацкин А.П. Вахтангов, старая и новая «Турандот» // Мацкин А.П. Портреты и наблюдения. М., 1973. С. 342-358.

Полякова Е.И. Театр Сулержицкого. Этика. Эстетика. Режиссура. М.: Аграф. 2006 ( о спектакле «Сверчок на печи» С. 205-219; о спектакле «Потоп» С. 230-237).

Смирнов-Несвицкий Ю.А. Вахтангов. Л., 1987.

Товстоногов Г.А. Открытие Вахтангова // Евгений Вахтангов: Сб. М., 1984. С. 551-562.

 

Приложение к вопросу 11

«Трудно перечислить все кружки, студии, театрики, в которых работал Вахтангов, замечательный режиссер и педагог. Закончив школу Адашева, стал сотрудником МХТа. И одним из самых убежденных последователей «системы», видя в ней единственную программу действия. Особая роль Первой студии в его жизни как актера, педагога и режиссера (Текльтон в «Сверчок на печи» по Диккенсу, Фрезер в «Потопе» Бергера, который и ставит).

В ноябре 1913 года Вахтангов начинает работать в Студенческой студии, которая называется сначала Мансуровская, а потом – Третья. Здесь были созданы первые варианты чеховской «Свадьбы» и «Чуда святого Антония» Метерлинка. В основе обучения молодых актеров – система Станиславского.

Ситуация меняется после того, как в Петербурге Вахтангов впервые столкнулся с искусством Мейерхольда. Его глубоко впечатляют, поражают увиденные спектакли. Эстетика правдоподобия кажется ему невыразительной, он мечтает активизировать свое искусство, которое отразило бы революционные перемены в стране. В спектаклях Вахтангова последних лет выражается трагическое мироощущение, резко сатирическое изображение среды вокруг героя, внятно различимы мотивы экспрессионизма, горестной иронии, трагического гротеска. Один из самых впечатляющих его спектаклей в студии «Габима» «Гадибук» - отмечен поисками острой пластической формы, опорой на еврейские легенды, трагическим мироощущением. А его последний спектакль – светлый, звенящий, радостный. Это знаменитая «Принцесса Турандот».

Вахтангов в последние годы хочет соединить законы авангардной сцены (Мейерхольд) с проблемами актерского творчества, решаемыми «по Станиславскому». В «Принцессе Турандот» это удается, этот взгляд художника на побежденный материал. Сочетание бытового и условного, психологизма и подчеркнутой театральности (маски, игра с образом), импровизация и серьезные игровые куски, постоянное общение с залом – все это «Турандот». «Взаимное усиление игрового и серьезного» было в этом театре (А. Соколянский). Турандот – Мансурова, Принц – Завадский, Адельма – Орочко, маски – Щукин, Кудрявцев, Захава), торжественная радость творчества, правда лицедейства и мастерства: актер должен был играть и образ, и свое отношение к нему. «Турандот» осталась самым игровым, праздничным спектаклем 20-х годов».

Лендова В.Н. Лекции по истории русского театра (Пять великих режиссеров российского театра). Новосибирск. 2009. С. 30-32.

 

Вопрос 12

А.Я. Таиров. Художественная программа «Камерного театра». Творчество А.Г. Коонен

А.Я. Таиров (1885-1950). Создание Камерного театра (1914) . Состав труппы.

Кристаллизация поисков в области «театра эмоционально насыщенных форм». Воспитание синтетического актера.

А.Г. Коонен (1889-1874).

«Саломея» О. Уайльда (1917), «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве (1919). А.Г. Коонен в заглавных ролях. Парад синтетического актера. «Федра» Ж. Расина (художник – А.А. Веснин, 1921) и «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (художник – Г.Б. Якулов, 1922) – кульминация жанровых полюсов Камерного театра. А.Г. Коонен – Федра и Жирофле-Жирофля.

Эволюция режиссерского метода А.Я. Таирова. Переход к «конкретному реализму». «Гроза» А.Н. Островского, 1924. Художники – В.А. Стенберг (1899-1974), Г.А. Стенберг (1900-1933) и К.К. Медунецкий (1899-1934). Опыт трагического спектакля на материале русской классики. «Трагедия быта». Катерина – А.Г. Коонен.

Поиски выхода к современности. Опора на западную драму в создании современного трагедийного репертуара. О`Ниловский цикл. «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Негр» (1929). Единство режиссуры и сценографии. Актерские работы. Последовательное нарастание трагической сосредоточенности.

Трудности адаптации к эстетическим нормам 1930-х годов. Поиски точек соприкосновения. «Структурный реализм». «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского (1900-1951) (1933; художник В.Ф. Рындин (1902-1974) и предшествующий опыт Камерного театра. Роль А.Я. Таирова в создании канонической редакции пьесы. «Небо. Земля. Человек». Комиссар – А.Г. Коонен, Алексей – М.И. Жаров. «Мадам Бовари» Г. Флобера (1940; инсценировка А.Г. Коонен, художники Е.К. Коваленко и В.Ф. Кривошеина). Трагедийно-романтическая трактовка центрального образа. Эмма – А.Г. Коонен.

 

Литература:

Коонен А.Г. Страницы жизни. М., 1975.

Лендова В.Н. Лекции по истории русского театра (Пять великих режиссеров российского театра). Новосибирск. 2009. С. 28-29.

Таиров А.Я. О театре. М., 1970.

Титова Г.В. Вариант Таирова // Титова Г.В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПг.1995. С. 131-149.

 



2015-11-20 1179 Обсуждений (0)
Е.Б. Вахтангов. Спектакль «Принцесса Турандот» - образец игрового театра 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Е.Б. Вахтангов. Спектакль «Принцесса Турандот» - образец игрового театра

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)