Занятие №1. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека. Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Позвонки: типичный позвонок.
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1. Анатомическая терминология.
2. Оси и плоскости.
2. Строение типичного позвонка.
Иметь представление о фило- и онтогенезе скелета.
Знать основные анатомические термины.
Знать строение типичного позвонка.
Уметь показать на препаратах анатомические образования позвонка.
Расположить относительно скелета оси и плоскости, оценить расположение анатомических образований по отношению к этим плоскостям.
Найти и показать все анатомические образования согласно перечню практических навыков.
1. Общие данные о скелете, фило- и онтогенезе костей.
2. Анатомическое строение шейных, грудных, поясничных, крестцовых, копчиковых позвонков.
3. Анатомическое строение грудины, ребер.
Иметь представление о стадиях развития кости, точках окостенения позвонков, ребер, грудины.
Знать отличительные особенности позвонков различных отделов позвоночного столба.
Уметь находить все анатомические элементы позвонков, ребер и грудины.
Составить таблицу сроков окостенения.
Найти и показать все анатомические образования согласно перечню практических навыков.
Указать анатомические отличительные особенности шейных, грудных, поясничных позвонков.
Рассказать строение крестца.
Занятие №3. Скелет верхней конечности. Скелет плечевого пояса: лопатка, ключица. Скелет свободной верхней конечности: плечевая кость.
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1. Строение костей пояса верхней конечности: лопатки, ключицы.
2. Анатомия тела, проксимального и дистального конца плечевой кости.
Иметь представление об онтогенезе костей плечевого пояса.
Знать анатомическое строение лопатки и ключицы.
Знать анатомическое строение плечевой кости.
Уметь показать на костных препаратах анатомические образования лопатки, ключицы, плечевой кости, назвать по-латыни.
Найти и показать все анатомические образования на препаратах согласно перечню практических навыков.
Уметь определять принадлежность к правой или левой половине туловища лопатки, ключицы, плечевой кости.
Занятие №4. Скелет свободной верхней конечности. Кости предплечья: лучевая и локтевая кости. Кости кисти.
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1. Анатомическое строение костей предплечья: локтевой и лучевой.
2. Анатомическое строение кисти: проксимального и дистального ряда запястья, пястных костей, фаланг пальцев.
Иметь представление о фило- и онтогенезе скелета верхней конечности.
Знать строение локтевой и лучевой костей.
Знать строение костей запястья, пясти, пальцев.
Уметь показать на костных препаратах анатомические образования костей предплечья и кисти.
Найти и показать все анатомические образования согласно перечню практических навыков.
Уметь дифференцировать кости предплечья (их отношение к правой или левой конечности).
Собрать из набора костей скелет кисти.
1. Анатомическое строение тазовой кости, ее частей: подвздошной, лобковой и седалищной кости.
2. Строение тела, дистального и проксимального конца бедренной кости.
Иметь представление о возрастных особенностях тазовых костей, бедра.
Знать анатомическое строение костей пояса нижней конечности, бедра.
Уметь назвать по-латыни и показать на костных препаратах анатомические образования тазовых костей и бедренной кости.
Показать на костном препарате швы – места сочленения лобковой, седалищной и подвздошной кости.
Определить принадлежность тазовой и бедренной кости к правой или левой половине туловища.
Показать на костных препаратах анатомические образования согласно перечня практических навыков.
Занятие №6. Скелет голени и стопы.
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1. Фило- онтогенез костей нижней конечности.
2. Анатомическое строение костей голени: большой и малой берцовой кости.
3. Строение стопы: кости предплюсны, плюсны, фаланги пальцев.
Иметь представление о возрастных особенностях гостей голени и стопы, их развитии.
Знать анатомическое строение костей нижней конечности.
Уметь назвать по-латыни и показать на костных препаратах анатомические образования костей голени и стопы.
Найти и показать все анатомические образования согласно перечню практических навыков.
Уметь определять принадлежность большой и малой берцовой кости правой или левой нижней конечности.
Собрать скелет стопы из набора костей.
Занятие №7. Итоговое занятие по теме «Остеология».
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1.Фило- и онтогенез костей туловища и конечностей.
2. Классификация костей.
3. Строение костей туловища и конечностей.
Иметь представление о развитии костей, зонах роста, точках окостенения.
Знать анатомическое строение костей туловища и конечностей.
Уметь описать кость согласно плана, назвать анатомические образования по-латыни, показать из на препаратах.
Определить принадлежность каждой изученной кости к правой или левой половине тела.
Назвать отличительные особенности позвонков разных отделов позвоночного столба.
Рассказать отличительные особенности 1 и 2 ребра.
Найти на костных препаратах анатомические образования согласно перечню практических навыков.
Иметь представление о развитии костей мозгового черепа.
Знать строение лобной, теменной, затылочной кости.
Уметь назвать по-латыни и показать на костных препаратах анатомические образования костей мозгового черепа.
Рассказать анатомические особенности развития костей мозгового черепа.
Назвать части лобной и затылочной кости.
Найти на препарате черепа лобную, теменную, затылочную кость, их анатомические образования согласно перечню практических навыков (см. методические рекомендации для аудиторного занятия №8) .
Занятие №9. Строение клиновидной и решетчатой костей.
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1. Фило- и онтогенез костей основания черепа.
2. Топография решетчатой и клиновидной кости.
3. Анатомическое строение решетчатой и клиновидной кости.
Иметь представление о развитии костей основания черепа.
Знать анатомическое строение решетчатой и клиновидной кости.
Уметь назвать по-латыни и показать на отдельных препаратах и целом черепе анатомические образования решетчатой и клиновидной кости.
Найти на препарате черепа решетчатую, клиновидную кость.
Найти на препарате черепа все части клиновидной кости.
Показать и назвать по-латыни отверстия клиновидной кости.
1. Фило- и онтогенез костей черепа.
2. Части, анатомические образования височной кости.
3. Каналы височной кости.
Иметь представление о развитии костей основания черепа.
Знать и уметь показать на препарате черепа части височной кости.
Уметь назвать по-латыни и показать на препарате черепа анатомические образования височной кости.
Знать места входа и выхода каналов пирамиды височной кости, уметь показать их на препаратах черепа.
Показать на препарате черепа и назвать по-латыни анатомические образования поверхностей пирамиды височной кости.
Назвать по-латыни и показать на препарате черепа анатомические образования, являющиеся местом входа и выхода каналов пирамиды височной кости:
- сонного;
- лицевого;
- мышечно-трубного;
- барабанного;
- канала барабанной струны;
- сонно-барабанных канальцев;
- сосцевидного.
Иметь представление о развитии костей лицевого черепа.
Знать строение костей лицевого черепа, их взаиморасположение на черепе.
Уметь назвать по-латыни и показать на препарате черепа кости лицевого черепа, их анатомические образования.
Перечислить и показать на препарате отростки верхней челюсти.
Показать на препарате части и анатомические образования нижней челюсти.
Показать на препарате черепа сошник, носовую кость, слезную кость, небную кость, ее части, нижнюю носовую раковину, скуловую кость, ее отростки.
Занятие №12. Топография основания черепа.
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1. Фило- и онтогенез костей основания черепа.
2. Анатомические образования наружного основания черепа.
3. Топография черепных ямок.
4. Анатомические образования внутреннего основания черепа.
Иметь представление о развитии костей мозгового черепа.
Знать топографию наружного и внутреннего основания черепа.
Уметь назвать по-латыни и показать на препарате черепа анатомические образования наружного и внутреннего основания черепа.
Показать на препарате черепа и назвать по-латыни все анатомические образования наружного основания черепа.
Показать на препарате черепа и назвать по-латыни все анатомические образования передней, средней и задней черепной ямки.
Перечислить и показать части костей черепа, образующих черепные ямки внутреннего основания черепа.
Занятие №13. Топография лицевого черепа.
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1.Фило- и онтогенез костей лицевого черепа.
2. Строение и сообщения скелета глазницы, полости носа, ротовой полости.
3. Строение стенок и сообщения височной, подвисочной и крыловидно-небной ямки.
Иметь представление о развитии костей лицевого черепа.
Знать строение стенок глазницы, полости носа, ротовой полости, крыловидно-небной ямки, их сообщения.
Знать функции, топографию и сообщения околоносовых пазух.
Уметь показать на препарате черепа структуру полостей лицевого черепа, их сообщения, латинские названия.
Показать на препарате черепа и назвать по-латыни:
- стенки и сообщения глазницы,
- костные стенки и сообщения ротовой полости;
- костные стенки и сообщения носовой полости;
- стенки и сообщения височной, подвисочной и крыловидно-небной ямки.
Объяснить функции околоносовых пазух.
Рассказать строение носовых ходов.
Занятие №14. Итоговое занятие по теме «Краниология»
Вопросы самоподготовки
Цель
Самоконтроль
1. Фило- и онтогенез костей черепа.
2. Аномалии развития костей черепа.
3. Анатомическое строение отдельных костей черепа.
4. Топография костей лицевого и мозгового черепа.
5. Топография полостей черепа.
Иметь представление об особенностях развития костей мозгового и лицевого черепа.
Знать анатомическое строение отдельных костей черепа, их взаиморасположение, анатомические образования.
Уметь показать на препарате черепа и назвать по-латыни сообщения полостей черепа, структуру их стенок.
Рассказать топографию передней, средней и задней черепной ямки.
Рассказать функции, топографию и сообщения околоносовых пазух.
Показать на препарате черепа сообщения глазницы, полости носа, полости рта, крыловидно-небной ямки.
Рассказать строение носовых ходов.
Занятие №15. Соединения позвонков. Позвоночный столб в целом.