Теоретические сведения. Лабораторная работа №1
Лабораторная работа №1 Построение модели линейной парной регрессии, анализ статистической значимости и выполнение прогноза Цель: провести спецификацию модели; оценить параметры линейной парной регрессии; проанализировать статистическую значимость результатов регрессионного моделирования и качество линейного уравнения парной регрессии; оценить тесноту связи фактора с результативным признаком; выполнить прогнозирование; интерпретировать результаты; проверить полученные результаты с помощью ППП MS Excel. Теоретические сведения Парная регрессия – уравнение связи двух переменных у и х: где у – зависимая переменная (результативный признак); х – независимая, объясняющая переменная (признак - фактор). Различают линейные и нелинейные регрессии. Линейная регрессия: Любое эконометрическое исследование начинается со спецификации модели, т.е. с формулировки вида модели, исходя из соответствующей теории связи между переменными. В парной регрессии выбор вида математической функции Построение уравнения регрессии сводится к оценке ее параметров. Для оценки параметров регрессии, линейных по параметрам, используют метод наименьших квадратов (МНК). МНК позволяет получить такие оценки параметров, при которых сумма квадратов отклонений фактических значений результативного признака Получаем следующую систему нормальных уравнений для оценки параметров а и Параметр Тесноту связи изучаемых явлений оценивает линейный коэффициент парной корреляции
Для оценки качества подбора функции рассчитывается квадрат коэффициента корреляции, называемый коэффициентом детерминации. Коэффициент детерминации характеризует долю дисперсии результативного признака у, объясняемую регрессией, в общей дисперсии результативного признака:
Коэффициент эластичности определяется по формуле
Средняя ошибка аппроксимации – среднее отклонение расчетных значений
Оценка значимости уравнения регрессии в целом дается с помощью F – критерии Фишера. При этом выдвигается нулевая гипотеза Н0 о статистической незначимости уравнения регрессии и показателя тесноты связи и выполняется сравнение фактического Fфакт и критического (табличного) Fтабл значений F – критерия Фишера. Непосредственному расчету F– критерия предшествует анализ дисперсии. Центральное место в нем занимает разложение общей суммы квадратов отклонений переменной у от среднего значения Любая сумма квадратов отклонений связана с числом степеней свободы, т.е. c числом свободы независимого варьирования признака: n-1=m+(n-m-1), где n – число наблюдений, m – число параметров при переменных х. Разделив каждую сумму квадратов на соответствующее ей число степеней свободы, получим средний квадрат отклонений, или, что то же самое, дисперсию на одну степень свободы D. Dобщ= Сопоставляя факторную и остаточную дисперсии в расчете на одну степень свободы, получим F критерий: Fфакт= Табличное значение F – критерия – это максимально возможное значение критерия под влиянием случайных факторов при уровне значимости Если Fфакт> Fтабл , то Н0 – гипотеза о случайной природе оцениваемых характеристик отклоняется и признается их статистическая значимость . Если Fфакт<Fтабл , то гипотеза Н0 не отклоняется и признается статистическая незначимость уравнения регрессии. Оценка значимости уравнения регрессии обычно дается в виде таблицы дисперсионного анализа (табл.1) Таблица 1
Для оценки статистической значимости коэффициентов регрессии и корреляции рассчитываются t критерии Стьюдента и доверительные интервалы каждого из показателей. Выдвигается гипотеза Н0 о случайной природе показателей, т.е. о незначимом их отличии от нуля. Оценка значимости коэффициентов регрессии и корреляции с помощью t – критерия Стьюдента проводится путем сопоставления их значений с величиной случайной ошибки: Случайные ошибки параметров регрессии и коэффициента корреляции определяются по формулам:
Между F критерием Фишера и t статистикой Стьюдента существует связь, которую можно выразить равенством Критическое (табличное) значение t статистики определяется уровнем значимости Если tфакт> tтабл, то Н0 отклоняется, т.е. a,b,rxy не случайно отличаются от нуля и сформировались под влиянием систематически действующего фактора x. Если tфакт< tтабл, то Н0 не отклоняется и признается случайная природа формирования a,b,rxy Для расчета доверительного интервала определяем предельную ошибку Если в доверительный интервал попадает ноль (т.е. нижняя граница отрицательна, а верхняя положительна), то оцениваемый параметр принимается нулевым, так как он не может одновременно принимать и положительное, и отрицательное значения. Прогнозное значение
Постановка задачи По территориям региона приводятся данные за 199Х год (табл.2). Таблица 2
Продолжение таблицы 2 Требуется: 1. Построить поле корреляции. 2. Для характеристики зависимости у от х: а) построить линейное уравнение парной регрессии у от х; б) оценить тесноту связи с помощью коэффициентов корреляции и детерминации; в) оценить качество линейного уравнения с помощью средней ошибки аппроксимации; г) дать оценку силы связи с помощью среднего коэффициента эластичности; д) оценить статистическую значимость результатов регрессионного моделирования с помощью F – критерия Фишера. е) оценить статистическую значимость параметров регрессии и корреляции, ж) найти прогнозное значение результата, если прогнозное значение фактора увеличится на 5% от среднего уровня . Определить доверительный интервал прогноза при уровне значимости 3. Проверить полученные результаты с помощью ППП МS Excel.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |