Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения в учреждениях среднего профессионального образования



2015-11-27 1739 Обсуждений (0)
Нормативное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения в учреждениях среднего профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные дидактические единицы. Нормативные докумен- ты, регулирующие и обеспечивающие образовательный процесс в профессиональной школе: ФГОС, основная профессиональ- ная и образовательная программа, учебный план, график учеб- ного процесса. ФГОС как основной нормативный документ. Функции, документы, основные компоненты ФГОС. Отличие ФГОС от ГОСТ. Учебный план как нормативный документ. Структура рабочего учебного плана. Возможности и oгра- ничения составителей рабочего учебного плана. Требования ФГОС к результатам начального и среднего профессиональ- ного образования: основные положения, принципы, назначе- ние, направления мониторинга. Понятие, структура и функции календарно-тематического плана. УМК. Учебная программа Типовые и рабочие учебные программы. Авторские программы Степень самостоятельности составителя учебной программы Дидактические нормативы разработки и оформления рабочих учебных программ.

!!! 1. Государственный образовательный стандарт установ- лен Законом РФ «Об образовании», определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требова- ния к уровню подготовки выпускников [21].

2. Структура содержания НПО и C1IO регламентируется моделью учебного плана для учреждений начального професси- онального образования как документом государственного стан- дарта, устанавливающим основные инвариантные структурные компоненты его содержания. Модель учебного плана – это до- кумент, представляющий собой модель содержания и организа- ции обучения по соответствующей образовательной программе (без учета специфики конкретных профессий) [21].

Модель учебного плана содержит требования к макси- мальной учебной нагрузке обучающихся для различных форм подготовки и показывает разделение компетенций органов управления на федеральном и региональном уровнях и об- разовательных учреждений при разработке содержания об- разования по конкретной профессии [21]. В содержание про- фессионального образования входят общеобразовательная и профессиональная подготовка. Каждое направление подготов- ки содержит общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Общеобразовательная подготовка включает гуманитарный и естественнонаучный циклы, а профессиональ- ная подготовка – общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Разделение профессионального цикла на базовый и специ- альный курсы отражает ориентацию начального профессио- нального образования на подготовку по профессиям широко- го профиля [21]. Профессиональный цикл обучения включает содержание, направленное на освоение собственно профессио- нальной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он, помимо предметов, предусматривает практическое обучение (производственное, практику и другие виды).

В модели указывается примерное количество часов, которое отводится на циклы предметов, консультации, экзамены; ре- зерв времени, который может быть использован в соответствии со спецификой региона. Модель учебного плана рассчитана на 36-часовую недельную нагрузку, т.е. на шестидневную рабочую неделю.

Модель учебного плана включает две составляющие: обяза-тельное обучение, в том числе предметы по выбору, и факуль- тативное – необязательное, согласованное с пожеланиями от- дельных групп учащихся.

Проектирование содержания СПО выполняется на двух уровнях: на федеральном – на основе федеральных компонен- тов образовательных стандартов; на региональном – на основе национально-региональных компонентов (особенности обуче- ния в данном образовательном учреждении) [21].

3. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подго- товку, специалистов соответствующей квалификации. Различа- ют программы начального, среднего, высшего и послевузовско- го профессионального образования [21].

Обязательный минимум содержания каждой основной про- фессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Реализуются основные образовательные программы в обра- зовательных учреждениях. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение является юридиче- ским лицом и осуществляет образовательный процесс, т.е. про- водит в жизнь одну или несколько образовательных программ и обеспечивает содержание и воспитание обучающихся.

4. На основе Государственного образовательного стандарта разрабатываются учебные планы.

Учебный план – официальный документ, отражающий объ- ем и содержание обучения [21].

Учебный план (типовой) – документ рекомендательного ха- рактера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности регио- нальных органов образования, образовательных учреждений в разработке компонентов содержания обучения [21].

Учебный план (рабочий) – документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требований государственного, регионального и местного компонентов образования [21].

Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последо- вательность изучения устанавливаются на основе ряда прин- ципов, отражающих основные положения и закономерности формирования профессиональных знаний, умений и навыков. К ним относятся: научность, систематичность, последователь- ность, реализация межпредметных связей и т.д.

Анализ учебного плана – начальный этап работы с учебно- программной документацией, дающий исходную информацию для работы с другими учебно-программными документами. Анализируя план, можно определить место предмета в систе- ме изучаемых учащимися дисциплин. Данные о количес- тве часов, выделенных на предмет, и их распределение на полу- годие позволяют ориентировочно оценить объем и сложность материала. О степени и значимости предмета можно судить по виду итогового контроля знаний учащихся (экзамен или за- чет), перечню тех знаний и умений профессиональной харак- теристики, которые должны быть сформированы при изуче- нии предмета.

5. В состав учебного плана входят график учебного процесса и план учебного процесса.

График учебного процесса – документ, который показывает длительность учебных полугодий, экзаменационных сессий, ка- никул, виды практик и их деятельность, данные о распределе- нии часов на различные виды обучения [21]. |

В план учебного процесса входят циклы (блоки) учебных дисциплин, их состав, общий объем изучения и распределе- ние объема часов по полугодиям и учебным неделям. Учебные предметы, включенные в учебный план, характеризуют два вида подготовки квалифицированных рабочих: профессиональ- ную и общеобразовательную.

Структура учебных планов является основой для состав- ления учебных программ по отдельным предметам, в которых находят свое отражение конкретные цели, задачи, принципы общеобразовательного и профессионального обучения, содер- жание предмета [21].

6. На основе модели учебного плана и обязательных компо- нентов содержания среднего профессионального образования федеральные научно-методические органы разрабатывают при- мерную учебно-программную документацию. Рабочие учеб- ные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается террито- риальными органами управления образованием, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стан- дарта.

Учебная программа – документ, который раскрывает обя- зательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкрет-ному предмету типового учебного плана [21].

Учебная программа (рабочая) – учебная программа, раз- работанная на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стан- дарта профессионального образования [21].

В этом документе определяются объем знаний, умений и навыков, последовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изучение. Перечень формируемых знаний и умений конкретизирован в программе в виде по- нятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые, взятые вместе, составляют понятийное содержание предмета. Таким образом, в программе содержание обучения представлено в обобщенном, систематизированном виде. Это обуславливает важность и особую значимость изучения и анализа учебной программы.

В программе производственного обучения (в систематизиро- ванном виде) приводится перечень тех видов технологической деятельности, которыми должен овладеть обучающийся для того, чтобы его умения удовлетворяли требованиям профессио- нальной характеристики [21].

7. Структура учебной программы дисциплины. Учебная про- грамма дисциплины предназначена для реализации государ- ственных требований к уровню подготовки обучающихся учеб- ных заведений CПO по различным специальностям. Учебная программа дисциплины состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Паспорт программы учебной дисципли- ны» раскрываются цель и задачи изучения дисциплины, взаи- мосвязь с другими дисциплинами, требования к обучающимся по окончанию изучения дисциплины.

Во втором разделе «Структура и примерное содержание учебной дисциплины» рассматриваются объем дисциплины и виды учебной работы, излагается содержание дисциплины, приводится тематический план занятий. Время, отводимое на изучение материала по разделам, указано в тематическом пла-не.

В третьем разделе «Условия реализации примерной про-граммы учебной дисциплины» рассматриваются требования к минимальному материально-техническому обеспечению дис- циплины, информационное обеспечение обучения дисциплине.

В четвертом разделе «Контроль и оценка результатов освое- ния учебной дисциплины» представляются формы и методы контроля и оценки результатов обучения по дисциплине.

 

Задание 14. Опираясь на ранее представленную информацию, найдите и проанализируйте основные нормативные документы по обеспечению образовательного процесса. Ответьте на вопросы:

1) Каковы функции рассмотренных основных нормативных до- кументов (ФГОС, ОПОП, учебного плана, графика учебного про-цесса)?

2) Каковы структурные элементы входят в состав ФГОС, ОПОП, учебного плана, графика учебного процесса?

Составьте схему, отражающую связь между всеми нормативными документами по обеспечению образовательного процесса в учреж- дении СПО.

 

Задание 15. Рассмотрите ГОС и ФГОС СПО (специальность на выбор), где экономика/менеджмент /маркетинг входят в профес- сиональный цикл. Сравните ГОС и ФГОС, заполните табл. 6.

Таблица 6



2015-11-27 1739 Обсуждений (0)
Нормативное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения в учреждениях среднего профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения в учреждениях среднего профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)