Ролевая игра «Диагностика скелета и соединений костей человека по рентгенограммам декаскопа»
Для закрепления пройденного материала проводится ролевая игра, где из числа студентов избираются или назначаются преподавателем «врач-рентгенолог», два «консультанта» и «пациент». «Пациент» предлагает «консилиуму» рентгеновский снимок, вызвавший в процессе разбора материала наибольшие для него трудности. Члены «консилиума» описывают представленный снимок и отвечают на вопросы «пациента» и студентов. Далее роли «консилиума» и «пациента» исполняют другие студенты. Ролевая игра выполнила свою задачу, если у студентов не осталось неясных вопросов. Алгоритм работы с рентгенограммами 1.Установить рентгенограммы на декаскоп (пакет из 1-3 рентгенограмм). 2.Определить метод рентгенологического исследования. 3.Определить проекцию, в которой сделана рентгенограмма или томограмма. 4.Назвать исследуемый объект (кость, соединение костей). 5.Объяснить структуру исследуемого органа. 6.Классифицировать кость или соединение костей. 7.Определить возрастные особенности (по точкам окостенения, синостозированию). 8.Определить морфологические особенности (индивидуальные, связанные с трудовой деятельностью, занятием спортом), аномалии развития.
Занятие №22. 1. Тема: Итоговое занятие по теме: «Артросиндесмология»
2. Значение темы: · Учебное – контроль знаний по разделу «артросиндесмология».
3. Цель занятия: в результате изучения темы студенты закрепят: знания по анатомии соединений костей; умения называть и находить на препаратах анатомические образования суставов, связочный аппарат, топографию позвоночного столба, грудной клетки, таза; описывать рентгенограммы скелета человека, находить варианты нормы и аномалии развития скелета и его соединений.
Контроль конечного уровня знаний 4.1. Вопросы тестовых заданий – «Методические рекомендации для подготовки к тестовому экзамену по анатомии человека» раздел «Артросиндесмология», №1- №52.
Вопросы фронтального или письменного опроса 1. Какие виды синартрозов Вы знаете? 2. Какие виды синдесмозов Вы знаете? 3. На какие группы делятся синхондрозы? 4. Какие элементы являются обязательными для сустава? 5. Какие виды движений возможны в суставах? 6. По каким признакам классифицируются суставы? 7. Какие суставы различают по числу суставных поверхностей? 8. Какие одноосные суставы Вы знаете? 9. Какие двуосные суставы Вы знаете? 10. Как соединяются тела позвонков? 11. С помощью каких связок соединяются дуги позвонков? 12. Какие изгибы позвоночника Вы знаете? 13. Какие движения возможны в позвоночнике? 14. Что образуют лучистые связки? 15. Какие суставные поверхности участвуют в образовании атлантозатылочного сустава? 16. Перечислите связки атлантозатылочного сустава. 17. По каким осям возможны движения в атлантозатылочном суставе? 18. Какая связка охватывает зуб шейного позвонка? 19. Сколько отдельных суставов выделяют в атлантоосевом соединении? 20. В образовании какой связки участвует поперечная связка атланта? 21. Какие связки атлантоаксиального соединения, кроме по-перечной и крестообразной, Вы знаете? 22. С помощью каких швов соединяются между собой кости лицевого черепа? 23. Какие непостоянные кости черепа знаете? 24. Какими суставными поверхностями образован височно-нижнечелюстной сустав? 25. Какие связки грудино-ключичного сустава Вы знаете? 26. Какие связки имеются в акромиально-ключичном суставе? 27. Какие собственные связки лопатки Вы можете назвать? 28. Какие функции выполняет хрящевая губа в плечевом суставе? 29. Где прикрепляется капсула плечевого сустава? 30. Какие выпячивания образует синовиальная оболочка капсулы плечевого сустава? 31. Чем образован плечелучевой сустав? 32. Входят ли надмыщелки плеча в полость локтевого сустава? 33. Какие связки локтевого сустава Вы можете назвать? 34. Какую функцию выполняет кольцевидная связка? 35. Какие движения возможны в локтевом суставе? 36. У кого из приматов пронация и супинация в локтевом суставе имеют наибольшую амплитуду? 37. Какую форму имеет проксимальный лучелоктевой сустав?. 38. Чем образован дистальный лучелоктевой сустав?. 39. Какую форму имеет проксимальный лучелоктевой сустав? 40. Чем образован дистальный лучелоктевой сустав? 41. Каким суставом образовано проксимальное отделение соединений кисти? 42. Назовите связки лучезапястного сустава. 43. Чем укреплены межпястные суставы? 44. К каким костям прикреплена гороховидная кость? 45. Какая связка кисти участвует в образовании запястного канала? 46. Чем укрепляются запястно-пястные суставы7 47. Что входит в связочный аппарат межпястных суставов? 48. Чем обусловлена относительно большая подвижность запястно-пястного сустава большого пальца? 49. К каким соединениям относят пястно-фаланговые суставы? 50. Чем образован связочный аппарат пястно-запястных суставов? 51. Чем укреплены межфаланговые суставы? 52. Назовите эволюционные особенности скелета кисти человека. 53. Чему равна подвижность между костями таза? 54. Какие связки укрепляют крестцово-подвздошное сочленение? 55. Какие связки укрепляют лонное сращение? 56. Какие связки отграничивают седалищные вырезки? 57. Чему равно расстояние между верхними передними остями подвздошной кости? 58. Чему равно расстояние между гребнями подвздошных костей? 59. Чему равно расстояние большими вертелами ? 60. Чему равна боковая коньюгата? 61. Чем образована поперечная связка вертлужной впадины? 62. Какая часть вертлужной впадины покрыта суставным хрящем? 63. Где прикрепляется суставная сумка на тазовой кости? 64. Чем покрыта связка головки бедра? 65. Где расположена подвздошно-бедренная связка? 66. Где прикрепляется лобково-бедренная связка? 67. Чем обусловлена относительная ограниченность движений в тазо-бедренном суставе? 68. Какие связки укрепляют проксимальное соединение берцовых костей? 69. Какими связками укрепляется дистальное соединение берцовых костей? 70. Что входит в связочный аппарат голеностопного сустава? 71. Какие суставы предплюсны Вы знаете? 72. Какая связка проходит между подтаранным и таранно-пяточно-ладьевидным суставами? 73. Сустав Шопара – что это? 74. Какими связками укреплены предплюсневые суставы? 75. Какая связка играет основную роль в укреплении сводов стопы? 76. Какие своды стопы знаете? 77. Какие внутрисуставные связки коленного сустава Вы знаете? 78. Назовите внесуставные связки коленного сустава. 79. Назовите синовиальные сумки коленного сустава. 80. Какие движения осуществляются в коленном суставе? 81. Какое движение ограничивают крестообразные связки? 82. В чем преимущество рентгенологического метода исследования костей по сравнению с другими методами? 83. Как выглядит на рентгеноснимках компактное вещество диафизов трубчатых костей? 84. Изменяются ли контуры костей в местах прикрепления сухожилий и связок? 85. Как выглядит на рентгеновских снимках губчатое вещество костей? 86. С какого возраста возможно рентгенологическое исследование? 87. Какие Р-формы позвонков Вы знаете? 88. На Р-грамме какой проекции лучше всего изучать крестец и копчик? 89. Какие Р-изменения позвонков обнаруживаются в период роста и полового созревания организма? 90. Какие изменения позвонка обнаруживают рентгенологически после 17-20 лет? 91. Чем характеризуется Р-картина позвоночника старческого возраста? 92. В каком направлении на рентгенограммах располагаются задние концы ребер? 93. Как выглядит на рентгенограмме внутрисуставной диск височно-нижнечелюстного сустава? 94. Определяется ли на снимках черепа новорожденных пневматизация воздухоносных костей? 95. Когда на рентгенограммах появляется лобная пазуха? 96. Как на Р-граммах в прямой проекции располагаются нижние поверхности ключицы и акромиона? 97. В каком возрасте рентгенологически отмечается синостоз проксимального эпифиза плеча с диафизом? 98. Как выглядит на задней рентгенограмме суставная впадина лопатки? 99. Как выглядит на рентгенограмме крестцово-подвздошное сочленение взрослого? 100.Чему соответствует рентгенологическая суставная щель коленного сустава?
Вопросы практических навыков Уметь назвать по латыни и показать на препаратах:
- венечный шов (черепа) - сагиттальный шов (черепа) - ламбдовидный шов (черепа) - межпозвоночный диск - передняя продольная связка позвоночника - задняя продольная связка позвоночника - межостистая связка - желтая связка позвоночника - надостистая связка позвоночника - выйная связка - сустав головки ребра - реберно-поперечный сустав - грудино-реберный сустав - акромиально-ключичный сустав - суставная капсула плечевого сустава - клювовидно-плечевая связка - локтевая коллатеральная связка - лучевая коллатеральная связка - межкостная перепонка предплечья - лучезапястный сустав - среднезапястный сустав - лучевая коллатеральная связка запястья - суставной диск височно-нижнечелюстного сустава - капсула височно-нижнечелюстного сустава - передняя и задняя дисковисочные связки - латеральная дисконижнечелюстная связка - медиальная дисконижнечелюстная связка - латеральная связка височно-нижнечелюстного сустава - клиновидно-нижнечелюстная связка - шилонижнечелюстная связка - локтевая коллатеральная связка запястья - канал запястья - запирательная мембрана - крестцово-бугорная связка - крестцово-остистая связка - большое седалищное отверстие Малое седалищное отверстие - лобковый симфиз - связка головки бедренной кости - малоберцовая коллатеральная связка - большеберцовая коллатеральная связка - связка надколенника - поперечная связка колена - латеральный мениск коленного сустава - медиальный мениск коленного сустава - передняя крестообразная связка колена - задняя крестообразная связка колена - межкостная перепонка голени - медиальная связка голеностопного сустава - латеральная связка голеностопного сустава - поперечный сустав предплюсны - предплюсне-плюсневые суставы Ситуационные задачи 1.У ребенка на уроке физвоспитания во время прыжка появилась резкая боль в коленном суставе, вызванная нарушением целостности вспомогательных элементов сустава. Перечислите вспомогательные элементы коленного сустава. 2.У ребенка, пострадавшего в автокатастрофе, выявлен симптом "очков" - кровоизлияние в окологлазной клетчатке. О повреждении каких костей черепа можно предполагать? 3.10-летнему мальчику, обратившемуся в травмпункт, поставлен диагноз "Вывих левого дистального луче-локтевого сустава", какие движения и в каких суставах нарушены у ребер 4.При врожденном вывихе бедра головка бедерной кости при резко растянутой капсуле сустава свободно входит и выходит из вертлужной впадины кверху и кзади. Какое положение следует придать конечности ребенка, чтобы бедренная кость стояла перпендикулярно к вертлужной впадине? 5.Гинекологом при осмотре беременной женщины определены следующие размеры входа малого таза: истинная (гинекологическая) конъюнгата - 10 см, поперечный диаметр - 13 см, косой диаметр - 12 см. Можно ли связать уменьшение истинной конъюнгаты с длительным ношением обуви на высоком каблуке до 16 лет? 6.При изготовлении анатомического препарата соединений позвоночного столба из нефиксированного материала (без воздействия формалина) между дугами двух соседних позвонков была обнаружена желтая ткань. 1. Как называется связка, образованная этой тканью? 2. Какова механическая характеристика данной связки? 7.При обследовании новорожденного было обнаружено отсутствие физиологических изгибов позвоночного столба (лордозов и кифозов), а он имел вид дорзально выпуклой дуги. 1. Выше названный признак является нормой или патологией? 2. Укажите на уровне какого позвонка локализуется аортальный сколиоз?
