Диалектика как способ представления философского и научного знания (на примере статьи Б. Гутнера «Знание как событие и процесс»)
Диалектика - логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, ч. общества и мышления. В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания. Диалектика, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…» По Гутнеру – Знание обозначает наличие некоторой устойчивой конструкции, совокупности отношений конструктивных элементов. Гутнер пишет «любой объект знания, никогда не есть», а постоянно проходит мимо. Знанию он доступен лишь мелкими частями, которые предстают в последовательности отдельных восприятий..» Знание это поток переживаний, который в какой-то момент может оказаться прерванным каким-то событием. Знание «должно иметь дело именно с остановкой. Представление целого возможно, только тогда, когда случилась остановка, произошло событие». Знание – событийно. Факт схватывания (момент остановки) – есть момент «теперь», «теперь» - это тогда когда произошло событие схватывания, то есть все ранее воспринимавшееся, переживавщееся предстает в гармоническом единстве, образовав единый объект. Целый объект – есть связь восприятий, установленная мыслью. То есть знание обнаруживается в событии (узнавании или построении). Оно осуществляется в событиях. То есть знание по способу своего проявления событийно. Гутнер разбивает понятие «материальная вещь». «Вещь называемая нами материальной…никогда не имеется под рукой. Под рукой…имеется именно материя». «Материя есть то, что длится». Материя – это понятие, которое требует наполнение соответствующими знаниями(объектами знания). Материальная вещь есть целое, которое не только мыслится, но и ощущается, «мыслится лишь как возможность дальнейшего бесконечного схватывания». То есть схватывание есть восприятие плюс мышление. Гутнер замечает, что «мыслить формальное единство вещи» и «мыслить ее саму» - это два разных способа. «Формальное единство – конкретное, актуально схваченное единство взаимосвязей…оно имеется в мысли». «Формальное единство» – это рассудок, который устанавливает форму, как нечто готовое. «Мыслить саму вещь» - это разум, он обнаруживает идею, предполагает единство всех возможных форм. Разум ликвидирует пропасть м-у «самой вещью» (длящимся действием) и идеальным представление вещи (статичность моментального схватывания). Ссылка на саму статью. Печатать на экзамен!!! http://philosophy.ru/library/kn_book/03.html
5. Обыденное и научное знание. Специфика научного познания постигается при сравнении с повседневным (обыденным) познанием. По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал. По объекту: там обыденное знание приобретается – здесь законы действительности и даже прозревание будущего. По способу: в быту познают ненарочно – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая с помощью спецязыка. По результату: вне науки банальности – а в ней якобы всегда нечто новое. мифологическое мировоззрение: фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм (очеловечивание вещей и животных), множество сверхъестественных сил, доминирование чувств; - религиозное мировоззрение: формируется профессиональными священниками, есть идеологическая структура (Священное писание, догматы, традиции), велика роль церемоний и ритуалов, мир удвоен (посю- и потусторонний миры), Бог – Всеохватывающий дух и творец всего, творения в разной степени совершенны (человек – подобен Всевышнему); - философское (научное) мировоззрение: опора на разум, свободный интеллектуальный поиск истины, осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности и логичности. Обыденное познание — это стихийное отражение человеком окружающего мира. Приобретенные в процессе обыденного познания знания основаны на здравом смысле и носят практический характер. По существу, это совокупность сведений, умений, навыков, накопленных тысячелетним практическим опытом человечества и самого индивида. Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |