Характеристика научной мысль Античного мира
В мировой истории переход от преднауки к науке начинается в Др. Греции
По мнению В.С. Степина, для перехода необходим особый способ мышления (видение мира), который допускал бы взгляд на существующую ситуацию бытия, как на одно из возможных проявлений законов мира. Новая цивилизация сформировалась в античной Греции на базе демократизации. Именно здесь происходит эволюция культуры и здесь социальная жизнь наполняется динамизмом.
Греческая наука с момента своего зарождения становится теоретической. Ее характеризует независимость от практики. Её основанием было мышление, цель - поиск истины, способ обоснования - логическая доказательность. Научная теория была открыта для критики. Любой свободный гражданин мог обрести статус ученого.
Преимущество одного мнения над другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылка на авторитет и социальный статус индивида не считалось серьезной аргументацией. Диалог велся между равноправными гражданами и единственным критерием была доказательность аргументов. Доказательность была закреплена в античной философии и из нее принесена на научное знание (Именно в греческой математике было изложение знаний в виде теорем и доказательства).
Античная наука несет собой первые научные программы:
1) Математическая программа
2) Атомизм
3) Программа Аристотеля
Подробней расскажу о математической программе, представленной Пифагором и позднее развитая Платоном.
Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру.
Можно выделить основные позиции этой научной программы. Эта программа заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Согласно этой программе:
1. Мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.
2. Упорядоченность Космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. В силу родства разумов (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию человека, который должен для этого развить соответствующие способности, сосредоточив свои силы.
3. Процесс познания обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира - количественные отношения действительности.
4. Познание сущности мира требует от человека сознательного развития его познавательных способностей - разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности (ибо познание конечных причин бытия - глубочайшая потребность не только ума, но и души). Итогом познания становится духовное освобождение человека.
В развитии античной философии можно выделить следующие этапы:
1) становление древнегреческой философии (VI—V вв. до н.э.) — в центре внимания стояли проблемы космоса, природы;
2) классическая греческая философия — учения Сократа, Демокрит, Платона и Аристотеля (У—1У в. до н.э.) — главное внимание уделяется проблемам чел-ка, его сущности и познавательным возможностям;
3) греко-римский, или эллинистический, этап (конец IV до н.э. — IV в. н.э.).
Коллеги. Вопрос про этапы научного знания распространяется на несколько вопросов. Считаю, что неплохо бы на него ответить. Нашла следующую информацию, но не уверена
(так как интернет источник). Посмотрите пожалуйста и вынесите вердикт подходит или нет
Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и древнем мире.
В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.
Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.
Этапы развития науки:
1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.
Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.
2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).
Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.
Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.
Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)
• научное знание ориентируется на теологизм
• ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
• возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).
3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.
Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)
Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.
• Культура постепенно освобождается от господства церкви.
• первые попытки убрать схоластику догматизм
• интенсивное развитие экономики
• лавиноообразный интерес к научному знанию.
Особенности периода:
• научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
• попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
• начинают преобладать экспериментальные знания
• наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
• начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт
4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.
Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).
Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)
• этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
3. Наука как деятельность. Основные подходы к исследованию науки. Структура и генезис научной деятельности. Диалектика в системе научной деятельности.
Наука как специфический тип знания
Целью науки является получение нового научного знания. Наука в узком смысле зародилась около 1600 года. Критерии знания зародились в 1600-1960 годы. Всё, что было ранее принято называть преднаукой.
Критерии научности
Главный плюс и минус науки, заключается в том, что человек исключает себя из процесса исследования. Такой подход называется «субъектно-объектная парадигма». Наука может познать всё, «что не является мной». Объектом может выступать весь мир и бытие. Субъект обладает сознанием, способностью к проектированию, целеполаганием.
Наука в широком смысле зародилась гораздо раньше, чем принято понимать. Начало познавательной деятельности связано с приращением нового знания о внешнем мире или человеке. На данный момент выделяют два типа наук: классическую и неклассическую.
Критерии научности по П.Ф. Алексееву:
1. Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какие они есть, без всяких посторонних прибавлений, т. е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.
2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Если, к примеру, обыденное знание опирается на «мнения», то в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение – справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе»; судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения критичность и рациональные принципы познания.
3. Эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).
4. Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.
5. Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и, в конечном счете, оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле интерсубъективности).
Иногда в критерии научного знания включают истинностное знание и ограничивают этим науку. Однако в науке немало гипотез, которые являются ни истинным знанием, ни заблуждением; но из гипотез может формироваться максимально достоверное знание – теория. Такие знания и являются конечной целью науки. Если же принять за науку только истинностное знание, то из нее будут устранены гипотезы, а вместе с ними – и самый важный источник роста научного знания; мы будем иметь крайне упрощенную и ошибочную структуру роста научного знания. Вот почему следует отвергнуть определение, согласно которому «наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности».
Наука – профессиональная познавательная (исследовательская) деятельность, призванная добывать (вырабатывать) и систематизировать знания, а заодно обеспечивать их использование на практике, в том числе для прогнозирования будущего.
Выделяют два основных типа научных исследований: фундаментальные(постижение основ мироздания и создание наиболее общих теорий) и прикладные(постижение частных, узкоотраслевых закономерностей для решения конкретных практических задач). В среднем развитые страны тратят 15-25% своих научных фондов на фундаментальные исследования и 75-85% на прикладные. Правда, результаты и тех, и других исследований используются на практике, только первые – шире (во многих или во всех отраслях), а вторые – чаще (для решения множества типичных практических задач).
Под наукой понимают не только исследовательскую деятельность, но еще и:
- социальный институт (множество взаимодействующих специальных учреждений: академий наук, научно-исследовательских центров, институтов, вузов, лабораторий и т.д.). Наука как социальный институт сильно разрослась, получила широкое признание и государственную поддержку только в новейшее время (в конце XIX в.), до этого все научные коллективы действовали в качестве неформальных организаций;
- систему знаний (фактов, взаимосвязей, проблем, гипотез, законов, теорий, научных картин мира, идеалов и норм науки), эту систему еще называют «наукой как формой общественного сознания».
Науки условно делятся на
1) точные, естественные и технические,
2) общественные и гуманитарные.
Допускаются и другие, более детальные деления. Например: математические, физические, химические, биологические, социальные. Сегодня бурно развиваются межотраслевые и многоотраслевые научные дисциплины.
Элементы диалектики: принципы, законы и категории.
Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Законы диалектики – это наиболее общие связи: среди них выделяют самые существенные, необходимые и устойчивые.
Основные законы диалектики:
1) закон единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы их борьба подталкивает развитие – пример любая конкуренция, вынуждающая поднапрячься) (Но при этом следует помнить, что синергетика объясняет развитие прежде всего сотрудничеством);
2) закон взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы изменения количества изменяют качество, а качественные изменения меняют количественные характеристики – подкрепляется примерами вроде превращения воды в лед или пар при уменьшении или увеличении температуры);
3) закон отрицания отрицания (якобы двойное отрицание дает развитие по спирали, повторение изначального на более высоком уровне – пример: зерно – колос (отрицание зерна) - много зерен (отрицание колоса или отрицание отрицания).
Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. Все эти законы описания соответствующих взаимодействий (взаимозависимостей) между указанными противоположностями.
Категория диалектики наиболее общее понятие, выражающие самые универсальные взаимосвязи, в том числе противоположения (оппозиции). Поэтому большинство категорий диалектики – парные, а некоторые даже троичные и четверичные.
Базовая пара диалектических категорий «бытие» и «небытие». Сам диалектический процесс или метод зачастую описывают триадой категорий: тезис – антитезис – синтез. Все понятия из диалектических законов тоже считаются основными категориями диалектики: противоречие, антагонизм, качество, количество, мера, отрицание, причина, следствие, часть, целое и т.д. Не менее достойны упоминания и такие категории как различие-тождество, необходимость, движение, развитие, единичное – особенное - всеобщее, отталкивание-притяжение, жизнь-смерть, страдание-удовольствие, образ-прообраз, абстрактное - конкретное, индивидуальное - общественное.
Коль уж Паша упомянул классическую и неклассическую науку, дополню
Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука последовательные этапы становления современной науки. Классическая наука (XVII – XIX в.в.), ориентируясь на идеал объективности знания, стремилась к исключению всего, что связано с влиянием субъекта познания. Любые проявления субъекта (ценности и интересы, научные приборы, многообразие исследовательских подходов и т.п.) рассматривались лишь как источник возможных ошибок и искажений. Неклассическая наука, получившая развитие в первой половине XX века, возникла под влиянием революции в естествознании на рубеже XIX – XX в.в. Развитие квантовой механики и теории относительности показало, что объект не отделен «каменной стеной» от субъекта. Оказалось, что процесс познания и его результаты определяются не только объектом, но зависят также от используемых субъектом приборов, исследовательских подходов, математических построений и т.п. Тем самым неклассическая наука выявила ограниченность «наивного объективизма» и показала зависимость научного познания от средств и способов деятельности познающего субъекта. Постнеклассическая наука начала формироваться в последней трети XX века под влиянием новых сдвигов в характере объектов и задач познания. Эти сдвиги связаны с переходом к междисциплинарным, комплексным исследованиям объектов, включающих человеческий фактор и требующих не только познания, но и преобразования. В этой новой ситуации необходимым условием объективности познания становится учет интересов как субъекта, так и объекта. Таким образом, классическая наука фокусирует внимание только на объекте, стремясь исключить все, что относится к субъекту. Неклассическая – связывает познание объекта с исследовательскими средствами субъекта. Постнеклассическая – увязывает знание об объекте не только с познавательными средствами субъекта, но и с ценностями и интересами как субъекта, так и объекта.
источник Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
В пространстве интернета указывается деление на 3 этапа развития науки: классич., неклассич., постнеклассич.