Инновации. Характеристика, требования, классификация
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, либо в новом подходе к социальным услугам. Специфическое содержание инновации составляет изменение, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Выделяют 5-ть типов изменений: 1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта. Стратегия в области инноваций должна быть направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-техническая инновация должна отвечать следующим требованиям: - обладать новизной; - удовлетворять рыночный спрос (коммерческая реализуемость); - соответствовать производственной применимости; - приносить прибыль. Инновации классифицируются по разным критериям: 1) В зависимости от технологических параметров: - продуктовые инновации (включая применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих); - процессные инновации – новые методы организации производства, новые технологии; 2) По типу новизны для рынка: - новые для отрасли в мире; - новые для отрасли в стране; - новые для данного предприятия; 3) По распространенности: - единичные (солнечная э/станция) - диффузные (получают широкое распространение) 4) В зависимости от глубины вносимых изменений: - радикальные (абсолютно новые) - улучшенные, модифицированные (относительно новые) В инновационном менеджменте особую роль играют нематериальные активы, включающие портфель интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, товарные знаки, промышленные рисунки, селекционные достижения, ноу-хау) и другие приобретенные фирмой промышленные права. Научно-техническая продукция реализуется на основе паушальной (единовременной) оплаты или по ценам роялти (в рассрочку в зависимости от объёма продаж или прибыли, полученной покупателем лицензии). Инновационный менеджмент. Основные понятия. Этапы. Цели и задачи. Инновационный менеджмент- это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Цель - определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции, модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции, снятие с производства устаревшей продукции. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: -постановка цели и выбор стратегии; -четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. 1. Планирование- составление плана реализации стратегии. 2. Определение условий и организация-определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. 3. Исполнение-осуществление исследований и разработок, реализация плана. 4.Руководство-контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств. Инновационный процесс включает в себя несколько основных этапов: 1. Научно-технический маркетинг – выявление спроса на научно-технические нововведения и его формирование с помощью рекламы, выставок, прямых контактов с потенциальными заказчиками и т.д. 2. Фундаментальные исследования – открытие, систематизация и изучение новых явлений и закономерностей в развитии природы и общества, функционирования технических систем. 3. Прикладные исследования – обоснование технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований. 4. Опытно-конструкторские разработки – создание и опытная проверка технико-экономической документации (технический проект, генеральная смета, рабочие чертежи, технологические инструкции, бизнес-план), необходимые и достаточные для основания нововведений. 5. Техническое и экономическое освоение нововведений – соответственно выпуск первой партии (образца) продукции, удовлетворяющей техническим требованиям, а затем достижение проектной мощности, трудо- и ресурсоёмкости, себестоимости изделия. Этот этап цикла требует наибольших затрат. 6. Реализация научно-технической продукции, созданной в ходе исследований, разработок и освоения нововведений (патентные и беспатентные лицензии) через научно-техническую инфраструктуру. Менеджер может и не знать технической стороны инновационного процесса, но он должен уметь управлять этим процессом, прежде всего, позволив ему быть. Чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо не просто дать изобретателям возможность творить, а дать им возможность делать новые вещи, доводить изобретения и идеи до коммерчески успешного продукта. Для этого изобретателю нужна СВОБОДА: право принимать решения и полностью отвечать за конечные результаты внутри предприятия. Управление в рамках фирмы должно быть направлено на поощрение предприимчивости изобретателей и новаторов. В обязанности инновационного менеджера входит разработка научно-технических прогнозов и программ. Научно-технический прогноз – научно обоснованное предложение о появлении перспективных разработок в данной области производства, сроках, затратах и результатах их освоения. При прогнозировании используются методы экстраполяции, экспертные оценки, логическое моделирование (метод сценариев) и математико-статистические модели. Прогнозирование включает уточнение объекта прогноза, выбор метода, разработку самого прогноза и его верификацию. Научно-техническая программа – перечень научно-технических, организационных и финансовых мер, согласованных по срокам и затратам, направленных на достижение общей цели, осуществляемой под единым руководством. Руководитель программы на фирме получает права заместителя директора. Если ситуация на фирме стабильна, цель определена, а успех зависит от одного главного нововведения, полномочия, ресурсы и ответственность целесообразно передать программно-целевым структурам. В сложных многоцелевых зонах следует сохранить стратегическое управление в центре.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |