Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская Правда. Краткая редакция 3 страница



2015-11-27 616 Обсуждений (0)
Русская Правда. Краткая редакция 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




23.Введение

Назв. сбор. Л., 1979, с. 215.

Pipes R. Op. cit.,

p. 29; Davidson H.

Op. cit., p. 89.

Правда, и у некоторых совре­менных буржуаз­ных исследовате­лей встречаются более объективные

суждения

по этому вопросу.

Так, Д. Кайзер

полагает, что влияние византийского права на древне­русское было не­значительным (см.: Kaiser D. Op. cit.).

См.: Юшков С. В. Указ. соч., с. 23.

См.: Греков Б. Д. Указ. соч.

Законодательство

Древней

Руси

См.: Юшков С. В. Указ. соч., с. 223-224.

См.: Юшков С. В. Указ.соч., с. 24.

48 Chirovsky N. А.

History

of the Russian

Empire, V. I,

Grand-ducal

Vladimir

and Moscow,

p. 41-42,57, 75.

Введение христианства не могло не отразиться на развитии русского права; с распространением православия стали приме­няться разнообразные нормы канонического права. Вошли в употребление даже целые сборники иноземного права. Так, например, при решении дел о религиозных преступлениях ви­зантийское духовенство, приехавшее в Киевское государство, применяло так называемый Градский закон, то е,сть Прохирон византийского императора Василия Македонянина, изданный в VIII веке. Применение византийского права церковными уч­реждениями и должностными лицами как по уголовным, так и по гражданским делам тем более было необходимо, что Рус­ская Правда и другие древнерусские законы имели заметные пробелы46. (

Однако считать древнерусское право собранием разноязыч­ных норм было бы в высшей мере ошибочным. Древнерусское право создавалось на русской почве, оно отражало те общест­венные отношения, которые сложились на Руси, закрепляло те порядки, которые были обусловлены природой древнерус­ского феодального общества. Древнерусское законодательство выросло из обычного права, а обычаи уходят корнями глубоко в историю народа. Да, в древнерусском праве встречаются нор­мы, аналогичные западноевропейским. Иногда здесь имело мес­то и заимствование. Однако чаще сходные нормы порождались просто сходными общественными отношениями. Самое же глав­ное то, что основная масса правового материала не может быть сведена к чужеземным источникам, ее происхождение никак нельзя объяснить заимствованием.

Вопрос о национальной принадлежности древнерусского пра­ва имеет и еще один аспект. Буржуазные украинские национа­листы выдвинули концепцию, по которой Древнерусское госу­дарство и право принадлежат исторически не трем славянским народам, а являются по своей природе украинским государс­твом и правом47. В свое время эту идею развивал буржуазный историк Грушевский, теперь ее проповедуют эмигранты нового поколения. Так, подвизающийся в Соединенных Штатах Аме­рики националист Н. Чировский вновь говорит об украинском характере Киевской Руси. Но, угождая западным хозяевам (сначала немцам, а теперь американцам), дополняет свою кон­цепцию норманизмом, объявляя, что Киевское государство имело «украинско-варяжское происхождение» . Концепция эта в высшей степени надуманна. Конечно, Древнерусское госу­дарство включало в себя территорию современной Украины, хотя и не сводилось к ней. Конечно, столица Древнерусского государства совпадает со столицей современной Украины, хотя нельзя забывать и о другом важнейшем центре Древнерусского государства — Новгороде.

Однако ни в IX, ни в XII веке нельзя еще говорить об Ук­раине и украинцах. Нет еще исторически обособленной терри­тории Украины, нет еще украинского языка, нет вообще специ­фически украинской культуры, нет специально украинских экономических связей. Одним словом, не существует еще укра-

инской народности, есть единая древнерусская народность, ко­торая позже, уже за пределами исследуемого в настоящем томе периода, породит три самостоятельные народности, в том числе и украинскую. Таким образом, право Древнерусского государ­ства — это именно древнерусское, а не какое-нибудь иное право.

