Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская Правда. Краткая редакция 1 страница



2015-11-27 645 Обсуждений (0)
Русская Правда. Краткая редакция 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Российское

Законодательство

X-XX веков

Законодательство

Древней

Руси

Юридическая

литература

Москва

РОССИЙСКОЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО x-xx ВЕКОВ

В девяти томах

Под общей редакцией

доктора юридических наук, профессора

О. И. Чистякова

Законодательство Древней Руси. Том 1

Законодательство периода образования и укрепления

Русского централизованного государства. Том 2

Акты Земских соборов Том 3

Законодательство периода становления абсолютизма. Том 4

Законодательство периода расцвета абсолютизма Том 5

Законодательство первой половины XIX века Том 6

Документы крестьянской реформы Том 7

Судебная реформа Том 8

Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций Том 9

 

Законодательство Древней Руси

Том1

Ответственный редактор тома

член-корреспондент АН СССР, доктор исторических наук, профессор

В. Л. Янин

Предисловие

Введение Русская Правда

Княжескиеуставы и уставные грамотыСудные грамоты

67.3 Р76

Рецензенты:

Член-корреспондент АН СССР В. Т. Пашуто,

сектор

истории государства, права и политических учений ИГПАН СССР

 

. 1203010000-046 Р~012(0Щ4—ПОД1ШСе

© Издательство «Юридическая литература», 1984

ПРЕДИСЛОВИЕ

Право — элемент культуры че­ловечества. Оно появляется тогда, когда общество дости­гает определенного уровня развития. Оно есть следствие роста материальной культу­ры, совершенствования ору­дий производства и вытекаю­щего отсюда развития производственных отношений. • Право есть вместе с тем порождение классового общества, классовой борьбы, раскола общества на антагонистические кЛссы. Оно закрепляет сложившееся социальное неравенство, эксплуатацию человека человеком, угнетение трудящихся эксп­луататорами. Лишь при социализме право служит интере­сам трудящихся.

Право возникает вместе с государством. Оно не может ни возникнуть, ни существовать вне государства: законы издают­ся государственными органами, органы государства и обеспе­чивают выполнение правовых норм В. И Ленин говорил, что «воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью»1, и в то же время «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права»2. Таким образом, проблема возникновения пра­ва — это одновременно и проблема возникновения государ­ства.

Поскольку право и государство суть элементы культуры, и важные элементы, сразу возникает вопрос о правовой тради­ции, о правовой культуре, о том, «откуда оно есть пошло», ког­да возникло и кто у кого заимствовал те или иные правовые институты. Короче говоря, в наше время — это предмет ожив­ленной идеологической борьбы. И отдаленность тех или иных институтов от нашего времени веками и тысячелетиями отнюдь не делает проблемы, с ними связанные, менее острыми и акту­альными.

В любом споре важны аргументы, факты. Факты — хлеб ученого. К сожалению, история человечества не всегда остав­ляет нам свидетельства былого. Это и создает почву для оши­бок и измышлений. Правда, история права в этом отношении находится в более выигрышном положении: она опирается на закон, а он чаще всего доходит до нас, хотя бы и не в первои­сточнике. К тому же историкам права помогают археологи, ис-точниковеды, специалисты других вспомогательных историчес­ких дисциплин, дающие материал не только о том, что

Предисловие

Ленин В И

Полн собр соч,

т 32, с 340

Ленин В И

Поли собр соч.,

т 33, с 99

Законодательство

Древней

Руси

было записано в законе, но и о том, как право осуществлялось на практике и почему возникли те или иные правовые нормы.

Но недостаток источников или их недостоверность создает почву не только для буржуазных фальсификаций. Состояние исторических источников порождает многочисленные споры и среди советских ученых. Мы еще многого не знаем, о многом можем судить только предположительно. Но путь науки — это путь от незнания к знанию, и то, чего мы не знаем сегодня, мы, может быть, будем знать завтра. Историк — как следова­тель. Он по крупицам собирает материал, создает картину бы­лого, полного и преступлений, и примеров доблести, — слож­ную картину человеческого бытия со всеми его радостями и горестями.

Главный объект изучения для историка права, для всякого, кто хочет знать историю права, — это, конечно, закон, норма­тивные и иные правовые акты, ушедшие в прошлое. По законо­дательству можно судить о самых разных сторонах обществен­ной жизни, государственной деятельности. Вот почему в предлагаемом читателю сборнике документов мы и публикуем законы, издававшиеся на Руси, в России.

Более трех десятилетий назад основоположник советской науки истории государства и права СССР профессор С. В. Юшков организовал издание серии «Памятники русского права». Хорошо подготовленный и отлично изданный много­томный сборник имел большую популярность и мгновенно ра­зошелся, скоро став библиографической редкостью. С. В. Юш­ков умер, не доведя до конца задуманное им дело. Авторы настоящего издания — в большинстве своем ученики профессо­ра С. В. Юшкова и ученики его учеников — рассматривают свой труд как осуществление на новом уровне идеи своего учи­теля. Пусть наша работа будет своеобразным памятником это­му большому ученому.

К работе над «Российским законодательством X — XX ве­ков» привлекаются не только юристы, но и историки СССР — преимущественно источниковеды. Такое содружество с видней­шими представителями исторической науки позволит, как нам кажется, лучше, всесторонней исследовать и подать исто-рико-правовой материал.

Издание называется «Российское законодательство». Такое название, разумеется, условно. Оно не означает, что мы будем публиковать законы только России, как стали называть нашу страну в более поздние века. Мы дадим читателю возможность познакомиться с истоками законодательства на Руси, т. е. зако­нодательством Древнерусского государства, которое явилось колыбелью трех славянских народов и трех славянских госу­дарств.

С течением веков в состав России входили одно за другим различные соседние государства на западе и на востоке. Они имели свои правовые системы, включавшиеся в той или иной мере затем в правовую систему Российской империи. Мы, од­нако, не будем публиковать феодальные законы Литвы, Гру-

зии, Армении, существовавшие до их вхождения в состав Рос­сии, ибо это чрезмерно расширило бы рамки издания. Да и вряд ли возможно считать названные законы российским за­конодательством.

В отличие от «Памятников русского права» наше издание посвящается только законодательству, то есть зако­нам. Мы не берем международно-правовые документы, граж­данско-правовые договоры, акты наследования и иные право­вые документы, дошедшие до нас, которые в свое время публиковались в «Памятниках...». Это позволяет расширить публикацию законов — главного историко-правового источ­ника.

В первых трех томах «Российского законодательства» мы опубликуем все важнейшие законы, изданные до середины XVII века.

Со второй половины XVII века и особенно с XVIII века, с вступлением России в эпоху абсолютизма, масса законода­тельного материала резко возрастает. Это не позволяет публи­ковать все законы просто по техническим соображениям. Дос­таточно вспомнить, что Полное собрание законов Российской империи, выпущенное в XIX веке, составило полсотни громад­ных томов. Поэтому, начиная с IV тома, «Российское законода­тельство» будет включать избранные законы, представляющие наибольший интерес для читателя. Вместе с тем в нашем сбор­нике будут опубликованы некоторые законы — в особенности касающиеся церковной юрисдикции, — которых не было в «Па­мятниках...».

«Российское законодательство» охватит период с момента возникновения первых писаных законов на Руси до Великой Октябрьской социалистической революции. Следовательно, это в основном феодальное законодательство, относящееся ко всем трем этапам развития феодального государства — раннефео­дальному государству, сословно-представительной и абсолют­ной монархии. Со второй половины XIX века феодальное го­сударство в России делает один за другим шаги по пути превращения феодальной монархии в буржуазную, завершаю­щегося — и то не полностью — после Февральской буржуазно-демократической революции. Этот процесс, естественно, нашел свое отражение и в праве, которое, однако, так и не стало до конца буржуазным. Задачу ликвидации пережитков феодализ­ма в общественной жизни России разрешит лишь Великая Ок­тябрьская социалистическая революция.

