Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диалектика как способ представления философского и научного знания (на примере статьи Б. Гутнера «Знание как событие и процесс»)



2015-11-27 557 Обсуждений (0)
Диалектика как способ представления философского и научного знания (на примере статьи Б. Гутнера «Знание как событие и процесс») 0.00 из 5.00 0 оценок




Диалектика - логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, ч. общества и мышления.

В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза.

Диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.

Диалектика, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…»
Гегель, видел в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления.
Что такое знание?
Гегель говорит «Знание – всегда мышление, а мышление в самом себе есть процесс, движение, жизнь.»

По Гутнеру – Знание обозначает наличие некоторой устойчивой конструкции, совокупности отношений конструктивных элементов.

Гутнер пишет «любой объект знания, никогда не есть», а постоянно проходит мимо. Знанию он доступен лишь мелкими частями, которые предстают в последовательности отдельных восприятий..»

Знание это поток переживаний, который в какой-то момент может оказаться прерванным каким-то событием. Знание «должно иметь дело именно с остановкой. Представление целого возможно, только тогда, когда случилась остановка, произошло событие». Знание – событийно. Факт схватывания (момент остановки) – есть момент «теперь», «теперь» - это тогда когда произошло событие схватывания, то есть все ранее воспринимавшееся, переживавщееся предстает в гармоническом единстве, образовав единый объект. Целый объект – есть связь восприятий, установленная мыслью.

То есть знание обнаруживается в событии (узнавании или построении). Оно осуществляется в событиях. То есть знание по способу своего проявления событийно.
«Событие, наделяющее смыслом длившееся ранее восприятие (переживание), следует называть событием знания».

Гутнер разбивает понятие «материальная вещь». «Вещь называемая нами материальной…никогда не имеется под рукой. Под рукой…имеется именно материя». «Материя есть то, что длится». Материя – это понятие, которое требует наполнение соответствующими знаниями(объектами знания). Материальная вещь есть целое, которое не только мыслится, но и ощущается, «мыслится лишь как возможность дальнейшего бесконечного схватывания». То есть схватывание есть восприятие плюс мышление.

Гутнер замечает, что «мыслить формальное единство вещи» и «мыслить ее саму» - это два разных способа. «Формальное единство – конкретное, актуально схваченное единство взаимосвязей…оно имеется в мысли». «Формальное единство» – это рассудок, который устанавливает форму, как нечто готовое. «Мыслить саму вещь» - это разум, он обнаруживает идею, предполагает единство всех возможных форм. Разум ликвидирует пропасть м-у «самой вещью» (длящимся действием) и идеальным представление вещи (статичность моментального схватывания).
Сначала мы воспринимаем нечто длящееся, затем в какой-то момент мы схватываем структуру воспринимаемого («то есть мы словно поняли, что перед нами за вещь»). «Само восприятие не дает нам целой вещи». Только «схватывая форму, мы создаем эту вещь, внося единство и связь во все многообразие, проходящее мимо нас. «Целая вещь – это обозначение проблемы, к решению которой призваны восприятие и действие». Восприятие и действие различны по отношению к схватыванию формы. Так когда форма извлечена из потока восприятия, дление определяется как прошлое, когда форма есть проект действия, то дление определяется как будущее.
Материальная вещь не может быть единственным регулятивом, описывающим горизонт знания. Так событие предполагает внешнее пространство, бесконечный горизонт. Соответственно в каждом схватывании присутствует идея бесконечного мира. «Именно такое присутствие идеи мира в событии позволяет составить некое представление о непрерывном потоке». «Наше знание всегда выступает как недостаточное. Оно существует на фоне бесконечности мира и бесконечности материальной вещи». Перед знанием всегда открыта возможность восполнения этой недостаточности. «Так частное знание есть своего рода залог знания всеобщего». «Конечность знания всегда коррелятивна конечности знающего».
Событие происходит здесь и теперь. Событие знания не может происходить само по себе, оно происходит с кем-то. «Так сознание «я» неотделимо от события схватывания. Я случаюсь вместе с этим событием…я сознаю себя именно в момент остановки».
Окончательная победа над незнанием есть полная ясность, но эта ясность означает отсутствие всякого выбора, то есть исключает само сознание. Состояние мысли, при котором ясность оказывается совершенной, когда она обращает схваченную форму в универсальность и создает возможность беспроблемного существования, такая реальность – есть миф. Он всеобщ и заключает все внутри себя, нет тайны. Миф есть полная остановка, «исчерпывающая картина целого, но это целое захватывает, а не схватывается».

Ссылка на саму статью. Печатать на экзамен!!! http://philosophy.ru/library/kn_book/03.html

 

5. Обыденное и научное знание.

Специфика научного познания постигается при сравнении с повседневным (обыденным) познанием.

По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал.

По объекту: там обыденное знание приобретается – здесь законы действительности и даже прозревание будущего.

По способу: в быту познают ненарочно – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая с помощью спецязыка. По результату: вне науки банальности – а в ней якобы всегда нечто новое.

мифологическое мировоззрение: фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм (очеловечивание вещей и животных), множество сверхъестественных сил, доминирование чувств;

- религиозное мировоззрение: формируется профессиональными священниками, есть идеологическая структура (Священное писание, догматы, традиции), велика роль церемоний и ритуалов, мир удвоен (посю- и потусторонний миры), Бог – Всеохватывающий дух и творец всего, творения в разной степени совершенны (человек – подобен Всевышнему);

- философское (научное) мировоззрение: опора на разум, свободный интеллектуальный поиск истины, осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности и логичности.
Во все времена есть еще обыденное мировоззрение – присущее простым людям.

Обыденное познание — это стихийное отражение человеком окружающего мира. Приобретенные в процессе обыденного познания знания основаны на здравом смысле и носят практический характер. По существу, это совокупность сведений, умений, навыков, накопленных тысячелетним практическим опытом человечества и самого индивида.

Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

 



2015-11-27 557 Обсуждений (0)
Диалектика как способ представления философского и научного знания (на примере статьи Б. Гутнера «Знание как событие и процесс») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диалектика как способ представления философского и научного знания (на примере статьи Б. Гутнера «Знание как событие и процесс»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)