Древнерусское государство возникло как инструмент подав­ления сопротивления трудящихся феодалами. Боярство, кото­рое стремилось все больше закабалить смердов, нуждалось в сильной центральной власти, в относительном единстве госу­дарства. Но с течением времени местные князья и крупные бояре, осевшие в своих княжествах и вотчинах, разбогатевшие за счет эксплуатации крестьян -и грабительских войн, почувс­твовав свою собственную силу, стали тяготиться центральной властью, властью великого князя и его аппарата. Центробеж­ные силы в государстве усиливаются, пока не приводят к рас­паду Древнерусского Киевского государства. Так развитие феодальных отношений, которое в IX веке породило Киевское государство, в XII веке приводит к его распаду. Киевское госу­дарство прекратило свое существование. Но по-другому сложи­лась судьба его правовой системы, его законодательства. Оно продолжало действовать и в тех государствах и «государствиш-ках», на которые распалась Древняя Русь. В них создаются свои законы — уставы тех или иных князей. Однако они не могут — да и не собираются — заменить собой всю сложную систему законодательства Киевской Руси. Во всяком случае, основа древнерусского права — Русская Правда продолжает действовать во всех землях феодально-раздробленной Руси. Даже в Новгороде и Пскове, создавших свои крупные законо­дательные акты, Русская Правда оставалась действующим ис­точником права. Это обстоятельство, отмеченное в свое время еще С. В. Юшковым, в недавнее время подтвердил примени­тельно к Пскову Ю. Г. Алексеев . Историческое значение Русской Правды вышло и за пределы периода феодальной раз­дробленности; она действовала и в Московском и даже в Ли­товском государстве50. Конечно, древнерусское право не оста­валось неизменным. Об этом свидетельствуют новые редакции Русской Правды, которые появляются после распада Киевской Руси.

Феодальная раздробленность не означала, что развитие Руси остановилось или, тем более, пошло вспять. Это был необходи­мый период в истории русского феодализма, в ходе которого продолжалось развитие феодальных производственных отноше­ний, политическое развитие. Неизбежно развивается и право. Однако в силу отсутствия единого общерусского государства не может теперь создаваться и общерусское право, новые обще­русские законы. Конечно, действует, как уже сказано, по-преж­нему Русская Правда, даже создаются ее новые редакции (III —V), но это, по существу, не новое законодательство, а лишь частная кодификация, творчество переписчиков, по свое-

Введение

См.:

Алексеев Ю. Г. Указ. соч., с. 42. 46.

См.: Юшков С. В. Указ. соч., с. 189.

26 МУ разумению подправляющих (или портящих) текст закона,

Законодательство принятого в период расцвета Древнерусского государства.

Древней Придет время, и на месте раздробленной Руси встанет Рус-

Руси ское централизованное государство, создающее вновь общерус-

ские законы. Но это уже другой, новый период истории госу­дарства и права СССР. \

1 том «Российского законодательства X — XX веков» под­готовлен коллективом авторов. Предисловие к изданию и Введение к тому написаны доктором юридических наук О. И. Чистяковым; введение к Русской Правде — доктором ис­торических наук Я. Н. Щаповым; текст Краткой редакции Рус­ской Правды и комментарий к ней подготовлены кандидатом юридических наук Т. Е. Новицкой; Пространной редак­ции — Я. Н. Щаповым; библиография по Русской Правде сос­тавлена Т. Е. Новицкой.

Общее введение к разделу «Княжеские уставы и уставные грамоты» написано Я. Н. Щаповым. Им же написано введение к Уставу князя Владимира о церковных судах. Текст Сино­дальной редакции этого устава и комментарий к ней подготов­лены кандидатом юридических наук Н. А. Семидеркиным; Оленинской редакции — Я. Н. Щаповым. Введение к Уставу князя Ярослава Владимировича, текст Краткой редакции и комментарий к ней подготовлены Н. А. Семидеркиным; текст Пространной редакции и комментарий к ней — Я. Н. Щапо­вым; библиография — Н. А. Семидеркиным.

Уставная грамота князя Мстислава Даниловича и смолен­ские уставные грамоты подготовлены Я. Н. Щаповым. Устав князя Святослава Ольговича о церковной десятине и устав князя Ярослава о мостех подготовил член-корреспондент АН СССР, доктор исторических наук В. Л. Янин. Устав великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торго­вых подготовлен Я. Н. Щаповым, а Рукописание князя Всево­лода — В. Л. Яниным.

Новгородская Судная грамота подготовлена кандидатом юридических наук В. М. Клеандровоп. Введение к Псковской Судной грамоте написано доктором исторических наук Ю. Г. Алексеевым, текст ее подготовлен Т. Е. Новицкой, -комментарии — Т . Е. Новицкой (ст. ст. 1 —40),

В. М. Клеандровой (ст. ст. 41—80), Н. А. Семидеркиным (ст. ст. 81 —120), библиография — Т. Е. Новицкой.

Все указатели к тому составлены Т. Е. Новицкой.

Во Введении к тому использованы переводы новейшей анг­лоязычной литературы, сделанные Е. В. Державиной.

Иллюстрации к тому подобраны Я. Н. Щаповым и кандида­том исторических наук В. Д. Черным.

Научно-вспомогательная работа по тому проведена Е. В. Державиной и Г. А. Кутьиной.

Законодательство

Древней

Руси

ВВЕДЕНИЕ

I усекая Правда — важнейший памятник древнерусского

| права. Она включает в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального.

Русская Правда является официальным актом. В самом ее тексте содержатся указания на князей, принимавших или из­менявших закон (Ярослав, его сыновья, Владимир Мономах). Основным источником Русской Правды являлось обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, прини­мавшиеся князьями, т. е. означала определенную систематиза­цию права. С течением времени Русская Правда изменялась и дополнялась.

Русская Правда — памятник феодального права. Она все­сторонне защищает интересы господствующего класса, — фео­далов, гарантирует эксплуататорам возможность классового угнетения трудящихся, откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников — холопов, челяди.

Русская Правда — светский судебник. Она создана свет­ской, государственной властью и охватывает дела, подведомст­венные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Разграничение это, однако, не вполне четкое. В некоторых сферах, например в наследственном праве, Русская Правда соотносится с областью церковной компетенции.

Важность Русской Правды как одного из основных источ­ников для изучения Древней Руси, сложность и разнообразие ее текстов, сохранение их в списках, значительно более позд­них, чем время, к которому она принадлежит по своему за­главию («Суд Ярославль Володимерич»), породили обшир­ную литературу как в нашей стране, так и за рубежом. За два с половиной века появилось более 200 работ, содержа­щих ее исследования и публикации.

II

Краткая редакция Русской Правды была открыта В. Н. Татищевым в 1738 году и издана впервые А. Шлеце-ром. Пространную редакцию ввел в науку В. В. Крестинин, опубликовав ее в 1788 году. Сокращенная редакция впервые была осмыслена как особая обработка Правды и издана Н.В.Калачовым (1846).

Вслед за указанными первыми публикациями отдельных текстов памятника появилось сводное их издание И. Н. Бол­тина (1792), первые исследования В. Н. Татищева, считавше­го, что нормы Краткой Правды значительно древнее Яросла­ва; работы Ф. Штрубе де Пирмонта (1756), который, пользу­ясь текстом, подготовленным В. Н. Татищевым, нашел общее в нормах Правды с датскими законами, и Н. М. Карамзина, открывшего ряд новых ее текстов и тем самым значительно обогатившего возможности исследования памятника. Н. М. Карамзин считал краткий текст Правды в новгородских летописях результатом порчи древнего памятника, а в Прост­ранной Правде видел «от начала до конца» законодательство князя Ярослава, введенное согласно «с древними законами скандинавскими»1.

Серьезное исследование памятника связано с именем дерпт-ского ученого И. Ф. Эверса (1826). Он рассматривал нормы Русской Правды как местное, русское право, выросшее на ос­нове «древнего обычая», хотя и видел в основе сходства рус­ского и скандинавского права общий источник — право гер­манское. В истории памятника И.Ф. Эверс выделяет три этапа: первые 18 статей Краткой Правды — законодательство Ярослава; расширение ее сыновьями Ярослава (Правда Ярос-лавичей) — второй этап и Пространная Правда — третий этап, который он связывает с Владимиром Мономахом. Обра­щая основное внимание на Краткую Правду, И. Ф. Эверс ви­дел в Правде Ярослава «самый древний законодательный па­мятник, каким только могут хвалиться новейшие народы», ее постановления «восходят к глубочайшей древности, о про­исхождении коих в других государствах едва можно делать одни слабые гадания» .

Концепция местного, славянского происхождения древних норм Правды была развита польским исследователем И. Раковецким (1820—1822). Этот ученый-публицист обра­тил внимание также на сходство норм Правды с Литовскими статутами, что привело его к выводу о включении норм Правды, господствовавших, по его мнению, в Литве, в состав этого памятника XVI в.

С Русской Правдой оказалось связанным также имя одного из первых русских историков буржуазного направле­ния— М. Т. Каченовского (1829, 1835). Однако для кон­кретного изучения памятника его работа практически ничего не могла дать: критик средневекового строя в Западной Европе и в России выбрал популярный уже тогда среди исто­риков памятник древнерусского права в качестве объекта сво­ей полемики. Не отрицая подлинности и ценности Правды, он стремился обосновать несоответствие ее норм и реалий ус­ловиям жизни северной Руси XI века.

Другому дерптскому профессору — юристу Э. С. Тобину принадлежали важные исследования истории текста Правды (1840, 1844). По мнению этого ученого, Правда, представ­ляющая славянское право, в первоначальном виде возникла

29Русская Правда.

Карамзин Н. М. История государ­ства Российского. Т. I. Спб., 1842,

стб. 144

(первое издание

— 1816 года).

Эверс И. Ф.

Древнейшее русское право в историческом его раскрытии.

Спб., 1835,

с. 337, 338.

Законодательство

Древней

Руси

Tobin E.

Sammlung kritisch

bearbeiteu-r

Quellen der

Geschichte

des Russischen

Rechtes. B. I. Die Prawda

Russkaja

und die altesten

Tractate Russ-

lands. Doprat,

1844, S 20

(см.: ВадкС. Н.

Русская ГТравда

в изданиях

и изучениях

20-40 годов

XIX в.—

Археографический

ежегодник

за 1959 год. М,

1960, с. 242).

Калачов Н. В.

Предварительные

юридические

сведения для

полного

объяснения

Русской Правды.

Вып. I, 2-е изд.,

Спб., 1880, с. 25,

44-55, 72-74.

до появления на Руси княжеской власти и не имела специфи­ческого новгородского характера. Э. С. Тобин считал Древней­шую Правду и Правду Ярославичей, как и Пространную Правду, особыми юридическими памятниками, отражающими последующие этапы развития русского права. Он выделил в составе древнейшей Правды тематические разделы, которые представляют собой «естественную и простую» систему пра­ва3. Правда Ярославичей была выработана на княжеском съезде с участием «мужей», причем таких съездов было два. Начальные статьи Правды Ярославичей, по Э. С. Тобину, примыкают к Древнейшей Правде, являясь развитием ее норм. Пространную Правду исследователь рассматривал как результат слияния Древнейшей Правды и добавлений к ней с новыми установлениями, в частности сводом законов, при­нятыми Владимиром Мономахом в связи с восстанием в Киеве. Одна часть Устава Мономаха является развитием и изменением статей Краткой Правды, другая — представляет новое законодательство. В своем издании Э. С. Тобин выде­лил эти разделы в качестве больших статей: устав о холопст­ве составляет у него одну статью, содержащую 16 парагра­фов. В состав Пространной Правды вошли, по Э. С. Тобину, и более поздние статьи, относящиеся к XIII веку.

Исследование Н. В. Калачова (1846) подвело к середине XIX в. итог изучению памятника и знаменовало собой новый период его изучения — период буржуазной историографии. Н. В. Калачов объединил списки Правды в четыре «фами­лии», соответствующие 1) Краткой и 2) Пространной редак­циям, 3) Карамзинскому виду Пространной Правды, вклю­чающему статьи с исчислением процентов по займам, и 1) Пространной Правде в соединении с Законом Судным лю-дем Важным достижением ученого было установление твер­дой связи редакции или вида Правды с составом рукописи, которая их включала. С именем Н. В. Калачова связано сос­тавление программы дальнейшего изучения памятника, кото­рая включала издание его по всем спискам, филологическое и юридическое исследования, реконструкцию первоначального текста XI в. и тех дополнений и поновлений, которые связаны с позднейшим временем. Относительно происхождения Прав­ды Н. В. Калачов писал, что это частный сборник законов, обычаев и судебных решений, размещенных без особой сис­темы4.

Н. В. Калачов издал тексты Правды, использовав большое число ставших ему известными рукописей. Важно предложен­ное им разделение текста на статьи. Вместе с тем сами тексты Правды даны в его издании не в соответствии с их следова­нием в списках, а в искусственном порядке, согласно научной систематизации права, отражающей состояние историко-право-вой науки того времени.

В дальнейшем новые списки Правды были включены в из­дания П. Н. Мрочека-Дроздовского (1885) и В. И. Сергеевича (1904). П. Н. Мрочеку-Дроздовскому принадлежат также

«Материалы для словаря правовых и бытовых древностей по Русской Правде» (том «А — М», 1917). В.И.Сергеевич сле­довал в своей классификации текстов за Э. С. Тобиным, вы­делив, однако, впервые в качестве особой «фамилии» Сокра­щенную Правду, время создания которой он отнес примерно к XIII в. В. И. Сергеевич предложил свое деление памятника на статьи, меньшие по объему и включающие каждая только один казус, начинающийся словами аже, аще, но и т. д. В I (Правде Ярослава) и во II редакции (Правде Ярославичей) у него оказалось по 25 статей, в III редакции (Пространная Правда) — 155 статей. Это деление не получило, однако, ши­рокого применения.

Если все предшествовавшие исследователи рассматривали Правду как светский, государственный или частный кодекс, то В.О.Ключевский (1904) видел в ней церковный судеб­ник, предназначенный для суда над церковными людьми по делам, не входившим в компетенцию церкви. Он основывался главным образом на таких наблюдениях, как отсутствие среди судебных доказательств поля — судебного поединка, осуждае­мого церковью, и сохранение текста Правды в сборниках цер­ковного права — Кормчих и Мериле праведном. В.О.Клю­чевский также необоснованно связывал нормы Правды в основном с городом, считая, что село в ней остается в тени, и видел в ней «кодекс капитала», в котором все взаимоотно­шения людей рассматриваются через призму денежных, иму­щественных отношений. Эти положения В. О. Ключевского не получили поддержки последующих исследователей.

Наиболее крупное по объему исследование Правды принад­лежит боннскому профессору Л. Гётцу (4 тома, 1910—1913). Он рассматривал Древнейшую Правду как запись восточно­славянского обычного права «доваряжского» времени. II редак­ция Правды, начинающаяся указанием на законодательство сыновей Ярослава, по Л. Гётцу, возникла при Ярославе также в Киеве, но ее заглавие относится к более позднему перио­ду. II редакция включает законы князей Владимира и Ярослава. Некоторые нормы I, Древнейшей, редакции — та­кие, как процедуры установления виновных в похищении имущества (свод) и в драке, вира, штраф за убийство в по­льзу государственной власти, Л. Гётц считал заимствованны­ми из германских законов, в частности из Салической прав­ды. Однако очевидные различия, существующие между нор­мами древнерусского и германского варварского права, заста­вили его в последнем, IV, томе исследования говорить лишь о сходстве этих норм .

Дореволюционные исследования Правды основывались на буржуазных идеалистических концепциях истории государства и права Древней Руси. Русская Правда рассматривалась глав­ным образом как источник по истории права, в отрыве от об­щественного строя страны, и лекции В. О. Ключевского, уде­лившего большое внимание памятнику, были счастливым исключением. Ученые привлекали Правду для подтверждения

Русская Правда.Введение

Goetz К. L.

Das Russische

Recht. Stuttgart,

1913, Bd. IV, S. 81

(см.:

Филиппов A. H. Русская Правда в исследованиях немецкого уче­ного. М., 1914, с. 53).

Законодательство

Древней

Руси

См.: Ленин В. И.

Поли. собр. соч.,

т. 3, с. 199;

Т. 15, с. 131.

своих общих исторических концепций формирования сослов­ного строя в России, истории отдельных институтов, влияния римского, византийского, скандинавского и другого права на русское право и пр.

Марксистско-ленинская методология истории открыла новые большие перспективы изучения Русской Правды как источника по изучению истории общественного и государст­венного строя Руси. В. И. Ленин в своих работах 1899 и 1907 годов обращался к Русской Правде для характеристики зави­симого положения крестьян крепостной России6. В советской науке, поставившей своей задачей изучение истории трудя­щихся и эксплуатируемых, внимание к такому памятнику, как Русская Правда, значительно возросло, активизировались ее исследования, в которых приняли участие не только универ­ситеты, но и Академии наук СССР и УССР. Русская Правда стала основным источником каждой работы, посвященной ис­тории общественного строя и права Древней Руси.

Впервые полное издание Правды по всем выявленным спискам было осуществлено С.В.Юшковым (1935). С. В. Юшков разделил их на пять редакций, в зависимости от содержания и объема, а также от включения в текст Прав­ды дополнительного материала. К I он отнес списки Краткой редакции, к V — Сокращенной, а во II — IV редакциях вы­делил отдельные группы Пространной Правды: списки в Кормчих и Мериле праведном без объединения их с другими памятниками—II редакция; списки типа Карамзинского, включающие расчеты приплода скота, — III редакция; спис­ки, соединяющие Правду с Законом Судным людем, — IV редакция. В наиболее многочисленной списками 11 редакции он выделил три извода (группы текста). В исследовании Правды 1950 года С.В.Юшков вынес извод II редакции, включающий Пушкинский и Троицкий IV списки, в особую редакцию, которых, таким образом, стало шесть.

Результатом труда коллектива историков и археографов яв­ляется академическое издание Правды, осуществленное под редакцией Б.Д.Грекова (1940—1963). Этот коллектив впер­вые смог выполнить определенную часть большой программы изучения памятника, которая была намечена Н. В. Калачо­вым. Издание Правды было осуществлено в первом томе по всем (88) известным спискам на основе классификации, выра­ботанной В. П. Любимовым. Эта текстологическая классифи­кация отличается от предшествовавших по своему принципу. При объединении списков в группы и расположении одних групп относительно других она учитывает не отражение в тексте этапов развития общественного и государственного строя и права, а взаимоотношения текстов и их развитие и взаимные влияния. Это выразилось в отсутствии в данной классификации термина «редакция» вообще, в объединении в числе «Пространных списков» Толстовского (сокращенного) вида, за названием которого скрывается Сокращенная Прав­да, в выделении среди «Пространных списков» трех групп

(Синодально-Троицкой, Пушкинской и Карамзинской) и чле­нении их на большое число видов, каждый из которых издан отдельно. Однако, отвлекаясь от установления каких-либо связей отдельных обработок Правды с развитием права и го­сударственного строя, эта классификация и соответствующее ей издание представляют ценный объективный материал для таких исследований. После выхода первого тома было введено в науку еще 8 списков Пространной Правды, некоторые «не-разысканные» списки были опознаны среди известных. Исто­риографические комментарии к текстам Правды — высказыва­ния исследователей XVIII—XX вв., специально занимав­шихся памятником, систематизированные по отдельным его статьям и терминам, составляют второй том издания. Он включает также переводы статей, сделанные в свое время, на современный русский и иностранные языки. Наконец, третий том издания включил факсимильное воспроизведение 15 ос­новных списков памятника.

В своих исследованиях истории Древнерусского государства Б. Д. Греков первостепенное внимание уделял Русской Правде как источнику для характеристики общественного строя, ха­рактера верви, организации вотчинного хозяйства (1939, 1944). Его можно считать основателем того историографиче­ского направления в изучении Правды в советской науке, ко­торое относит ранние ее нормы ко времени задолго до ут­верждения феодального способа производства. Б. Д. Греков считал, что Древнейшая Правда была записана и дана в начале XI века Новгороду, но части ее относятся к значи­тельно более раннему времени, во всяком случае к VIII —IX вв. Правда Ярославичей, составленная в Киеве вскоре после 1054 года, отражает дальнейший шаг в развитии общественного строя, однако и в ней представлены отношения не только момента записи, середины XI в., но и более ранне­го времени. Она содержит сформулированные в виде закона положения, которые не являются новыми для X — XI вв. Правду Ярославичей он характеризует как специальный за­кон, призванный оберегать интересы княжеского имения от враждебно настроенных соседних крестьянских миров7. Про­странная Правда, по Б. Д. Грекову, — памятник начала XII в. Исследователь изучал Правду в сравнительно-истори­ческом плане среди других ранних памятников права славян­ских стран.

Специальное монографическое исследование, посвященное изучению происхождения Правды, ее отдельных редакций и изводов, было написано М. Н. Тихомировым, одним из участ­ников академического издания 1940 г. М. Н. Тихомиров обо­сновал условия, время и место возникновения отдельных об­работок Правды, представленных в этом издании. Он постро­ил свое исследование на изучении как терминологии соответ­ствующих текстов, так и состава рукописей, включающих эти тексты. Тихомиров считал Краткую, Пространную и Сок­ращенную Правды не редакциями одного памятника, а тремя

Русская Правда. Введение

См.: Греков Б. Д.

КиевскаяРусь,

С. 82, 90.

Руси

34 отдельными памятниками, связанными содержанием и проис-

Законодательство хождением. Это своеобразная реакция исследователя на отказ Древней от редакций в классификации В. П. Любимова. М. Н. Тихо-

миров тесно связывает этапы создания Правды с классовыми движениями на Руси. Возникновение и Краткой, и Простран­ной, и Сокращенной Правды исследователь относит к Новго­роду. Краткая была составлена в начале XII века в среде новгородского духовенства на основе новгородской же Древ­нейшей Правды 1036 г. и киевской Правды Ярославичей, яв­лявшейся ответом феодалов на крестьянские восстания 1068—1071 гг. Пространная Правда является неутвержденным проектом кодекса, возникшим в Новгороде вскоре после вос­стания 1209 года и основанным на Краткой Правде, Уставе Владимира Мономаха и других источниках. Последний устав, в свою очередь, появился в Киеве в результате восстания 1113 года. В составлении этого кодекса принимали участие церковные круги во главе с архиепископом. Сокращенная Правда, по М. Н. Тихомирову, — судебник, составленный в конце XIV — начале XV века для Пермской земли в резуль­тате компиляции нескольких не дошедших до нас текстов Правды. М. Н. Тихомирову принадлежит также учебное изда­ние Правды (1953), снабженное комментариями, терминоло­гическим словарем и вводными статьями, учитывающими ли­тературу 1940 — начала 1950[-х гг.

Особое место в литературе о Русской Правде занимают также работы С. В. Юшкова. С. В. Юшков считает возникно­вение Правды Ярослава (более обширной, чем Древнейшая Правда в составе Краткой редакции) результатом деятельнос­ти Ярослава, связанной с необходимостью отбора и утвержде­ния норм, защищавших интересы феодалов. Он датирует ее 30 годами XI в. Правда Ярославичей вводит для охраны жизни администрации княжеского домена новые нормы пра­ва — привилегии, которые и были объединены вместе с из­бранным законодательством Ярослава и отдельными установ­лениями-новеллами великих князей в Краткую Правду в конце XI в. в Киеве.

В составе Пространной Правды С. В. Юшков видит два разновременных памятника, объединенных писцами, — Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха. Пер­вый из них был приписан имени Ярослава, но сложился в конце XI —начале XII в. в результате развития норм Крат­кой Правды и пополнения ее новыми нормами так, что они относились не только к княжескому хозяйству, но и к классу феодалов вообще и отражали развитие гражданского, уголов­ного и процессуального права. Устав Владимира Мономаха, к которому С. В. Юшков относит всю вторую часть Простран­ной Правды, он связывает со стремлением этого князя смяг­чить классовые противоречия в условиях киевского восстания 1113 года. Сокращенную Правду С.В.Юшков относил к XV в., до издания Судебника 1497 г.



2015-11-27 616 Обсуждений (0)
Русская Правда. Краткая редакция 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская Правда. Краткая редакция 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)