Методы научного и философского знания: структурализм. Представление о структуре. Шаги работы метода. К. Леви-Стросс «Структурализм и экология».
Структурный метод (30-е годы 20 века). Леви Стросс занимался сбором материала в этнографических экспедициях. При обобщении этого материала им было введено понятие структуры. Для структуры первичны связи, а не элементы. Исследование производится с учётом вариативности. Происходит поиск связей у всех элементов. С помощью структурализма изучаются только продукты культуры.
Структура содержит в себе некий предполагаемый алгоритм, задающий логику всех версий. Структуры рождаются и реализуются на уровне коллективного бессознательного. Архитипические структуры проявляются в культуре и повседневной жизни, выдавая определённые версии и продукты. Основное что делает структуралист - создание моделей.
Структурализм - интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений.
Структура- центральное базовое понятие структурализма.
Структура - взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Любая структура (модель) должна отвечать трем необходимым условиям :
1.целостность
2.трансформация
3.саморегулирование
Основные шаги структурного метода:
1.Выделение первичного множества объектов, в которых можно предполагать наличие единой структуры;
2.Расчленение объектов на части;
3.Раскрытие отношений преобразования между частями, их систематизация и построение абстрактной структуры путем моделирования;
4. Выведение из структуры всех теоретически возможных следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике.
Пример из архитектуры:
Параметрическое проектирование, где при формообразовании важную роль играет создание алгоритма-структуризация. Параметрическое моделирование упрощает формообразование. С алгоритмом легче работать чем с набором чертежей, в особенности, если необходимо внести изменения в проект.
Структура есть система отношений между элементами. Система предполагает структурную организацию входящих в нее элементов, что делает объект единым и целостным. Структуры не являются ни реальными, ни воображаемыми. Леви-Стросс называет их бессознательными. Ж. Делёз определяет их как символические или виртуальные. Можно сказать, что структуры имеют математическую, теоретическую или пространственную природу, обладают характером идеальных объектов. Р. Барт ставит задачу добраться до «последней структуры», которая охватывала бы не только все литературные, но и любые тексты вообще — прошлые, настоящие и будущие. Структурализм в данной перспективе предстает как предельно абстрактное, гипотетическое моделирование. Понятие структуры дополняют др. принципы методологии С. и среди них — принцип имманентности, который направляет все внимание на изучение внутреннего строения объекта, абстрагируясь от его генезиса, эволюции и внешних функций, как и от его зависимости от др. явлений. Леви-Стросс отмечает, что С. ставит задачу «постичь внутренне присущие определенным типам упорядоченности свойства, которые ничего внешнего по отношению к самим себе не выражают». Важное значение в С. имеет принцип примата синхронии над диахронией, согласно которому исследуемый объект берется в состоянии на данный момент, в его синхроническом срезе, скорее в статике и равновесии, чем в динамике и развитии. Устойчивое равновесие системы при этом рассматривается не как временное или относительное, но скорее как фундаментальное состояние, которое либо уже достигнуто, либо к нему направлены происходящие изменения. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. В такой трактовке понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» к.-л. объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. путём перестановки его элементов и некоторых др. симметричных преобразований.
Проблема происхождения философского знания. Природа философии. Дискуссия о проис
роблема происхождения философского знания.
Философия - филео (любовь) и софия (мудрость), букв. - любовь к мудрости.
В Др. времена понятие мудрости было связано с желанием познать окружающий мир в его всеединстве с человеком, понять первоосновы мира и сущность мироздания. Мудрость человека определялась его знанием, знанием об окружающем мире, природе, знанием о смысле жизни человека и сущностью его бытия.
Зарождение философии происходит в I тысясилетии до н.э. в цивилизациях Древнего Востока (Индия, Китай), в странах междуречья (Египет) в Древней Греции, откуда берет свое начало европейская философия.
По мнению историков философии, слово "философия" впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором в отношении отдельной категории людей, которые обладали стремлением к знанию и высоко-этическому образу жизни. Пифагор верил, что истинной мудростью обладают боги, (а в философии Пифагора их было множество), но человек может стремиться познать эту мудрость, хотеть этого и соответственно любить эту мудрость. Однако, использоваться термин "философия", как научная категория стал гораздо позже в идеалистическом учении Платона.
Существует три концепции генезиса философского знания:
1. Мифогенная теория;
2.Гносеогенная теория;
3. Гносеогенно - мифогенная (у-к Чанышева)
1) Мифогенная теория. В соответствии с этой концепцией философия произошла из мифа, т.е. истоками философского знания является мифология как особая форма мышления и осознание этого мира. "Миф" в переводе с греческого языка означает "предание", "логос" - "учение, наука", таким образом, мифология - это наука о преданиях.
Мифы создавались с самого раннего зарождения первобытно общинного строя и были посвящены самым различным темам, начиная с космоса, мировой гармонии, природных стихий и заканчивая самим человеком. Именно с помощью мифа еще зарождающаяся человеческая мысль пыталась ответить на вопрос о создании и разрушении мира, о месте человека в этом мире, о сущности человеческой жизни и пр.
Точку перехода от мифа к философии зафиксировать трудно, но существует ряд особенностей характерных для зарождения философии
1) Внешние условия: Развитие философии как свободного мышления связанно в большей степени со свободами мыслящего человека ( формирование полисов в др. Греции; развитие демократии)
Внутренние факторы: Развитие демократии (которую Гегель называл художественным произведением в политике. Конечно, это была демократия не для всех.)
Активная политическая и культурная жизнь, демократия и публичность в принятии решений, частые открытые споры и дискуссии - все это формирует характер греческой философии. А именно доказательный тип мышления, что впоследствии дает толчок для развития логики.
Другими концепциями возникновения философии являются:
2) Гносеогенная. Которая полагает, что основной предпосылкой возникновения философии является развитие протонаучного знания, в первую очередь математического и астрономического, для которого характерны высокая степень абстрактности, доказательность, стремление к выявлению объективных законов, а также высокая способность к постановке проблем.
Например, теорема Пифагора, согласно которой длина гипотенузы неравнобедренного треугольника не может быть выражена целым числом, долгое время выступала опровержением любых представлений о конечной делимости пространства, не позволяя естествоиспытателям и философам ограничиться наивным атомизмом.
3) Гносеогенно - мифогенная. Согласно этой концепции, на возникновение философия повлияли развитая мифология и формирующееся начало научного знания. Переходные от мифа к философии формы называют предфилософией (терминология А.Н.Чанышева).
Кроме источников генезиса философии следует говорить и об условиях, сделавших возможными этот процесс. В современной историко-философской науке принято выделять следующие условия возникновения философии:
1. Социально-политические процессы.
Например, формирование демократии в греческих полисах порождало активную политическую борьбу, делавшую возможным и даже необходимым не только плюрализм точек зрения, но и потребность в их рациональном обосновании. Напротив, обеспечение стабильности китайского общества требовало создания философско-этических концепций, основанных на принципах жесткой иерархии, субординации.
2. Возникновение норм межличностных и общественных отношений (этических, юридических)
Таковыми были фрагментарные этические высказывания «семи греческих мудрецов», законодательство Ликурга и Солона, первоначальное учение Конфуция.
3. Широкое распространение абстрактного мышления в жизни общества,
Например в учебники Чанышева "Философия древнего мира" философия зарождается в начале "века железа, а именно в период когда железные орудия труда и войны вытесняют бронзовые. Большое значения для генезиса философии большое значение имело введение монеты, как универсальной меры стоимости всех вещей и труда. Распространение монетного обращения, служила развитию способности к счету. Распространение монеты способствовало развитию абстрактного мышления на уровне обыденного и массового сознания.
Эвристическая функция философского знания вызревала и развивалась в соперничестве с предшествующим – религиозно-мифологическим знанием. Исход исторического противостояния, конкуренции эвристических функций религии-мифологии и философии решался в процессе цивилизованного развития общественно-практической деятельности человечества.
А.Н. Чанышев "Философия древнего мира";
Канке В. Философия. Учеб. пособие;
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия.
Про мифологическое мировоззрение надо подсмотреть у Ролана Барта. Копаться в нем долго, но необходимую выжимку привести могу
Фундаментальной интуицией бартовских «Мифологий», усвоенной Жаном Бодрийяром, было переживание неподлинности мира, данного нам в культурном опыте, его зараженности паразитарными, вторичными идеологическими смыслами. Как известно, этому факту Барт дал семиотическую интерпретацию, показав, каким образом «мифологизация» мира осуществляется благодаря включению первичных культурных знаков (языковых и иных) в коннотативную знаковую систему второго порядка, использующую их первичный, «естественный» смысл как оправдание, «алиби» для своих собственных ценностных значений. Недоверие к иллюзиям «подлинности» и «естественности» стало главной движущей силой и в книгах Бодрийяра, но интерпретация у него иная, более радикальная (как пишет он сам, «радикализация гипотез является единственно возможным методом» — наст, изд., с. 340): вместо знаков, предполагающих включенность в процесс коммуникации, передающих от кого-то кому-то определенные сообщения, — каковые могут быть по дороге «перехвачены» и инфицированы другими, чуждыми сообщениями, — оп толкует скорее о социокультурных реальностях как таковых, приобретающих двусмысленный, неподлинный характер; семиотическая проблематика заменяется у пего онтологической, философской. Соответственно и бартовский термин «миф», обозначающий единицу ложного, неподлинного смысла, функционирующего в культуре, Бодрийяр заменяет другим, имеющим философско-онтологическую традицию термином «симулякр».