Эластичность спроса в зависимости от цены
В рыночной экономике спрос является основным фактором, определяющим, что и как производить. Уровень рыночного спроса на товар зависит в первую очередь от продажной цены. При превышении спроса над предложением цена оказывается выше стоимости, а при превышении предложения над спросом – ниже. Следовательно, величина спроса отражает количество товара, которое потребители готовы купить, а величина предложения – количество товара, которое производители товара готовы продать по данной цене. Кривые предложения и спроса отражают зависимость предложения и спроса от цены. Чем выше цена на рынке сбыта, тем выше предложение и ниже спрос, и наоборот. Цена конкурентная, устанавливаемая на рынке, отражает равновесие между спросом и предложением, но она постоянно меняется. Допустим, что финансовое положение потребителей улучшилось. Если при этом предложение останется на прежнем уровне, то произойдет превышение спроса над предложением, и точка равновесия будет уже при другой, более высокой конкурентной цене Р1. И наоборот, если за счет роста производительности труда и расширения производственных мощностей произойдет увеличение предложения, а при этом спрос останется на прежнем уровне, то новая рыночная (конкурентная) цена установиться более низкой Р2 и в новой точке равновесия. В реальных экономических условиях рыночное равновесие складывается крайне редко и только на мгновение, т.е. спрос и предложение никогда полностью не покрывают друг друга, что и обуславливает подвижность и неустойчивость рыночной цены. Количественная сторона реакции предложения и спроса на изменения уровня цен товаров выражается понятием ценовой эластичности предложения и спроса. Ценовая эластичность спроса и предложения – это степень соответствия реакции предложения и спроса на относительное изменение уровня рыночной цены. Эластичность спроса – это реакция покупателей на изменение цены данного товара, цен других товаров, доходов. Измерение зависимости изменения объема спроса от изменения цены является показателем (коэффициентом) эластичности, который выражает степень влияния одной переменной на другую. Знание коэффициента эластичности необходимо для решения многих практических задач: при принятии решения о пересмотре цен, его направленности и степени изменения цен на отдельные товары. Это позволяет проводить обоснованную политику цен как с точки зрения коммерческой выгоды, так и повышения уровня жизни населения. Использование этих данных дает возможность выявить реакцию потребителя на изменение цены, подготовить производство к изменению спроса, осуществить регулирование рынка. Информация об эластичности спроса может также использоваться при установлении потоварного налога (акциза), принятии решений о соответствующей маркетинговой политике предприятия, проведении различных операций на внешнем рынке (экспортно-импортных операций, операций с валютными курсами и т.д.). Используя такой коэффициент, в каждом конкретном случае можно более гибко оперировать ценами, постоянно добиваясь увеличения прибыли от продажи товаров. Коэффициенты эластичности спроса по цене подразделяются на несколько видов: коэффициент прямой эластичности спроса по цене, коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене, коэффициент эластичности спроса по доходу. Коэффициент прямой эластичности спроса по ценехарактеризует отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.
еi= , где: Q - объем спроса; Р - цена товара; - приращение или изменение (положительное или отрицательное). Применяется для определения динамики общих затрат потребителя и общей выручки производителя при изменении цены. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса на данный (i-й) товар при изменении другого (j-го) товара. Этот коэффициент обозначается еij и рассчитывается по формуле: еij= . Поскольку , а , то формула принимает вид: . Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если eij>0, то такие товары называются взаимозаменяемыми, то есть повышение цены одного товара ведет к повышению спроса на другой. Так, при повышении цены на картофель может повыситься спрос на крупы и макаронные изделия. Если eij<0, то такие товары являются взаимодополняющими, то есть при повышении цены одного товара спрос на другой падает. Например, взаимозависимость спроса на автомашины от цен на бензин, ремонтные услуги, запасные части. При повышении последних спрос на автомашины падает. Если е=0, то товары называют независимыми, то есть изменение цены одного товара не влияет на спрос на другой товар. Применяется для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. Коэффициент эластичности спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя (I). Он обозначается ei и рассчитывается по формуле: , где . Применяется при расчете потребительской корзины, определении структуры потребления лиц с различными доходами, исчислении степени изменения потребления того или иного товара при изменении уровня дохода и т.д. Полученные данные используются при решении вопросов развития производства. Контрольные вопросы и задания 1. Какова роль в маркетинге и факторы, влияющие на процесс ценообразования? 2. Как влияют потребности на процесс ценообразования? 3. Как государство ограничивает свободу предприятия на определение цены? 4. Раскройте содержание основных методов ценообразования. 5. Какие стратегии применяются при установлении цены на товар? 6. Какие скидки возможны при установлении цен? 7.Что такое эластичность спроса по цене и ее виды?
