ЮЛ создаются по воле учредителей, считается созданным с момента его гос. регистрации, если иное не уст.През.
Нет единого НПА,регулирующего порядок создания (регистрации) ЮЛ:
• общие положения о создании ЮЛ закреплены ГК, специальными законами, указами («О хоз. обществах», «О крест. (фермер-м) хоз-ве», «Об общест. объединениях», «О респ. гос-общест. объед-ях» , «О свободе совести и религ. орг-ях», указ №302 2005г. – фонды, «О политических партиях» и т.д.) и НПА, принятыми в их развитие
• отдельные виды ЮЛ создаются на основе Декретов Пр-та (№2 1999г – профсоюзы и их ассоциации; №1, 2009г – большинство субъектов хоз-я)
Так, на основе Декрета №1, 2009г. создаются:
Государственная регистрация в соответствии с Декретом № 1 осуществляется в отношении:
КЮЛ
| 1.Хозяйственные товарищества и общества;
2.Унитарные предприятия;
3.Производственные кооперативы;
4.Государственные объединения и крестьянские фермерские хозяйства
|
НЮЛ
| 1.Ассоциации и союзы;
2.Государственные объединения;
3.Потребительские кооперативы;
4.Садоводческие товарищества;
5.Торгово-промышленные палаты;
6.Учреждения и товарищества собственников.
|
+по декрету идет государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций и брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством для данного субъекта хозяйствования.
Лица
| ü По решению собственника или уполномоченного им органа.
ü В соответствии с Положением от 23.07.2004 № 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений правительства Республики Беларусь» создание РУПоснованных на праве хозяйственного ведения осуществляется по решению республиканских органов государственного управления или государственных организаций, подчиненных Правительству;
ü Создание казенных предприятий осуществляется по решению Совета Министров, а учреждения, имущество которых находится в республиканской собственности, создаются государственными органами по согласованию Совета Министров;
ü Учредителями;
ü Членами.
|
Виды
| Ø Распорядительный. По распоряжению собственника имущества или уполномоченного им органа (государственные предприятия, учреждения, ЧУП);
Ø Разрешительный. Он характеризуется:
1.Инициатива создания юридического лица исходит от учредителей;
2.Для создания требуется разрешение компетентного органа, который проверяет соблюдение законодательства и принимает решение по вопросу создания юридического лица (Декрет № 1 от 2009 предусмотрен для садоводческих товариществ).
Ø Явочно-нормативный. Он допускает образование юридического лица по инициативе учредителей при соблюдении условий, предусмотренных законом. Характеризуется:
a. Инициатива создания юридического лица исходит от учредителей;
b. Не требуется разрешение какого-либо органа, поскольку это разрешено законодательством;
c. Государственная регистрация обязательна, но регистрационный орган проверяет только соответствие порядка создания и учредительных документов требованиям законодательства.
С принятием Декрета № 1 государственная регистрация осуществляется по заявительному принципу, то есть по заявлению учредителей в день подачи документов и заявитель несет полную ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов. Этот принцип не распространяется на государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Порядок регистрации установлен ГК и Декретом № 1.Для отдельных видов юридических лиц применяется специальное законодательство.
|
Органы
| 1. Национальным банком (банки и небанковские кредитно-финансовые организации, в том числе с иностранными инвестициями);
2. Министерством финансов (регистрация страх. организаций, страх.брокеров, объединений страх.в, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах);
3. Министерство юстиции (торгово-промышленные палаты);
4. Администрации свободных экономических зон (юридические лица, создаваемые в этих зонах, в том числе с иностранными инвестициями);
5. Облисполкомы и Минский горисполком (ком.орг с иностранными инвестициями, остальные)
6. Управление юстиции /// МЮ (местных фондов, территор. ПП, ОО, профсоюзы ///республиканских фондов, полит.партии, респ.профсоюзы,между,респ ОО)
7. Мингорисполком (религиозные общины)
8. Респ.орган гос.управления по делам религий (религ.объединения)
|
Порядок
| 1. До подачи документов надо:
· Согласовать с регистрационным органом наименование;
· Определить предполагаемое место размещения;
· Принять решение о создании и подготовить устав;
· Сформировать уставной фонд (для ком.орг открыть врем. счет в банке при внесении ден. вклада).
2. По месту нахождения юр.лица в день подачи документов (зая,устав или эл.копия, копия док-та удостов.личность, оплата гос.пошлины).
В день подачи сотрудник:
· Ставит штамп на учредительных документах;
· Выдает 1 экземпляр учредительного документа заявителю;
· Вносит в ЕГР запись о государственной регистрации.
МЮ:предоставляет необходимые требования
Юридическое лицо является созданным с даты проставления штампа на его учредительных документах.
Дата государственной рег. указывается в свидетельстве, выдается не позднее следующего рабочего дня.
Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых оганах, в органах государственной статистики, органах фондов социальной защиты населения (ФЗСН) и регистрацию в Белгосстрахе.
|
От-ть
| Собственники или участники юридического лица несут ответственность за достоверность сведений. Если были предоставлены заведомо ложные сведения, то деятельность юридического лица является незаконной и запрещается, а его государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы от такой деятельности взыскиваются в местный бюджет за весь период деятельности (хоть за 20 лет!!).
|