Задание 3. Эконометрические методы анализа связи
1. Корреляционный анализ (выявление наличия, направления и тесноты Выполним корреляционный анализ связи между факторным признаком (стоимость собственных оборотных средств) и результативным признаком (размер балансовой прибыли предприятия) на основании ранжированных данных по стоимости собственных оборотных средств (табл. 5). Таблица 5 Ранжирование предприятий по стоимости собственных оборотных средств
Для выявления связи воспользуемся группой аналитических методов: а.Метод приведения параллельных данных В столбцах 3, 4 таблицы 5 приведены параллельные ряды факторного и результативного признаков. По индивидуальным данным наглядно видно, что с ростом стоимости собственных оборотных средств размер балансовой прибыли предприятий увеличивается, но не во всех случаях. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между признаками. Подтвердим этот вывод, исследовав сгруппированные данные.
б. Метод построения корреляционных таблиц В основание корреляционной таблицы закладываются два признака: признак-фактор (стоимость СОС) и признак-результат (размер балансовой прибыли). По сути, мы соединим аналитическую группировку (табл. 6) и комбинационную группировку (табл. 8). Итог группировки представим в таблице 9. Таблица 9 Комбинационная равноинтервальная группировка 30 предприятий Вологодской области
Согласно данным столбцов 8, 9 таблицы 9, с ростом средней стоимости собственных оборотных средств возрастает и средний размер балансовой прибыли предприятия. Следовательно, связь между признаками корреляционная прямая.
в). Графический метод На основании данных таблиц 5 и 9 построим в одних координатных осях корреляционное поле индивидуальных значений результативного признака и эмпирическую линию регрессии средних значений результативного признака (рис. 1)[2]. При построении эмпирической линии регрессии в качестве значений, откладываемых по оси абсцисс, примем середины интервалов факторного признака: 95,1 млн. руб. [(88,9+101,3):2=95,1], 107,5; 119,9; 132,3; 144,7 и 157,1 млн. руб.
Рис. 1. Корреляционное поле зависимости индивидуальных значений балансовой прибыли
Сгущение точек корреляционного поля имеет тенденцию к росту от левого нижнего угла в правый верхний. Эмпирическая линия регрессии имеет тенденцию к явному росту на всех отрезках. Следовательно, можно заключить, что между факторами имеется прямая корреляционная зависимость. г. Дисперсионный анализ На основании аналитической группировки (табл. 6), положенной в основание корреляционной таблицы 9, рассчитаем все виды дисперсий, оценим тесноту и значимость связи. 1 шаг. Расчет всех видов дисперсий: - общая дисперсия ( ) характеризует среднеквадратическое отклонение индивидуальных значений балансовой прибыли от среднего арифметического значения ( 80 млн. руб.), возникшее за счет влияния всех факторов: как учтенных, так и неучтенных при группировке (стоимость собственных оборотных средств, стоимостной объем проданных товаров, себестоимость продукции и т.д.). Общая дисперсия рассчитывается на основе несгруппированных данных – данных таблицы 3: млн. руб. – среднее значение размера балансовой прибыли каждого из 30 предприятий;
млн.руб.2 – дисперсия размера балансовой прибыли каждого из 30 предприятий от среднего значения; - межгрупповая дисперсия ( ) характеризует среднеквадратическое отклонение среднеинтервальных значений балансовой прибыли предприятия ( ) от среднего арифметического значения ( 80 млн. руб.), возникшее за счет влияния только того фактора, который положен в основание аналитической группировки – стоимость собственных оборотных средств. Расчет межгрупповой дисперсии выполним на основе данных таблицы 9: млн. руб.2 - средняя из внутригрупповых ( ) характеризует среднеквадратическое отклонение среднеинтервальных значений балансовой прибыли предприятия ( ) от среднего арифметического значения ( 80 млн. руб.), возникшее за счет влияния неучтенных при аналитической группировке факторов (стоимостной объем проданных товаров, себестоимость продукции и т.д.). Для ее расчета необходимо определить шесть внутригрупповых дисперсий на основе данных таблиц 3 и 9: Теперь рассчитаем среднюю из внутригрупповых дисперсию: Проверка правильности расчетов по правилу сложения дисперсий: (верно).
2 шаг. Рассчитаем показатели, характеризующие силу влияния факторного признака на результирующий: эмпирический коэффициент детерминации (ŋ2) и эмпирическое корреляционное отношение (ŋ ). Первый представляет собой отношение межгрупповой и общей дисперсии: . Эмпирический коэффициент детерминации показывает, что размер балансовой прибыли 30 предприятий на 91,9% зависит от стоимости их собственных оборотных средств, а влияние других, неучтенных при группировке, факторов составляет менее 10% (100 - 91,9 =8,1%). Определить силу связи между факторным и результативным признаком поможет и эмпирическое корреляционное отношение (ŋ ): . Поскольку ŋ находится в пределах от 0,7 до 0,99, то связь между признаками сильная.
3 шаг.Существенность выявленной связи может подтвердить или опровергнуть критерий Фишера: . Критическое значение критерия Фишера для 30 наблюдений и уровня значимости составляет 2,62(приложение 2). Поскольку Fрасч >> Fкр, то с достоверностью 95% и вероятностью совершения ошибки a=5% можно утверждать, что связь между стоимостью собственных оборотных средств и размером балансовой прибыли предприятия существенна (неслучайна). Вывод: корреляционный анализ показал, что между факторным и результативным признаком существует прямая тесная неслучайная связь. Осталось только определить форму и уравнение связи, т.е. выполнить регрессионный анализ.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |