Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализов учебников по экономике, менеджменту, маркетингу



2015-11-27 1035 Обсуждений (0)
Анализов учебников по экономике, менеджменту, маркетингу 0.00 из 5.00 0 оценок




№ п/п Показатели качества Учебники / учебные пособия (с указанием автора, названия, места и года издания)
       
1. Научность        
2.          
3.          
4.          
         

 

Задание 21. Опираясь на материал, представленный выше, выделите критерии отбора содержания профессионального обуче-ния. Составьте алгоритм отбора содержания профессионального обучения. Приготовьтесь презентовать критерии и алгоритм в группе.

 

Задание 22. Опираясь на материал, представленный в инфор-мационном блоке далее, а также используя учебную литературу н выполненные задания 20—21, структурируйте часть учебного материала по экономике, менеджменту, маркетингу (дисциплина и тема на выбор, материал должен иметь логическое единство и цельность) с использованием принципа ранжирования.

☺ Важнейшим условием организации познавательной де-ятельности обучающегося является умение структурировать учебную информацию.

Под структурированием учебной информации понимается мыслительная деятельность по установлению ближайших свя-зей между отдельными понятиями, утверждениями.

В дидактическом и методическом плане структурирова- ние – это такая процедура, с помощью которой составные эле-менты содержания учебного материала (понятия, законы, идеи, способы, принципы передачи знаний обучающимся и соответ-ствующие действия обучающихся по их усвоению) выстраива-ют в определенных связях и отношениях.

Основной принцип структурирования учебной информа-ции – принцип ранжирования. Ранжирование учебной инфор-мации позволяет выявить логические связи в учебном мате-риале. В каждой теме есть основное понятие, вокруг которого и строится весь учебный материал, основное понятие имеет раз-новидности (классификацию), которые, в свою очередь, объ-единяются определенной связью и т.д. Учебная информация в большинстве случаев дается обучающимся не только для «об-щего развития», но и для того, чтобы ее можно было применять на практике (правила и алгоритмы).

Для того чтобы вывести на высший уровень усвоения теоретического материала, необходимо перейти к анализу процедурно-операционной стороны познавательной деятель-ности, в процессе которой изучается и воссоздается упорядо-ченная система научных знаний. В этой системе неупорядочен-ному учебному материалу присваивается ранг, и этот материал воссоздается с помощью соответствующих операций.

Ранги учебного материала: I – описательный, II — объясни-тельный, III — предписывающий.

Операции I ранга. При воссоздании материала используется процедура описания, состоящая из следующих этапов:

1) наблюдение заданных объектов, процессов или явлений и распознавание необходимых и достаточных существенных при-знаков сходства и отличия;

2) формулирование предложения, отражающего признак сходства;

3) формулирование предложения, отражающего признак от-личия;

4) формулирование определения основного понятия изуча-емой темы.

Операции II ранга. При воссоздании материала использует-ся процедура объяснения, состоящая из следующих этапов:

1) наблюдение ранее описанных объектов и явлений, их преобразование и распознавание устойчивых повторяющихся связей или отношений;

2) формулирование предложения, отражающего распознан-ную закономерность выделенных связей;

3) кодирование предложений или перевод на язык формул, где это возможно;

4) доказательство верности сформулированного предложе-ния.

Операции III ранга. Материал воссоздается с помощью вы-ведения правил и предписаний, имеющих такой вид:

1) наблюдение описанного объяснения явлений и объектов, их пробное преобразование и распознавание последовательно-сти действий преобразования;

2) формулирование предложений, отражающих последова-тельность действий преобразования;

3) формулирование правила;

4) доказательство верности выделенного правила или дей-ствий практически.

(Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. –

М.: Академия, 2008.)

 

Задание 23. Опираясь на представленный далее в информаци-онном блоке материал, а также на выполненные задания 20 – 22, постройте структурно-логическую схему локального отрезка учеб- ной информации по экономике, менеджменту, маркетингу (дисци-плина на выбор).

Порядок выполнения задания:

1. Выберите содержание темы дисциплины отраслевого блока.

2. Из выбранного текста выделите основные понятия.

3. Постройте структурно-логическую схему (рис. 1) на основе вы-деленных понятий, используя представленное ниже описание эта- пов построения структурно-логической схемы.

 

Рис. 1. Структурно-логическая схема локального отрезка учебной информации

 

Этапы построения структурно-логической схемы:

1) выбирается основное (родовое) понятие, которое содер-жит в себе известное или неизвестное, подлежащее усвоению в теме;

2) выделяются сущностные признаки изучаемого понятия (что говорится?) – происходит мысленное членение основного (родового) понятия на элементы – ключевые (видовые) поня-тия. Для расположения видовых понятий на одном основании необходимо определить или описать признак, который присущ только этим элементам данного ряда;

3) выявляются сопоставимые признаки изучаемых поня- тий – происходит объединение (интеграция) видовых понятий в определенный тип целостности, т.е. видовые понятия отобра-жаются на каждом основании, а основания выстраиваются по-следовательно по принципу индукции, чтобы каждое последу-ющее основание помогало раскрыть содержание предыдущего (иерархия).

 

Понятие – это элементарная форма мысли, отражаю- щая предметы и явления окружающего мира в их существен- ных признаках.

Существенные признаки – это признаки, каждый из кото-рых взятый отдельно необходим, а взятые в совокупности до- статочны для отличия данного понятия от остальных.

Содержание понятия - совокупность существенных при-знаков предмета, отраженных в понятии. Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат при-знаки, отраженные в содержании понятия. Существенные признаки подразделяются на родовые (объединяют) и видовые (отличают).

К основным операциям работы с понятиями относятся:

1. Определение понятия – это логическая операция, рас-крывающая содержание понятия. Определить – значит устано-вить связи между родовыми и видовыми признаками, подвести данное видовое понятие под другое – родовое, более широкое, и указать видовые отличия.

2. Деление понятия – это логическая операция, раскрываю-щая объем понятия, т.е. позволяющая с помощью избранного основания деления распределить объем делимого понятия.

3. Обобщение – это логическая операция, посредством ко-торой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема; логическая операция перехода от видового понятия к родовому. При обобщении происходит переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Предел обобщения – категория.

4. Ограничение – это логическая операция, посредством которой в результате добавления видового признака получает- ся понятие более узкого объема; логическая операция перехода от родового понятия к видовому. При ограничении происходит переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Предел ограничения – единичное понятие (термин).

При подготовке учебного материала к уроку возникает не-обходимость построения модели, отражающей в наглядной форме структуру учебного материала, последовательность, под-чиненность и соподчиненность понятий, логические связи.

Под структурно-логическим анализом понимаются выделе- ние элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними.

Учебный элемент – понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и т.д. При этом способы выражения информации (формула закона или график зависимости) не считаются учебными элементами.

Структурно-логическая схема – это логическая схема, со-держащая понятия, расположенные в определенной логической последовательности, в соответствии с которой раскрывается структура объекта знания или деятельности по отношению к поставленной учебной цели.

Классификация учебных элементов проводится по несколь-ким основаниям. Например, выделяются опорные и новые по-нятия. К опорным относятся понятия, на основе которых фор-мируются новые знания, приемы умственной и практической деятельности обучающихся. К новым относятся понятия, впер- вые формируемые на уроке. Следующее основание для класси-фикации – это уровни сформированности понятий. Возможна четырехуровневая система (по В.П. Беспалько): знакомство – воспроизведение – умение – трансформация (сокращенно: З – В – У – Т).

Для изучения дисциплин общепрофессионального и про-фессионального блока можно рекомендовать следующие опре- деления.

Знакомство – уровень усвоения вспомогательных понятий, которые обучающийся должен узнавать, уметь классифициро-вать, а также знать их определения и назначение.

Воспроизведение – уровень понятий, которые используются для объяснения сущностных характеристик объектов и прин-ципов их действия. Понятия указанного уровня используются для определения методики решения типовых задач, алгоритм решения которых выводится из применения известных фор-мул.

Умение – уровень понятий, используемых для анализа явлений и процессов, происходящих с объектами и между ними. Понятия, формируемые на данном уровне, использу-ются в изучении учебных дисциплин, связанных межпред-метными связями. Таким образом, этот уровень формиро- вания позволяет осуществлять перенос понятий из одной системы в другую.

Трансформация – уровень понятий, изучаемых и применяе-мых для решения задач творческого характера.

(Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. –

М.: Академия, 2008.)

Задание 24. Опираясь на материл, изложенный в информацион-ном блоке далее, а также используя учебник или учебное пособие по экономике, менеджменту, маркетингу (дисциплина и учебная лите-ратура на выбор), составьте спецификацию учебных элементов и постройте граф логики учебной информации по одной из тем (на выбор).

Порядок выполнения задания:

1. Проанализируйте содержание выбранной темы. Выделите из темы основные понятия (учебные элементы).

2. Заполните спецификацию (табл. 13), определив тип понятий (опорные и новые понятия) и указав уровни их усвоения.

3. Постройте граф логики учебного материала, основываясь па сле-дующей методике:

а) определите главное понятие содержания темы;

б) проанализировав выделенные опорные и новые понятия (табл. 13), выберите имеющие более высокий уровень обобщения (понятия- основания) и определите количество порядков в графе;

в) обозначьте основания по тому признаку, которое объединяет эти понятия, и постройте граф логики по правилу дедукции;

г) подготовьте бланк для графа: в верхней части листа наметьте вершину первого понятия и через равные интервалы проведите го-ризонтали по числу порядков, пронумеруйте их;

д) постройте граф, размещая вершины (понятия) на соответ-ствующих порядках и оформляя связи (рис. 2).

Таблица 13



2015-11-27 1035 Обсуждений (0)
Анализов учебников по экономике, менеджменту, маркетингу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализов учебников по экономике, менеджменту, маркетингу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)