8.Антропометрическое исследование популяции показало, что рост людей уменьшается к пожилому возрасту. 1. Какие старческие изменения позвоночного столба приводят к его укорочению? 2. Какие еще возрастные изменения опорно-двигательного аппарата приводят к уменьшению человеческого роста? 9.Известно, что позвоночный столб может выполнять различные движения. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Какая связка, во время её натяжения, ограничивает разгибание позвоночного столба? 2. Как меняется ширина межпозвоночного диска во время движения позвоночного столба? 10.Известно, что степень подвижности в каждой части позвоночного столба различна. Объясните следующее: 1. Причину большой подвижности в шейном отделе позвоночного столба и укажите амплитуду движений, возможных в этом отделе. 2. Причину малой подвижности грудного отдела и укажите амплитуду возможных движений в ней. 11.При амбулаторном обследовании в поликлинике был обнаружен брахиморфный тип телосложения у мужчины. 1. Как мы называем форму грудной клетки, характерную для данного типа конституции? 2. Назовите особенности, характерные для данной формы. 12.Антропометрические наблюдения позволили характеризовать изменения грудной клетки, типичные для пожилого возраста. 1. Как в пожилом возрасте меняется форма и размер грудной клетки? 2. Приведите две анатомические причины этого изменения? 13.Рентгенограмма плечевого сустава (прямая проекция, конечность вдоль туловища) показала, что рентгенологическая щель имеет дугообразную форму. Нижняя медиальная часть головки сустава располагается под нижним краем суставной впадины лопатки. 1. Относится ли к норме выше упомянутая характеристика? Если нет, объясните почему. 2. Какая связка ограничивает отведение верхней конечности до горизонтального уровня? 14.При развившемся гнойном воспалении локтевого сустава возможно гнойное расплавление и прорыв его капсулы. 1. Назовите наиболее слабую область капсулы локтевого сустава. 2. Назовите наиболее прочную область его капсулы. 15.В случае травматического повреждения руки был обнаружен разрыв суставного диска, расположенного в области дистального лучелоктевого сустава. 1. Между какими анатомическими образованиями фиксируется этот диск? 2. Что мы называем проксимальной протрузией суставной капсулы? Занятие №23. 1. Тема: Введение в миологию, мышцы и фасции спины 2. Значение темы: · Учебное – знания строения и топографии мышц и фасций необходимы студентам, т.к. они составляют активную часть опорно-двигательного аппарата, приводя в движение тело человека, удерживают его в состоянии равновесия, участвуют в образовании стенок полостей, входят в состав стенок некоторых внутренних органов. · Профессиональное – сведения о мышцах и фасциях спины необходимы каждому медицинскому работнику, поскольку данная группа мышц обеспечивает вертикальную позу человека, позволяет формировать и сохранить правильную осанку, участвует во всех видах движений поз-воночного столба и непосредственно обеспечивает разгибание позвоноч-ника, выполняя таким образом антигравитационную функцию. · Личностное – развивает память; прививает способность выделить главные признаки и понятия из огромного фактического материала; учит бережному отношению к наглядным пособиям и в особенности к трупному материалу; позволяет устанавливать взаимосвязи структуры и функции в условиях целостного организма.
3. Цель занятия: В результате изучения темы студент будет: · иметь представление о развитии мышечной системы в целом и развитии данной группы мышц; строении мышцы как органа, классификации мышц и их вспомогательного аппарата, а также о строении и функции фасций; · знать топографию, строение и функции мышц спины, их дейст-вие на суставы и соединения позвоночника, участии в акте дыхания; расположение поверхностных и глубоких мышц; · уметь показать на препаратах поверхностные и глубокие мышцы спины с точками начала и прикрепления их сухожилий, знать особенности их фасций. План изучения темы
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1045)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |