Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ



2015-11-27 560 Обсуждений (0)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Суть вывоза капитала заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых товаров, а сам процесс ее создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала. В последние годы наблюдается значительный рост вывоза капитала. Это объясняется рядом причин:

1. Ускорение экономического роста и научно — технического прогресса требуют для своей реализации все новых капиталовложений.

2. Перенос производства трудоемкой продукции в развивающиеся страны позволяет сужать издержки производства за счет более дешевой рабочей силы.

3. Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источники сырья.

4. Вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта.

5. Недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов.

Важную роль играют экологические факторы — перенос вредных для окружающей среды производств в развивающиеся страны. С 70-х годов объем зарубежной продукции ТНК стал превышать объем мировой торговли. На зарубежное производство приходится четверть ВНП промышленно развитых стран.

В экспорте прямых капиталовложений доминируют США, ЕС и Япония (примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза капитала. Главным полем приложения иностранного капитала стали сами промышленно развитые страны. На развивающиеся страны приходится 30―33% новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихся стран в процесс интернационализации производства на основе современных требований НТР. Направление движения капитала потеряло свою былую односторонность (из промышленно развитых стран в развивающиеся). Сейчас движение капитала идет в обоих направлениях. Многие из стран являются одновременно экспортерами и импортерами капитала. Особенно это характерно для взаимопроникновения американских и западноевропейских капиталов. Увеличилась доля прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Это свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под свой контроль зарубежные предприятия.

Со второй половины 60-х годов преимущественной сферой стала новейшая технология и сфера услуг.

Экспорт капитала осуществляется не только частными монополиями с целью извлечения прибыли, но и правительствами и международными валютно-финансовыми организациями исходя из военно-стратегических и политических интересов. Государственный капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в инфраструктуру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым создавая благоприятные условия для вложения частных инвестиций.

Государственный капитал экспортируется в различных формах:

― безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;

― государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25―40 лет);

― государственные гарантии частных кредитов.

Для страны — экспортера ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии (когда начнут поступать прибыли от этих вложений) платежный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет рынки сбыта для страны — экспортера. Но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж. Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики. Выход России из экономического кризиса немыслим без привлечения иностранного капитала.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ

Темы рефератов (УИРС)

1. Проблемы становления национальной денежной единицы.

2. Проблемы конвертируемости национальной денежной единицы.

3. РБ и международные валютные союзы.

4. Проблемы интеграции РБ в мировую валютную систему.

5. Проблемы конвертируемости белорусского рубля.

6. Основные проблемы введения единой валюты на постсоветском пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Амосова, В. В. Экономическая теория: учеб. для вузов / В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. — СПб.: Питер, 2001. ― 480 с.

2. Базылев, Н. И. Экономическая теория: учеб. для вузов / Н. И. Базылев, М. Н. Базылев. — Мн.: Выш. шк., 2004. ― 608 с.

3. Бичик, С. В. Основы экономической теории: пособие для вузов / С. В. Бичик. — Мн.: Выш. шк., 2004. ― 237 с.

4. Емцов, Р. Г. Микроэкономика: учеб. для вузов / Р. Г. Емцов, М. Ю. Лукин; под общ. ред. А. В. Сидоровича. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова: ДИС, 1997. ― 320 с.

5. Земляков, Д. Н. Микроэкономика: учеб. пособие для вузов. — М. : Инфра-М, 2000. ― 144 с.

6. Зубко, Н. М. Экономическая теория: учеб. пособие / Н. М. Зубко, А. Н. Зубко. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. ― 352 с.

7. Казаков, А. П. Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика): учеб. курс по основам эконом. теории и предпринимательству / А. П. Казаков, Н. В. Минаева. — М.: Изд-во ЦИПКК АП, 1996. ― 392 с.

8. Курс экономической теории / под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров: АСА, 1995. ― 621 с.

9. Курс экономической теории: учеб. для вузов / М. П. Плотницкий [и др.]; под ред. М.П.Плотницкого. — Мн.: Интерпрессервис, 2003. ― 496 с.

10. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учеб. для вузов: [пер. с англ.] / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. — М.: Инфра-М, 2003. ― 972 с.

11. Микроэкономика: учеб. пособие для вузов / М. И. Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Плотницкого. — Мн.: Новое знание, 2003. ― 427 с.

12. Сажина, М. А. Экономическая теория: учеб. для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — М.: НОРМА: Инфра-М, 2001. ― 456 с.

13. Самуэльсон, П. Экономика: учеб. пособие для вузов: [пер. с англ.] / П. Самуэльсон, Д. Нордхаус; под ред. Н. В. Шульгиной. — М.: ИД «Вильямс», 2000. ― 688 с.

14. Самуэльсон, П. Э. Экономика: учеб. пособие : [пер. с англ.] / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. — 16-е изд. — М.: ИД «Вильямс», 2000. ― 415 с.

15. Фишер, С. Экономика: учеб. для вузов: [пер. с англ.] / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; под общ. ред. Г. Г. Сапова. — М.: Дело, 1997. ― 864 с.

16. Экономическаятеория: учеб. для вузов / под общ. ред. В. Д. Камаева. — М.: Владос, 2001. ― 640 с.

17. Экономическаятеория: учеб. для вузов / под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М.: Инфра-М, 2003. ― 714 с.

18. Экономическаятеория: учеб. для вузов / под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. — Мн.: БГЭУ, 2001. ― 752 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

19. Андреев, Б. Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: учеб. пособие / Б. Ф. Андреев; под ред. акад. В. А. Петрищева. — СПБ.: Лениздат, 1998. ― 574 с.

20. Баликоев, В. З. Краткий курс экономической теории: учеб. для вузов / В. З. Баликоев. — М.: Менеджер, 2003. ― 328 с.

21. Вечканов, Г. С. Микроэкономика / Г. С. Вечканов. — СПб.: Питер, 2004. ― 288 с.

22. Грис, Т. Мировая экономика / Т. Грис, А. Леусский, Е. Лозовская; под. ред. Л. С. Тарасавича. — СПб.: Питер, 2001. ― 320 с.

23. Дадалко, В. А. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / В.А.Дадалко. — Мн.: Ураджай: Интерпрессервис, 2001. ― 592 с.

24. Елецкий, Н. Д. Мировая экономика: 100 экзаменационных ответов / Н. Д. Елецкий, О. В. Корниенко. — М.: ИКЦ «МарТ», 2004. ― 304 с.

25. Иохин, В. Я. Экономическая теория: ведение в рынок и микроэкономический анализ: учеб. для студ. эконом. спец. вузов / В. Я. Иохин. — М.: Инфра-М, 1997. ― 512 с.

26. Корниенко, О. В. Микроэкономика: 100 экзаменационных ответов / О. В. Корниенко. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. ― 304 с.

27. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / под ред. М. И. Плотницкого. — М.: Новое знание, 2002. ― 462 с.

28. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. — Мн.: Бел. торг.-экон. ун-т потреб. кооп., 2001. ― 220 с.

29. Рябикина, А. А. Основы микроэкономики: учеб. пособие / А. А. Рябикина, Т. В. Быкова. — СПб.: Лань, 1997. ― 304 с.

30. Современнаяэкономика: учеб. пособие для школ, лицеев и колледжей / науч. ред. О. Ю. Мамедов. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. ― 606 с.

31. Теор, Т. Р. Мировая экономика: пособие по подготовке к экзамену / Т. Р. Теор. — СПб.: Питер, 2001. ― 224 с.

32.Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 1999. ― 896 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень используемых сокращений............................................ 3

Тема: 1. Экономическая теория: предмет, метод и функции........ 5

Тема: 2. Формы общественного хозяйства.................................. 11

Тема: 3. Структура рыночного хозяйства и инфраструктура... 20

Тема: 4. Предприятие как хозяйствующий субъект.................... 31

Тема: 5. Спрос и предложение..................................................... 40

Тема: 6. Теория потребительского выбора................................. 50

Тема: 7. Формы и ее производственная функция........................ 64

Тема: 8. Издержки и доходы фирмы........................................... 69

Тема: 9. Цены на производственные факторы............................ 79

Тема: 10. Национальная экономика, основные результаты и типы экономического роста 86

Тема: 11. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие 94

Тема: 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица, инфляция. Цикличность развития 102

Тема: 13. Роль государства в экономике................................... 111

Тема: 14. Бюджетная система и фискальная политика.............. 117

Тема: 15. Денежно-кредитная система....................................... 123

Тема: 16. Формирование мирового хозяйства и его сущность 133

Тема: 17. Формы международных экономических связей ...... 136

Тема: 18. Валютная система и валютные отношения................ 141

Литература.................................................................................. 146

 

Учебное издание

 



2015-11-27 560 Обсуждений (0)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)