Тест по теме «Ценообразование» Вариант 1 1.При установлении цены определяющими выступают следующие факторы: 1.Себестоимость товара, размеры прибыли, цены конкурентов, состояние платежеспособного спроса, наладка технологии производства, уникальность продукта. 2.Цены конкурентов, себестоимость товара, размеры прибыли, состояние платежеспособного спроса, требования органов управления, уникальность продукта. 3.Маркетинговые исследования, размеры прибыли, цены конкурентов, состояние платежеспособного спроса, требования органов управления, уникальность продукта. 2.Чувствительность покупателей к изменениям цен, с точки зрения объема товара, который они покупают – это влияние потребителей на ценообразование путем: 1.Различного восприятия цены. 2.Через закон спроса. 3.Через закон ценовой эластичности спроса. 3.Основное внимание удобству - это потребители: 1.Апаничные. 2.Этичные. 3.Персонифицированные. 4.Государство устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми последние сами устанавливают цены – это: 1.Цены фиксированные государством. 2.Свободные (договорные) цены. 3.Цены регулируемые государством. 5.Свободные договорные цены - это: 1.Запрет на ценовую дискриминацию. 2.Установление предельного уровня цен. 3.Фиксирование монопольных цен. 6.Цель деятельности организации – стабилизация рынка. Уровень цен при этом: 1.Низкий. 2.Высокий. 3.Средний. 7.Установление сравнительно низкой цены при выведении товара на рынок в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевание большой доли рынка – это: 1.Стратегия преимущественной цены. 2.Стратегия прочного внедрения. 3.Стратегия «снятия сливок». 8.К эконометрическим методам определения цены относится: 1.Метод текущей цены. 2.Балловый метод. 3.Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. 9.Установление цены на товар на таком уровне, который обеспечит ей получение желаемого объема прибыли – это: 1.Метод, основанный на определении полных издержек. 2.Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. 3.Метод удельных показателей. 10.Установление психологически привлекательных цен относится к этапу ценообразования: 1.Рыночное страхование цены. 2.Ценовая тактика. 3.Ценовая стратегия предприятия.
Тест по теме «Ценообразование» Вариант 2 1.При установлении цены определяющими выступают следующие факторы: 1.Размеры прибыли, себестоимость товара, цены конкурентов, стимулирование сбыта, требования органов управления, уникальность продукта. 2.Себестоимость товара, наладка технологии производства, размеры прибыли, цены конкурентов, состояние платежеспособного спроса, уникальность продукта. 3.Уникальность продукта, себестоимость товара, размеры прибыли, цены конкурентов, состояние платежеспособного спроса, требования органов управления,. 2.Основное внимание потребителей к ценам, качеству, образу продукции, удобству, ассортименту - это влияние потребителей на ценообразование путем: 1.Различного восприятия цены. 2.Через закон спроса. 3.Через закон ценовой эластичности спроса. 3.Основное внимание «своим» фирмам, магазинам, производителям - это потребители: 1.Экономные. 2.Этичные. 3.Персонифицированные. 4.Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка – это: 1.Свободные договорные цены. 2.Цены регулируемые государством. 3.Цены фиксированные государством. 5.Регулируемые государством цены – это: 1.Фиксирование монопольных цен. 2.Запрет на вертикальное фиксирование цены. 3.Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта. 6.Цель организации – выживаемость. Уровень цен при этом: 1.Низкий. 2.Высокий. 3.Средний. 7.Установление высоких цен при выведении товара на рынок. После того как начальная волна сбыта замедляется, фирма снижает цену – это: 1.Стратегия скользящей падающей цены. 2.Стратегия «снятия сливок». 3.Стратегия прочного внедрения. 8.К затратным методам относится: 1.Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. 2.Агрегатный метод. 3.Метод тендерного ценообразования. 9.Суммирование цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли – это: 1.Агрегатный метод. 2.Метод удельных показателей. 3.Метод, ориентирующийся на прямые затраты. 10.Перераспределение издержек в рамках номенклатуры – это этап: 1.Ценовая тактика. 2.Выбор задач и формирование целей. 3.Рыночное страхование цены.
Тест по теме «Ценообразование» Вариант 3 1.При установлении цены определяющими выступают следующие факторы: 1.Цены конкурентов, себестоимость товара, размеры прибыли, состояние платежеспособного спроса, уникальность продукта, наладка технологии производства. 2.Требования органов управления, себестоимость товара, размеры прибыли, цены конкурентов, состояние платежеспособного спроса, уникальность продукта. 3.Себестоимость товара, товародвижение, размеры прибыли, состояние платежеспособного спроса, требования органов управления, уникальность продукта. 2.Чем ниже цена, тем выше спрос на товар - это влияние потребителей на ценообразование путем: 1.Через закон ценовой эластичности спроса. 2.Различного восприятия цены. 3.Через закон спроса. 3.Основное внимание уделяется образу продукции, обслуживанию, отношению фирмы – это потребители: 1.Экономные. 2.Этичные. 3.Персонифицированные. 4.Государство само устанавливает цены – это: 1.Цены фиксированные государством. 2.Свободные договорные цены. 3.Цены регулируемые государством. 5.Фиксированные государством цены – это: 1.Установление предельного уровня разового повышения цены. 2.Замораживание рыночных цен. 3.Запрет на горизонтальное фиксирование цены. 6.Целью деятельности организации является - текущая прибыль. Уровень цен при этом устанавливается: 1.Низкий. 2.Средний. 3.Высокий. 7.Достижение преимущества по отношению к конкурентам по издержкам или по качеству – это: 1.Стратегия преимущественной цены. 2.Стратегия скользящей падающей цены. 3.Стратегия прочного внедрения на рынок. 8.К рыночным методам определения цены относится: 1.Метод определения цены, ориентированный на потребителя. 2.Метод, основанный на определении полных издержек. 3.Балловый метод. 9.Суммирование совокупности издержек и прибыли, которую рассчитывает получить фирма – это: 1.Метод, ориентирующийся на прямые затраты. 2.Метод, основанный на определении полных затрат. 3.Метод тендерного ценообразования. 10.Деятельность по предотвращению возможных убытков – это этап: 1.Выявление внешних факторов, влияющих на ценообразование предприятия. 2.Ценовая тактика. 3.Рыночное страхование цены.
Тест по теме «Ценообразование» Вариант 4 1.При установлении цены определяющими выступают следующие факторы: 1.Размеры прибыли, себестоимость товара, цены конкурентов, состояние платежеспособного спроса, требования органов управления, уникальность продукта. 2.Себестоимость товара, наладка технологии производства, размеры прибыли, цены конкурентов, состояние платежеспособного спроса, уникальность продукта. 3.Себестоимость товара, размеры прибыли, цены конкурентов, состояние платежеспособного спроса, требования органов управления,рекламные мероприятия. 2.Чувствительность покупателей к изменениям цен, с точки зрения объема товара, который они покупают – это влияние потребителей на ценообразование путем: 1.Различного восприятия цены. 2. Через закон ценовой эластичности спроса. 3. Через закон спроса. 3.Основное внимание «своим» фирмам, магазинам, производителям - это потребители: 1. Этичные. 2.Экономные. 3.Персонифицированные. 4.Государство само устанавливает цены – это: 1.Свободные договорные цены. 2.Цены регулируемые государством. 3.Цены фиксированные государством. 5.Свободные договорные цены - это: 1.Установление предельного уровня цен. 2.Запрет на ценовую дискриминацию. 3.Фиксирование монопольных цен. 6.Цель деятельности организации – достижение качества. Уровень цен устанавливается: 1.Высокий. 2.Низкий. 3.Средний. 7.Установление высоких цен при выведении товара на рынок. После того как начальная волна сбыта замедляется, фирма снижает цену – это: 1.Стратегия скользящей падающей цены. 2.Стратегия «снятия сливок». 3.Стратегия прочного внедрения. 8.К рыночным методам определения цены относится: 1.Метод, основанный на определении полных издержек. 2.Балловый метод. 3.Метод определения цены, ориентированный на потребителя. 9.Установление цены на товар на таком уровне, который обеспечит ей получение желаемого объема прибыли – это: 1.Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. 2.Метод, основанный на определении полных издержек. 3.Метод удельных показателей. 10.Перераспределение издержек в рамках номенклатуры – это этап: 1.Выбор задач и формирование целей. 2.Рыночное страхование цены. 3.Ценовая тактика.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |