Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 3. Эконометрические методы анализа связи



2015-11-20 401 Обсуждений (0)
Задание 3. Эконометрические методы анализа связи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Корреляционный анализ (выявление наличия, направления и тесноты
связи)

Выполним корреляционный анализ связи между факторным признаком (стоимость собственных оборотных средств) и результативным признаком (размер балансовой прибыли предприятия) на основании ранжированных данных по стоимости собственных оборотных средств (табл. 5).

Таблица 5

Ранжирование предприятий по стоимости собственных оборотных средств

№ пред. Форма собственности предприятия Стоимость собственных оборотных средств предприятия, млн. руб. Размер балансовой прибыли предприятия, млн. руб.
Частная 88,9 64,5
Смешанная 99,0 64,5
Частная 99,0 64,5
Частная 99,0 64,5
Частная 101,2 69,0
Частная 101,2 71,0
Федеральная 104,9 68,5
Частная 105,1 71,0
Частная 112,3 82,5
Частная 112,3 73,0
Частная 112,3 74,0
Частная 112,3 74,0
Частная 112,3 74,0
Федеральная 115,7 72,0
Частная 116,5 78,5
Смешанная 116,9 76,0
Федеральная 116,9 74,0
Частная 117,5 78,5
Частная 121,1 79,0
Федеральная 123,4 82,5
Частная 124,5 78,0
Частная 127,2 82,5
Смешанная 127,6 85,0
Смешанная 134,2 94,0
Смешанная 145,8 95,5
Частная 146,3 95,5
Федеральная 156,4 101,5
Частная 156,7 96,0
Смешанная 156,9 102,0
Смешанная 163,2 101,5

 

 

Для выявления связи воспользуемся группой аналитических методов:

а.Метод приведения параллельных данных

В столбцах 3, 4 таблицы 5 приведены параллельные ряды факторного и результативного признаков. По индивидуальным данным наглядно видно, что с ростом стоимости собственных оборотных средств размер балансовой прибыли предприятий увеличивается, но не во всех случаях. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между признаками. Подтвердим этот вывод, исследовав сгруппированные данные.

 

б. Метод построения корреляционных таблиц

В основание корреляционной таблицы закладываются два признака: признак-фактор (стоимость СОС) и признак-результат (размер балансовой прибыли). По сути, мы соединим аналитическую группировку (табл. 6) и комбинационную группировку (табл. 8). Итог группировки представим в таблице 9.

Таблица 9

Комбинационная равноинтервальная группировка 30 предприятий Вологодской области
по стоимости собственных оборотных средств и балансовой прибыли в 20__ г.

 

Группы предприятий по стоимости собственных оборотных средств, млн. руб. Группы предприятий по размеру балансовой прибыли, млн. руб. (yjнyjв) ВСЕГО Среднее значение стоимости СОС в группе, млн. руб. Среднее значение стоимости БП в группе, млн. руб.
(xjнxjв) 64,5 – 70,75 70,75 - 77 77 – 83,25 83,25 – 89,5 89,5 – 95,75 95,75 - 102
88,9 – 101,3         98,05 66,33
101,3 – 113,7       110,21 73,86
113,7 – 126,1         119,06 77,31
126,1 – 138,5       129,67 87,17
138,5 – 150,9           146,05 95,5
150,9 – 163,3           158,3 100,25
ВСЕГО 761,34 500,42

 

Согласно данным столбцов 8, 9 таблицы 9, с ростом средней стоимости собственных оборотных средств возрастает и средний размер балансовой прибыли предприятия. Следовательно, связь между признаками корреляционная прямая.

 

в). Графический метод

На основании данных таблиц 5 и 9 построим в одних координатных осях корреляционное поле индивидуальных значений результативного признака и эмпирическую линию регрессии средних значений результативного признака (рис. 1)[2].

При построении эмпирической линии регрессии в качестве значений, откладываемых по оси абсцисс, примем середины интервалов факторного признака: 95,1 млн. руб. [(88,9+101,3):2=95,1], 107,5; 119,9; 132,3; 144,7 и 157,1 млн. руб.

 

 

Рис. 1. Корреляционное поле зависимости индивидуальных значений балансовой прибыли
от стоимости СОС предприятия, эмпирическая линия регрессии групповых средних

 

Сгущение точек корреляционного поля имеет тенденцию к росту от левого нижнего угла в правый верхний. Эмпирическая линия регрессии имеет тенденцию к явному росту на всех отрезках. Следовательно, можно заключить, что между факторами имеется прямая корреляционная зависимость.


г. Дисперсионный анализ

На основании аналитической группировки (табл. 6), положенной в основание корреляционной таблицы 9, рассчитаем все виды дисперсий, оценим тесноту и значимость связи.

1 шаг. Расчет всех видов дисперсий:

- общая дисперсия ( ) характеризует среднеквадратическое отклонение индивидуальных значений балансовой прибыли от среднего арифметического значения ( 80 млн. руб.), возникшее за счет влияния всех факторов: как учтенных, так и неучтенных при группировке (стоимость собственных оборотных средств, стоимостной объем проданных товаров, себестоимость продукции и т.д.). Общая дисперсия рассчитывается на основе несгруппированных данных – данных таблицы 3:

млн. руб. – среднее значение размера балансовой прибыли каждого из 30 предприятий;

 

млн.руб.2 – дисперсия размера балансовой прибыли каждого из 30 предприятий от среднего значения;

- межгрупповая дисперсия ( ) характеризует среднеквадратическое отклонение среднеинтервальных значений балансовой прибыли предприятия ( ) от среднего арифметического значения ( 80 млн. руб.), возникшее за счет влияния только того фактора, который положен в основание аналитической группировки – стоимость собственных оборотных средств. Расчет межгрупповой дисперсии выполним на основе данных таблицы 9:

млн. руб.2

- средняя из внутригрупповых ( ) характеризует среднеквадратическое отклонение среднеинтервальных значений балансовой прибыли предприятия ( ) от среднего арифметического значения ( 80 млн. руб.), возникшее за счет влияния неучтенных при аналитической группировке факторов (стоимостной объем проданных товаров, себестоимость продукции и т.д.). Для ее расчета необходимо определить шесть внутригрупповых дисперсий на основе данных таблиц 3 и 9:

Теперь рассчитаем среднюю из внутригрупповых дисперсию:

Проверка правильности расчетов по правилу сложения дисперсий:

(верно).

 

2 шаг. Рассчитаем показатели, характеризующие силу влияния факторного признака на результирующий: эмпирический коэффициент детерминации 2) и эмпирическое корреляционное отношение ). Первый представляет собой отношение межгрупповой и общей дисперсии:

.

Эмпирический коэффициент детерминации показывает, что размер балансовой прибыли 30 предприятий на 91,9% зависит от стоимости их собственных оборотных средств, а влияние других, неучтенных при группировке, факторов составляет менее 10% (100 - 91,9 =8,1%).

Определить силу связи между факторным и результативным признаком поможет и эмпирическое корреляционное отношение ):

.

Поскольку ŋ находится в пределах от 0,7 до 0,99, то связь между признаками сильная.

 

3 шаг.Существенность выявленной связи может подтвердить или опровергнуть критерий Фишера:

.

Критическое значение критерия Фишера для 30 наблюдений и уровня значимости составляет 2,62(приложение 2).

Поскольку Fрасч >> Fкр, то с достоверностью 95% и вероятностью совершения ошибки a=5% можно утверждать, что связь между стоимостью собственных оборотных средств и размером балансовой прибыли предприятия существенна (неслучайна).

Вывод: корреляционный анализ показал, что между факторным и результативным признаком существует прямая тесная неслучайная связь. Осталось только определить форму и уравнение связи, т.е. выполнить регрессионный анализ.

 



2015-11-20 401 Обсуждений (0)
Задание 3. Эконометрические методы анализа связи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 3. Эконометрические методы анализа связи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)