Тома «Российского законодательства» будут строиться по хронологическому принципу. Каждый из них включит в себя документы одного-двух Исторических периодов в соответствии с периодизацией, принятой в нашей историко-правовой науке. Иногда документы одного периода будут помещаться в разных томах. Впрочем, это составит скорее исключение, чем правило.

Внутри томов документы располагаются по логическому принципу — исходя из формы законодательства, отраслей пра­ва и т. п.

Предисловие

Законодательство

Древней

Руси

Феодальное государство имеет свою специфическую право­вую систему, которая, однако, связана определенной общнос­тью и преемственностью с другими типами права. Действитель­но, в феодальном государстве имеются органы власти и управления, государственный механизм, организация государ­ственного единства — институты государственного права; раз­виваются собственность, договоры, наследование — учрежде­ния гражданского права; существуют институты уголовного права и т. д. Конечно, терминология меняется, меняется и со­держание институтов и понятий, но сущность их остается. Это и позволяет проводить анализ и обобщение, без которых вся­кая наука перестает быть наукой.

Настоящее издание будет состоять из 9 томов. Первый том включит документы Древнерусского государства и периода феодальной раздробленности; второй — законы периода обра­зования и развития Русского централизованного государства; третий — акты Земских соборов XVII века, в том числе — це­ликом Соборное уложение; четвертый — документы периода становления абсолютизма (конец XVII — начало XVIII века). Пятый том будет посвящен документам преимущественно вто­рой половины XVIII века; в шестой войдет законодательство первой половины XIX века; седьмой и восьмой тома охватят реформы и контрреформы второй половины XIX века (кресть­янскую, судебную и др.) и последний — девятый — том вклю­чит документы периода империализма и буржуаэио-демократи-ческих революций.

Тексты законов даются по первоисточнику или по лучшим научным изданиям, ставшим в источниковедении каноном. При публикации древнерусского законодательства, где существуют различные варианты одного и того же закона, даются разно­чтения в рамках одной редакции, а также приводятся различ­ные редакции одного и того же закона.

Все издаваемые документы объясняются и подробно коммен­тируются. Мы стремимся к тому, чтобы сборник был доступен не только специалистам, но и широкому читателю.

Мы избегаем давать переводы документов на современный язык, как это делалось в некоторых изданиях. Во-первых, пере­водить закон с русского на русский — дело неблагодарное. Во-вторых, закон — это не литературное произведение, где тот или иной сюжет, образ можно описать разными словами; в за­коне каждая буква имеет специальный смысл, поэтому всякий перевод неизбежно искажает смысл закона. Наконец, в-треть­их, перевод навязывает читателю одну какую-то трактовку тек­ста, между тем как при чтении текстов древних законов часто возникают споры по их толкованию. Не давая перевода, мы стремились в комментариях показать различные точки зрения по спорным вопросам, с тем чтобы читатель мог сам выбрать убеждающее его решение. Соответственно этому дается тексто­логический и тесно связанный с ним историко-правовой ком­ментарий к каждой статье или группе статей закона.

ВВЕДЕНИЕ

Введение

II

ом I предлагаемого читателю издания посвящен законода­тельству Древнерусского го­сударства и его исторических преемников — тех государств, больших, малых и мельчай­ших, на которые распалась Киевская Русь. Таким обра­зом, в книге освещены два тесно связанных периода истории государства и права СССР.

На переплете этой книги стоят слова «Российское законода­тельство». А что такое Россия, Русь, откуда пошли русские, кто придумал сами названия нашего народа и страны? Все это теряется во тьме веков, где достоверные факты перемеши­ваются с легендами. Мы можем лишь ввести вас, читатель, в круг споров и гипотез, познакомить с тем, что думали, писали исследователи, мнения которых очень и очень расходятся. Мы дадим вам вместе с тем ключ, который позволит решать, кто прав, а кто — нет в научном споре. Этим ключом является в большой мере законодательство, характеризующее многие сто­роны жизни общества. Конечно, этим ключом можно открыть не все двери, но, во всяком случае, — многие из них.

