I. 1. Значение изучения темы
Желудок является отделом пищеварительного тракта, в котором пища, смешанная со слюной, задерживается от 2 до 10 ч для ее химической и механической обработки. В клинической практике достаточно часто встречаются хронические заболевания желудка. Диагностика таких заболеваний базируется на знании анатомо-физиологических особенностей желудка, данных объективного, лабораторного и инструментальных исследований. I. 2. Цели изучения темы На основе знания анатомо-гистологической характеристики железистого аппарата желудка уметь оценить состав и свойства желудочного сока, назначение его ферментов, механизмы регуляции сокоотделения и моторики желудка, научиться обосновывать отклонение функций желудка от нормы. Это умение складывается из следующих конкретных умений: - уметь определить значение желудка в пищеварении; - описать состав желудочного сока и особенности его в различных отделах желудка; - уметь выбрать метод исследования Для оценки состояния секреторной и двигательной функций; - знать нормативные величины желудочной секреции; - уметь объяснить сложнорефлекторный и нейрогуморальный механизмы регуляции желудочной секреции; - знать основные принципы механизма перехода пиши из желудка в 12-перстную кишку. I. 3. Структура содержания темы Тема включает следующие концептуальные положения: - основными функциями желудка являются депонирование пищи, химическая и механическая обработка, экскреторная, инкреторная, защитная, всасывание; - желудочный сок представляет собой смесь секретов трех видов секреторных клеток; - процесс желудочной секреции разделяется на три фазы: сложнорефлекторную (цефалическую), желудочную, кишечную: - регуляция секреторной и моторной деятельности желудка осуществляется нервными и гуморальными механизмами; - механизм образования' соляной кислоты и ее значение для пищеварения в желудке; - адекватными раздражителями желудочной секреции являются разные пищевые вещества. I. 4. План изучения темы Перечень лекций, практических занятий, лабораторных работ, посвященных изучению данной темы. Тема лекции: "Функциональная характеристика пищеварения в желудке". Тема практического занятия: "Пищеварение в желудке". Лабораторная работа № ! "Определение активности пепсина". Лабораторная работа № 2 "Анализ кривых желудочной секреции у животных при еде мяса"
II. ЗАДАНИЕ НА УСВОЕНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ (формирование исходного уровня знаний и умений) Задание II. 1. Цель самоподготовки - знать и уметь объяснить качественный и количественный состав желудочного сока: уметь объяснить нервные и гуморальные механизмы регуляции секреторной и двигательной функций желудка; знать особенности возрастных изменений желудочной секреции, уметь обосновать изменения пищеварения в желудке, связанные с существованием человека в разных климатических условиях. Задание II. 2. Соотнесите требования к исходному уровню знаний-умений, необходимых для решения задач темы, с Вашими знаниями-умениями. Для этого решите представленные в этом разделе задачи и проверьте себя по эталонам ответов в приложении. Если возникнут трудности теоретического характера, проработайте имеющийся информационный блок по этой теме и вновь проверьте себя на задачах № 1-10. Если затруднения останутся, конкретно сформулируйте их для обсуждения с преподавателем. Приложение Перечень знаний, умений, которыми студент должен владеть на занятии: - уметь описать отделы желудка; - уметь описать особенности строения эпителия слизистой оболочки различных отделов; - знать состав желудочного сока; - уметь схематически изобразить рефлекторные дуги, обуславливающие нервную регуляцию секреторной и двигательной функций; Информационный блок по теме. Задачи с эталонами ответов для проверки исходного уровня знаний. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ПО ТЕМЕ: "ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ" Желудок принимает участие в пищеварительном конвейере и в межуточном обмене веществ. Анатомо-физиологические особенности желудка. Желудок представляет собой расширенную часть пищеварительного канала. Однокамерный желудок человека состоит из следующих отделов: кардиальная область, дно, тело, привратник, пилорическая часть. Различают малую и большую кривизну желудка. Стенка желудка состоит из трех слоев: внешнего - серозной оболочки, срединного слоя, образованного мощной мускулатурой с продольным и круговым расположением мышечных волокон, и внутреннего слоя - слизистой оболочки. Слизистая оболочка образует большое количество изменчивых по величине складок, в ямки, между которыми крипты, открываются железы желудка. На одну крипту приходится 3-4 желудочные трубчатые железы. Считают, что в желудок взрослого человека поступают секреты из протоков 10-30 млн. желудочных желез. Желудочные железы образованы клетками трех типов: "мукозными", располагающимися у шейки железы, "главными" клетками тела железы и "обкладочными", или пограничными клетками. Обкладочные клетки связаны с просветом железы тонкими канальцами, проходящими между главными клетками. Каналец представляет собой конечный участок трубчатой сети протоков внутри обкладочных клеток. Желудочные железы располагаются в глубоких слоях слизистой оболочки. В зависимости от локализации в желудке, формы и клеточного строения различают кардиальные, главные, или фундальные, пилорические железы и две группы интермедиарных желез в переходных зонах. Между отдельными зонами границы нечеткие и один вид желез переходит в другой! Основную массу желез тела и свода желудка составляют главные железы, в которых располагаются главные и обкладочные клетки. Кардиальные и пилорические железы по структуре сходны между собой, в них отсутствуют обкладочные клетки. Пищеварительные функции желудка. К основным пищеварительным функциям желудка относятся следующие: секреторная, моторная, экскреторная, инкреторная, защитная, всасывание. Методы изучения функций желудка. Секреторная функция слизистой желудка у животных изучается в опытах с наложением желудочной фистулы. Получение желудочного сока на протяжении всех фаз секреции в условиях естественной иннервации желудка требует дополнительной операции - образования "малого желудочка". Известны несколько разновидностей этой операции, из которых чаще всего» применяется образование "малого желудочка" по Р.Гейденгайну или по И.П.Павлову. Преимущество приема по И.П.Павлову заключается в том, что в желудке сохраняется нормальная иннервация. Для изучения желудочной секреции у человека применяют различные беззондовые и зондовые методы. Среди беззондовых методов наибольшее распространение получили десмоидная проба, определение кислотности с помощью ионно-обменных смол, радиотелеметрическое исследование. Метод зондирования является главным для изучения секреторной, кислотообразующей и ферментообразующей функций желудка. На основании исследований И.П.Павлова по пищеварению были сформулированы следующие требования к методу зондирования у человека: - желудочный сок должен быть получен в чистом виде; - необходимо исследовать желудочный сок, полученный в разные фазы желудочной секреции; - следует определять не только качественный состав, но также и количество желудочного содержимого; - для стимуляции желудочной секреции необходимо применять физиологически адекватные возбудители секреции. Исследование двигательной функции желудка. Применяют зондовые и беззондовые методы исследования. Из зондовых чаще всего применяют баллоно-кимографический метод с использованием зондов одно- или многоканальных и с закрепленными на конце резиновыми баллонами. Этот метод позволяет получать сведения о перистальтике, силе, ритме, частоте сокращений и тонусе желудка. Принцип электрогастрографического исследования состоит в избирательной записи биотоков, частота которых совпадает с ритмом перистальтики желудка. Рентгеноскопия и рентгенография позволяют определить форму, величину, положение, подвижность желудка, позволяют изучать рельеф слизистой желудка, его функциональное состояние и двигательную функцию. Эндоскопическое исследование дает возможность получить представление о состоянии слизистой оболочки желудка, детально изучить рельеф. Современные гибкие гастрофиброскопы с волоконной оптикой позволяют осуществить биопсию. Исследование кислотообразующей функции желудка. В этот раздел входит определение общей кислотности, свободной соляной кислоты, связанной соляной и молочной кислот. В настоящее время кислотность желудочного содержимого определяют методом титрования, с помощью которого можно в одной порции выявить свободную . соляную кислоту, связанную соляную кислоту (кислота, которая находится в соединении с белками и продуктами их переваривания) и обшую кислотность (сумму всех кислотообразующих соединений желудочного содержимого - свободной и связанной кислоты, органических кислот и кислых однозамещенных фосфатов).
Титрование общей кислотности, свободной и связанной соляной кислоты желудочного содержимого проводится щелочью (0,1 % раствор NаОН) с применением индикаторов (фенолфталеин, диметиламидоазобензол), которые в зависимости от рН среды меняют окраску. Кислотность желудочного содержимого определяют в отдельных порциях. На основании таких данных судят о состоянии желудочного кислотообразования в динамике. Для количественной характеристики кислотообразующей функции желудка вычисляют дебит соляной кислоты - абсолютное количество свободной соляной кислоты, выделенное за определенный промежуток времени - 1 ч. Для вычисления дебит-часа предложены формулы и номограммы. В зависимости от того, какой показатель кислотности желудочного содержимого используется при вычислении, различают дебит свободной и связанной соляной кислоты, а также общей кислотности - кислотная продукция, которую определяют, исходя из величины общей кислотности. Дебит-час соляной кислоты базальной секреции обозначают ВАО (basal acid output - базальная кислотная продукция), а при максимальной гистаминовой стимуляции - МАО (maximal acid output — максимальная кислотная продукция). Дебит-час соляной кислоты при .субмаксимальной гистаминовой стимуляции обозначают SAO (submaximal acid output - субмаксимальная кислотная продукция). У здоровых людей соотношение ВАО: МАО равно 1:6. Если во всех порциях желудочного содержимого отсутствует свободная соляная кислота, то определяют дефицит соляной кислоты с помощью титрования. Для углубленного изучения кислотообразующей функции желудка и для вычисления истинного дебита соляной кислоты рекомендуется исследовать кислотный и щелочной компоненты желудочного содержимого. Показатели истинного дебита соляной кислоты включают всю кислотную продукцию, в том числе то количество соляной кислоты, которое нейтрализуется гидрокарбонатом желудочного сока. Истинный дебит соляной кислоты выше, чем МАО. Для учета нейтрализованной части соляной кислоты определяется объем кислого и щелочного компонентов и истинный дебит соляной кислоты. Кислотный компонент вычисляется по формуле Томсона-Вейна: Р = V(0,219 + 4,88Н+), где Р - объем кислого компонента; V - объем желудочного сока в исследуемой порции, мл; Н+ - общая кислотность в данной порции, моль/л; 0,219 и 4,88 - постоянные величины. Щелочной компонент вычисляется по формуле: NP = V - Р, где NР - объем щелочного компонента, мл; Р - объем кислого компонента в данной порции, мл. Истинный дебит соляной кислоты можно вычислить по формуле: ДVr = Р х 160 х 0,001, где ДVr - истинный дебит-час соляной кислоты, ммоль/ч; Р - объем кислого компонента, мл; 160 - постоянная величина; 0,001 - количество соляной кислоты в 1 мл желудочного содержимого.
Состав и действие желудочного сока. Состав желудочного сока и активные компоненты определены деятельностью нескольких типов железистых клеток. Главные клетки вырабатывают неактивные пепсиногены; обкладочные или париетальные - соляную кислоту; добавочные клетки вырабатывают мукоидный секрет.
Химический состав и основные характеристики желудочного сока здорового человека следующие: суточное количество 2 л; плотность -1,002-1,007г/см3. рН (табл. 2) 1,5-2,0; общая кислотность 0,45-0,60 %; свободная кислотность 0,40-0,50 %; белок (общий азот) 50-75 мг%; пепсин 100-187 усл.ед./мг белка; калий 79,2 мг%: натрий 117.4 мг%; вода 99,0-99,2 %. Таблица 2
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |