Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свойства и качественные характеристики смазочных материалов



2015-11-23 3614 Обсуждений (0)
Свойства и качественные характеристики смазочных материалов 5.00 из 5.00 3 оценки




Важнейшими свойствами и качественными характе­ристиками смазочных масел являются вязкость и ее за­висимость от температуры, маслянистость, температура застывания, химическая стойкость, коксуемость, температура вспышки, зольность, наличие механических при­месей, воды, кислых и щелочных, сернистых соединений.

Для характеристики смазочных масел пользуются единицами кинематической и динамической вязкости, оп­ределяемой при температуре +100, +50, —15, —20, —35°C и др.

Для масел, работающих в широком диапазоне темпе­ратур, большое значение имеет зависимость вязкости от температуры (вязкостно-температурная характеристика). Это значит, что такие масла должны обладать вязкостью, меньше изменяющейся в определенном интервале темпе­ратур.

Числовая характеристика зависимости вязкости от температуры выражается индексом вязкости или темпе­ратурно-вязкостным коэффициентом:

или

где В50, В100, в0 — вязкость исследуемого масла соответ­ственно при температуре 50, 100, 0°C.

Маслянистость (липкость, или смазывающая способ­ность) — способность масел прилипать к твердой поверх­ности с образованием на ней тонкой прочной маслянис­той пленки, именуемой граничным слоем. Эта характе­ристика наиболее важна в тех случаях, когда масло работает при больших нагрузках и малых скоростях.

Температура застывания — это такая температура, при которой испытуемое масло в условиях опыта загус­тевает настолько, что при наклоне пробирки, в которой оно находится, под углом 45° уровень масла остается неподвижным в течение 1 мин. Эта характеристика яв­ляется важнейшим показателем, учитываемым при транспортировании, хранении и заправке систем смазочными маслами.

При работе в узлах трения масло в результате воз­действия высоких температур (начиная с 50—60°C) и кислорода воздуха окисляется. В результате этого по­являются продукты окисления, изменяется состав и ухуд­шается качество масел. Поэтому важной их характеристикой является химическая стойкость, или стабильность (термоокислительная стабильность).

Смазочные масла, как правило, работают в условиях повышенных температур, что сопровождается образова­нием кокса, золы. Это может привести к их возгоранию.

Поэтому в стандартах отражаются такие Их характерис­тики, как коксуемость, температура вспышки и зольность.

Коксуемость — это способность масел образовывать кокс при воздействии высоких температур и давлении без доступа воздуха. Для авиационных масел допустимая коксуемость — 0,3—0,7 %, для дизельных — 0,4—0,8 %.

Температура вспышки — это такая температура, при которой пары смазочных масел, образуя с воздухом го­рючую смесь, вспыхивают при поднесении к ним пламе­ни. Температура вспышки предопределяет как условия хранения, так и применение смазочных материалов. Для трансмиссионных масел она равна 128—180°C, для ци­линдровых масел — 210—310°C.

Повышенная зольность масел вызывает разрушение трущихся деталей, поэтому содержание золы строго нор­мируется. В зависимости от назначения масла оно не должно превышать 0,005—0,2 %.

При оценке качества смазочных масел строго норми­руются и такие показатели, как наличие механических примесей, влаги, кислых, щелочных и сернистых соеди­нений,

Механические примеси (песок, глина, металлическая пыль) в смазочных маслах вызывают быстрое разруше­ние трущихся деталей. В смазочных маслах высокого качества наличие механических примесей не допускается.

Влага, кислые, щелочные и сернистые соединения вы­зывают коррозию металлических деталей, поэтому их содержание строго регламентируется стандартами. На­личие кислых и щелочных соединений характеризуется кислотным числом, показывающим количество едкого кали, требующегося для нейтрализации кислых соедине­ний в 1 г смазочного масла. В зависимости от назначе­ния масла кислотное число может иметь значение от 0,04 до 4.

Для улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел к ним добавляют присадки. По назначению они подразделяются на следующие группы:

§ улучшающие вязкостные свойства масел (полимеры, обладающие весьма большой вязкостью: полиизобутиле­ны; полиакрилостиролы и др.);

§ улучшающие смазочные свойства масел (олеиновая, стеариновая и другие жирные кислоты; естественные жи­ры, костяное и касторовое масла, диэфиры ксантогено­вых кислот);

§ понижающие температуру застывания масел (депрес­сорные) —депрессатор АзНИИ (алкилнафталины), сан­тупор (продукт конденсации фенола с хлорированным парафином), АФК (триалкилфенолят кальция), поли­метакрилат;

§ антиокислительные (для повышения химической ста­бильности масел) — АзНИИ-10, АзНИИ-11, параоксиди­фениламин, АН-22к, ДФ-11 (диалкидфосфат цинка);

§ антикоррозионные (создают на поверхности смазыва­емых металлов защитный слой, препятствующий воздей­ствию на них кислых и других активных веществ) — вы­сокомолекулярные кислоты, соли жирных и нафтеновых кислот, оксилкислоты, амины;

§ антинагарные (моющие) (препятствуют образованию нагара на стенках цилиндра) — соли нафтеновых и сте­ариновых кислот, сульфонаты, феноляты, фосфонаты.

§ многофункциональные (многокомпонентные).

Для смазки узлов трения, которые не могут удержи­вать жидкое масло или подача масла к ним затруднена, применяют пластичные (мазеобразные) смазочные ма­териалы, называемые консистентными смазками. В от­личие от смазочных масел они являются не однородными продуктами, а сложными коллоидными системами, твер­дую фазу которых составляет загуститель (иногда и на­полнитель), а жидкую — минеральные масла.

Консистентные смазки применяются для понижения трения и степени износа, предохранения (защиты) по­верхности изделий от коррозии, а также в качестве уплот­нительной среды.

Для получения консистентных смазок используют неф­тяные или синтетические масла, в качестве загустителя — соли жирных кислот (мыла) или твердые углеводороды (парафин, церезин), в качестве наполнителей — графит, тальк, окись цинка, аэросил и др.

Основными качественными характеристиками консис­тентных смазок являются пенетрация, температура каплепадения, коррозионные и предохранительные свойства, химическая, механическая, коллоидная и термическая стабильность.

Пенетрация (консистенция или степень густоты) оп­ределяет пригодность смазки для того или иного метода подачи к смазываемым деталям, возможность создания плотной набивки и др. Пенетрацию измеряют погруже­нием в смазку специального конуса, для чего используют прибор, называемый пенетрометром. Сопротивление смаз­ки проникновению конуса оценивается числом пенетрации. Оно показывает глубину погружения конуса в испы­туемую смазку при определенных условиях и выражается в десятичных долях миллиметра.

Температура каплепадения (плавления) — это та тем­пература, при которой смазка из пластичного состояния переходит в жидкое. Она характеризует верхний предел рабочей температуры смазки. Для надежной смазки тру­щихся деталей их температура должна быть на 10— 12°C ниже, чем температура каплепадения используемой смазки,

Коррозионные и предохранительные свойства смазок характеризуют их как химически инертный по отноше­нию к металлам материал. Для предохранительных сма­зок требуется еще и способность защищать покрытые ими металлы от коррозии.

Химическая стабильность — это устойчивость смазок против окисления в процессе работы и хранения. При окислении образуются низкомолекулярные, а также лип­кие и смолистые продукты, в результате чего смазка рас­слаивается на твердую и жидкую фазы. Это снижает ее характеристики.

Механическая стабильность характеризуется способ­ностью консистентных смазок противостоять механичес­кому воздействию. Она зависит от природы и количества загустителя, степени очистки и происхождения масла,

Коллоидная стабильность определяет способность сма­зок не распадаться на жидкую и твердую фазы. Низкую коллоидную стабильность имеют смазки, содержащие небольшое количество загустителя и маловязкое масло. Такие смазки непригодны для работы в условиях высо­ких температур и нагрузок.

Термическая стабильность — это способность смазок сохранять свою структуру и свойства при длительном нагреве. Она зависит от содержания загустителя, темпе­ратуры каплепадения и вязкости используемого в каче­стве жидкой фазы масла.

В стандартах на консистентные смазки допускается в определенных пределах содержание воды, свободной щелочи, механических примесей и золы, однако их ко­личества строго нормируются. Свободная кислота во из­бежание коррозии металлов должна отсутствовать.



2015-11-23 3614 Обсуждений (0)
Свойства и качественные характеристики смазочных материалов 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Свойства и качественные характеристики смазочных материалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)