Разумеется, есть вопросы, которые можно считать уже ре­шенными. В свое время обсуждался вопрос о том, являются ли наши предки коренным народом Восточной Европы. Теперь уже признано, что они жили на своей территории с незапамят­ных времен, заполняя бескрайнюю равнину к северу от Черно­го моря1. Из многочисленных славянских племен к концу I ты­сячелетия н. э. складывается древнерусская народность — пра­матерь трех братских народов — великороссов, украинцев, бе­лорусов.

Но вот откуда взялось самое название нашего народа? Наших предков середины I тысячелетия источники называют по-разному. В античных источниках не упоминается даже тер­мин «славяне»2. Впервые его встречаем у историка VI века Иордана, причем он называет «склавенов» также антами и ве­нетами3. Наряду с этим византийские авторы VI —VII веков различают антов и славян, хотя и отмечают, что они говорят на одном языке4. Накануне образования Древнерусского госу­дарства и в начальный период его истории наших предков име­нуют обычно по названиям племен (или племенных союзов), в которые они объединялись,— поляне, древляне, кривичи, вя­тичи и пр. Но в то же время в источниках появляется — в раз-

См.: Юшков С. В. Общественно-политический строй и право

Киевского

государства.

М., 1949, с. 35-36.

См.: Седов В. В.

Происхождение

и ранняя история

славян.

М., 1979, с. 29.

См.: Иордан.

О происхождении

и деяниях гетов.

Getica. M., 1960,

с. 71, 72, 90.

См.: Седов В. В. Указ. соч., с. 124-125.

Законодательство

Древней

Руси

См.: Греков Б. Д. Киевская Русь. М , 1953, с. 520.

См.:

Падалка Л. П.

Происхождение

и значение имени

«Русь».

Полтава, 1913;

Юшков С. В.

Указ. соч.

Pipes R. Russia

Under the Old Regime. I., 1974;

Davidson H.

The Viking Road

to Buzantiym.

I., 1976.

См.: Греков Б. Д. Указ. соч., с. 564.

ных транскрипциях — слово «рос» («рус» и т. п.). Об этом го­ворят зарубежные авторы, почему-либо писавшие о наших предках. Уже в VI веке о росах говорит Псевдо-Захария , позже — Масуди, Ибн Хордадбе и др.

В источниках периода Древнерусского государства уже не упоминается об антах. Нет в них и племенных наименований. Зато все чаще появляются термины «русь», «русское». В дого­воре киевского князя Олега с Византией 911 года говорится о Руси как о договаривающейся стороне (другая сторона — Греки). А ст. 5 договора упоминает о «законе Русском». Важ­нейший законодательный памятник Древнерусского государст­ва называется «Правда Роськая» (Академический список) или «Правда Русьская» (Троицкий I список).

Вместе с тем нельзя не отметить, что слово «русь» употреб­ляется неоднозначно. Это и дало основание исследователям разделиться на две группы по их взглядам на проблему. Одни полагают, что «русь» первоначально было понятием социаль­ным6, другие — что этот термин с самого начала носил этни­ческую окраску.

Доводы первых имеют под собой серьезные основания. Дей­ствительно, в источниках мы встречаем иногда противопостав­ление руси славянам. Иногда источник относит славян и русь к различным социальным группам, как это делает, напри­мер, ст. I Русской Правды: Положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь или тиуна княжа; аще ли будеть русин, или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли Словении, то 40 гривен положити за нь.

Все же большинство исследователей склоняется к точке зре­ния об этническом происхождении термина «русь», а также и об его этническом значении во времена Киевской Руси. Следу­ет сказать, что сторонники первой концепции не отрицают, что со временем социальное звучание термина перешло в этниче­ское. Весь вопрос в том, было ли слово «русь» когда-нибудь термином, обозначавшим социальную группу.

Сторонники этнического происхождения слова «русь» в свою очередь составляют несколько групп. В дореволюционной лите­ратуре возникло мнение, что под русью следует понимать варя­гов. Эту концепцию в тех или иных модификациях и в наше время пропагандируют на Западе. В новейшей литературе ее можно найти в работах американского профессора R. Пайпса и в книге кэмбриджской преподавательницы X. Дэвидсон .

Современные исследователи обычно производят термин «русь» от названия речки Рось — притока Днепра, — проте­кавшей в земле полян. По названию этой речки, говорят они, сначала поляне, а потом и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, называют еще несколько рек в пределах нашей земли, носивших сходные названия, в том чисЛе и Волгу, тоже называвшуюся Росью. Был и город Росия в устье Дона . Отсюда и обратная мысль: вся эта топо­нимика произошла от имени народа русь, которое является са­моназванием.

Вопрос о происхождении термина «русь» теснейшим образом связан с проблемой возникновения Русского государства. На этот счет у нас, казалось бы, имеются надежные источники, в том числе первоклассное летописное произведение, наш древ­нейший летописный свод — «Повесть временных лет», где под­робно описано, как возникло государство у славян. Это знаме-< нитая легенда о призвании варягов: жили де славяне в своей богатой земле в беспорядке, надоела им такая жизнь и решили призвать они варяжских князей, чтобы те навели же­ланный порядок. Князьям за такую работу браться не очень хотелось, но потом они уступили настоятельным просьбам сла-, вян, пришли к ним, сели в трех городах и учредили госу­дарство.

Сказочность этой истории очевидна. Тем не менее такого ма­териала оказалось достаточно, чтобы создать печально знаме­нитую норманскую теорию происхождения Русского государст­ва. Этим занялись еще в XVIII веке немецкие историки, приглашенные для работы в Российскую Академию Наук, — Байер, Миллер, Шлецер. Материал был, конечно, очень соб­лазнителен, а параллели очевидны: русские — народ, ни на что не пригодный. В IX веке германцы создали им государс­тво, в XVI11 — создают науку, так и положено, чтобы русские сидели тихо и с обожанием взирали на своих благодетелей. Норманская теория имела тем больший успех, что, начиная с \ Петра I, пошла мода на все западное, что половина царей и ца­риц того века были если не чистокровными немцами, то с из­рядной долей немецкой крови, не говоря уже о том, что прид­ворная камарилья была в значительной степени иноземной.

Однако и в то время нашлись смелые и объективные ученые, которые возражали норманистам. Среди них, конечно, нужно назвать прежде всего великого Михаилу Ломоносова. Правда, М. В. Ломоносов, не решаясь отвергнуть полностью 1 концепцию призвания варягов, пытался доказать лишь то, что Рюрик, Синеус, Трувор и прочие князья были не германцами, а представителями славянского племени русь, обитавшего на побережье Балтийского моря9. Но даже и такой подход к проблеме был прогрессивным для своего времени.

Так сложились в исторической науке два лагеря — нормани-стов и антинорманистов, которые просуществовали в нашей стране до самого Октября и даже несколько дольше. На Запа­де же норманская теория и по сей день пользуется успехом, хотя число ее сторонников и поубавилось. Соблазн все тот же: показать русских полностью зависящими от Запада в интел­лектуальном отношении. Особым успехом пользовалась нор-ill- манская теория у германских фашистов, но ее с удовольствием проповедуют и современные американские и западногерманские авторы.

Профессор университета штата Виргиния Ж. Вьежинский признает: «В большинстве наших исследований по средневеко-• вой истории России мы выделяем внешнее влияние как решаю­щее. Редко можно найти оценку ранней русской истории, автор

11Введение

См.: Юшков С. В. Указ. соч., с. 32.

Законодательство

Древней

Руси

Wieszynsky J. The Frontier

in Early

Russian History. The Russian

Review, N.-Y., 1972, №2, p. 110.

Pipes R. Op. cit., p. 29-30.

Davidson H. Op. cit., p. 63.

которой не отдавал бы предпочтения влиянию византийской, скандинавской или германской культур на развитие Русского государства»10. Конечно, в наши дни уже нельзя проповедо­вать норманиэм в столь примитивной форме, как это делалось в XVIII веке. В новейших исследованиях буржуазной науки предлагаются более обтекаемые варианты норманской теории.

Еще в начале нашего века родилась теория норманской коло­низации России. Сейчас ее проповедует упоминавшийся Р. Пайпс. С его точки зрения, норманны, главным занятием кото­рых была торговля, создали свои колонии вдоль торговых пу­тей на территории Руси, а «первое государство восточных сла­вян появилось как побочный продукт в результате торговли двух иностранных народов — скандинавов и греков» . Как просто, не правда ли? На аналогичных позициях стоит и X. Дэвидсон12.

История была, есть и будет классовой, партийной наукой. Она всегда служит господствующему классу. Наш летописец и его позднейшие редакторы служили той власти, которой тре­бовалось обоснование своей правомерности, общественной необ­ходимости, законного происхождения. Все это давала легенда о призвании варягов. Если изложить идею этой легенды совре­менным языком, то она сведется к следующему: во-первых, власть князя, государственная власть есть представитель по­рядка в беспорядке; во-вторых, она установлена по воле самого народа, уставшего от беспорядка; в-третьих, она — явление надклассовое, в равной мере необходимое всем членам общест­ва. Таков был социальный заказ летописцу, и он его вы­полнил.

Но почему все-таки варяги, почему нельзя было найти своих, русских, князей для создания Русского государства? И на это летописец дает ответ. Как известно, нет пророка в своем отечестве. Свой не может быть объективным, а для чужого все равны; он может править не оглядываясь на друзей и близких. К тому же варяги-норманны привлекали летописца своим евро­пейским авторитетом. Этот народ играл заметную роль в Евро­пе XI века. Достаточно вспомнить, что норманнский король Вильгельм Незаконнорожденный в 1066 году завоевал Анг­лию, положив начало новому этапу в ее истории и снискав себе более благозвучное прозвище — Вильгельм Завоеватель. По­родниться с такими монархами для русских князей было ле­стно.

К тому же, как известно, лучшая ложь приготовляется из полуправды. А правда состоит в том, что враждующие группи­ровки новгородской знати действительно иногда приглашали варяжских князей с дружинами в качестве союзников или наемников в междоусобной борьбе. Отсюда — один шаг до соз­дания легенды о возникновении русской государственности с помощью варягов.

Но если призвание варягов — это легенда, то как же в дей­ствительности возникло Русское государство? Вполне опре­деленно на этот вопрос мы ответить не можем, но совершенно

очевидно, что его создали не какие-то князья или герои, а оно возникло в силу объективных социальных закономерностей, т. е. за счет внутреннего развития древнерусского общества.

Недостаток источников и здесь очень затрудняет решение проблемы и вызывает также оживленные споры в науке. Преж­де всего обсуждается вопрос, было ли Киевское государство первым государством восточных славян или у него были исто­рические предшественники? В источниках упоминается о разных политических образованиях, которые существовали в Восточной Европе накануне возникновения Киевского государ­ства. Это известные Куявия, Славия и Артания, располагав­шиеся предположительно в Киевской земле, по озеру Ильмень и на Таманском полуострове, приблизительно в VIII веке. Это еще более ранние образования во главе с Божем и Маджаком, имевшие место в VI и даже IV веках. Само существование всех названных политических образований не вызывает сомнений, однако скудность источников не позволяет с достоверностью судить, были ли они уже государствами или чем-то догосудар-ственным, предгосударственным, например племенными союза­ми, являющимися, как известно, переходной ступенькой между родовым строем и государственной организацией. Для С. В. Юшкова все названные объединения восточных славян — государства13. Другие авторы в этом сомневаются.

При всех спорах и неясностях достоверным остается одно: в IX веке государственность у восточных славян уже существу­ет; объединение земель вокруг Киева, безусловно, является го­сударственным объединением, государством. Е. А. Рыбаков по­лагает, что о Киевском государстве можно говорить уже с самого начала IX века.

Иного мнения придерживается И. Я. Фроянов. В отличие, пожалуй, от всех советских исследователей И. Я. Фроянов выд­вигает концепцию, по которой Русь, по крайней мере до конца X века, остается еще не государством, а племенным союзом, т. е. переходной к государственной организации формой, соот­ветствующей этапу военной демократии14.

Государство возникает как продукт классовых противоречий, как орудие классового угнетения, одним словом, как явление классовое. В разных странах становление государства склады­вается по-разному. В классических условиях (Двуречье, Егип­те, Греции, Риме) государство возникает как орудие класса рабовладельцев для подавления сопротивления рабов. Там ра­бовладельческие государства возникали как первая форма клас­совой организации общества. По-другому обстояло дело в Центральной и Восточной Европе, в Казахстане, Монголии и некоторых других районах. Здесь исторически первыми госу­дарствами стали государства феодального типа. Феодальным было и Древнерусское государство. Правда, в нашей литерату­ре выдвигалась версия, что Киевское государство следует счи­тать рабовладельческим (Б. И. Сыромятников), но она не наш­ла поддержки в науке.

Однако если Древнерусское государство было феодальным,

13Введение

13 См.: Юшков С. В.

Указ. соч., с. 12

и ел. К нему

присоединился

Греков Б. Д.

(см. Указ. соч.,

с. 526).

14 См.

Фроянов И. Я. Киевская Русь.

Очерки социально-политической

истории. Л., 1980, с. 32 и ел.

Позиция И. Я. Фроянова уже подвергалась

критике

в нашей печати. См., например: Пашуто В. Т. По поводу книги И. Я. Фроянова «Киевская Русь.

Очерки социально-политической истории».— Вопросы истории, 1982,№9.

Законодательство

Древней

Руси-

См.: Греков Б. Д Указ. соч., с. 526

то почему так получилось, что наш народ миновал стадию ра­бовладения, рабовладельческую формацию, рабовладельческий тип государства? Проблема эта вызывает много споров и по сей день.

Б. Д. Греков отвечал на данный вопрос таким образом: у славян была община и у них был более высокий уровень средств производства15. Оба эти довода, конечно, имеют зна­чение. Но каждый из них вызывает дополнительный вопрос: почему? Почему община в античном мире разложилась и не препятствовала возникновению рабовладения, а у нас на смену кровнородственной пришла территориальная община, просуществовавшая затем тысячу лет и действительно тормо­зившая классовую дифференциацию?

И второй вопрос. Действительно, уровень развития произво­дительных сил у восточных славян был выше, чем у народов античного мира в период классообразования у них. Но ведь когда-то, несколько веков раньше, этот уровень совпадал с сос­тоянием производительных сил у античных народов. Почему же тогда не возникло классовое общество, рабовладельческое государство у славян?

Выдвигают иногда и такой довод: восточные славяне вышли на историческую арену тогда, когда рабовладельческий строй уже изжил себя в передовых европейских странах, т. е., попрос­ту говоря, славяне заимствовали готовый феодализм у своих соседей. Такие вещи в общем-то бывают, и с этим можно было бы согласиться. Но тут опять же возникает вопрос: почему славяне раньше не переняли у соседей рабовладельческий строй? Ведь они и их предки с давних пор имели контакты, скажем, с греческими колониями в Причерноморье, где рабо­владение было в расцвете. Были и другие рабовладельческие государства по соседству, почему бы не перенять рабовладение у них?

Говорят, наконец, еще об одном факторе, препятствовавшем у славян существованию рабовладельческого строя, __о при­родной среде. Действительно, условия жизни и работы раба в Восточной Европе совсем не те, что в бассейне Средиземного моря. В Египте раба не надо было охранять — его хорошо ох-. раняли львы Ливийской пустыни. Ему не нужна была даже' крыша над головой: дожди в Египте — большая редкость. В жарком климате рабу не требуется и много пищи, калорий­ность ее может быть невысокой.



2015-11-27 645 Обсуждений (0)
Русская Правда. Краткая редакция 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская Правда. Краткая редакция 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)