Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правообразование и правотворчество



2015-11-27 1480 Обсуждений (0)
Правообразование и правотворчество 0.00 из 5.00 0 оценок




Правообразование.

2 значения:

1) Объективный смысл – правообразование – это социально – исторический процесс возникновения права как сложного социального феномена. Этот процесс не зависит от воли конкретных субъектов. Также используется термин «правогенез»

2) Субъективный смысл правообразования – это юридическая деятельность. Также это процесс правотворчества, это особый вид сознательной социальной деятельности, в которой реализуется воля субъектов, участников правотворчества

Необходимо исходить из общего посыла, который означает, что право – это продукт социальной жизнедеятельности. Вне человеческого общества существование права невозможно. Общество – исторически развивающаяся форма жизнедеятельности, которая включается в себя не только совокупность людей, но и отношения, в которые вступают люди, требующие регламентации и защиты. Упорядоченность и защищенность должна быть стабильной, а это требует серьезной и жесткой регламентации и не каждая социальная норма может это обеспечить.

Право появляется не сразу, но на первичных этапах развития складываются правила поведения, некие обычаи, но в силу своей повторяемости и значимости, потому что эти обычаи позволяли первобытному обществу выживать, они приобретали общий и обязательный характер. Таким образом, начинается процесс формирования регулирования норм, правил людей, проживающих в обществе. Позднее с процессом формирования государства правила становятся нормами под принудительным воздействием государства. Санкционирование норм приводит к осознанию их корректировки. Корректировка – это попытка подправить, что – то дописать в установившихся правилах. Но корректировка привела к осознанию возможности формулированию и принятию новых норм. Таким образом, человек постепенно становится творцом тех правилам, по которым он будет жить, а созданное правило становится специфической проекцией единства субъективного и объективного начала. Объективным будет познанная закономерность развития окружающей среды и самого общества. Субъективным – реакция человека на познанную закономерность, которая зависит от целевой установки. Таким образом, выраженная в норме социальная потребность складывается под воздействием законов объективно существующей реальности, а также под влиянием интересов и целей субъектов правотворчества в технико – юридическом смысле. Сочетание этих двух начал определяет социально – волевое содержание права и поскольку основу правового регулирования составляют общественные отношения, связанные с многообразной деятельностью, то правовые нормы представляют собой взаимодействие двух встречных процессов, результатов. В первом случае, нормы складываются преимущественно спонтанно (зачатки естественного права). Во втором случае, играет роль поведение субъекта, подконтрольное.

Правообразование – это осуществляющийся под воздействием разнообразных факторов общественного развития, получающих свое преломление в юридически значимых социальных интересах и последующее отражение в правовых идеях, двуединый процесс спонтанного (общесоциального) и планомерно – рационального (правотворческого) формирования системы правовых норм, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений.

Двуединый процесс находится в функциональной взаимосвязи, которая обеспечивается действием механизма восхождения и нисхождения легитимации. Правовая норма складывается и формируется под влиянием факторов, возникающих до процесса правотворчества. При моделировании картины правообразования нужно исходить из комплексного подхода: рациональности (правотворчества) и естественно – социальной спонтанности – осознание жить сообща, производить, потреблять и распределять. Спонтанный момент диктуется самим обществом и его субъектами. Спонтанный процесс правообразования определяет тип правового регулирования. Отношения в обществе достаточно противоречивы: существуют либо отношения сотрудничества либо отношения конфликта. Поэтому требуются различные типы и средства правового регулирования. 2 типа правового регулирования: разрешительный (можно то, что разрешено) и дозволительный (можно то, что не запрещено). Для сотрудничества – дозволительный, разрешительный – для конфликта.

Правообразование заканчивается процессом правотворчества.

Правотворчество

Правотворчество – это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию НПА, осуществляемая уполномоченными органами гос власти, МСУ либо населения.

Суть правотворчества в том, чтобы естественно – правовые требования были отражены и зафиксированы в НПА и в них же были закреплены механизмы реализации этих требований.

Стадии правотворчества. В литературе по – разному подходят к определению этого вопроса. Последнее время выделяют 2 стадии: предпроектная и проектная. Гааг предлагает не группировать на более крупные этапы, а разбить на множество.

Стадии правотворчества:

1) Изучение, анализ общественных отношений, явлений, процессов и появление правовой потребности – потребности принятия того или иного нормативного акта;

2) Определение органа и виды НПА – необходимо уяснить и понять для решения возникшего вопроса необходимо ли принятия закона или достаточно подзаконного акта?

3) Принятие решения о подготовке правового акта – в частности, это может быть постановление ГД

4) Разработка концепции идеи будущего правового акта – результат реализации закона

5) Подготовка проекта НПА – закон должен быть таким, чтобы формулировки были ясны. Для разработки проекта создаются рабочие группы с узкими специалистами. При разработке следует учесть социальные факторы, сложившиеся обычаи и традиции, установление связи с действующим законодательством (законодательство – это система, которая взаимодействует между собой)

6) Предварительное рассмотрение проекта – проект может быть разослан по соответствующим органам, в частности, ФЗ проходят «экспертизу» в Правительстве, Минфине. Также доработка законопроекта рабочей группой – внесение изменений, доработка. Здесь же может быть обсуждение общественностью (закон о полиции, об образовании)

7) Официальное рассмотрение проекта НПА соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур. До этого закон еще проходит чтения. Задача чтений – выявление и согласование интересов общества, обеспечение компромисса (чтения – это постоянные дописывания закона). Проект закона рассматривается на заседании комитетов ГД.

8) Принятие НПА, подписание, опубликование и вступление в законную силу – закон считается принятым, когда за него проголосовало большинство депутатов ГД и одобрение. Потом подписание президентом, это делается для того, чтобы гарантировать права и свободы (для этого у него есть права вето). Реализация закона – сфера действия исполнительной власти, но для этого нужно еще ввести в действие закон. Закон начинает действовать через 10 дней после дня официального опубликования – этот срок дается для того, чтобы население подготовилось к действию данного закона. Для подзаконных актов – принятым считается с момента подписания и вступает в действие, также может с момента подписания, может с момента официального опубликования. Для подзаконных актов, если дата опубликования не указана, то через 7 дней со дня официального опубликования.

Принципы правотворческой деятельности:

· принцип научности – использование достижений науки, ученых и т.д.

· принцип демократизма – учет интересов всех социальных групп

· принцип законности;

· принцип профессионализма – привлечение специалистов той сферы, в которой предполагается действие НПА

· принцип исполнимости – НПА должны ставить реальные цели и задачи, и они должны быть обеспечены

Способы и виды правотворчества, законодательная техника – самостоятельно. Можно посмотреть методические рекомендации по юридико – техническому оформлению…; основные требования концепции разработки законов…



2015-11-27 1480 Обсуждений (0)
Правообразование и правотворчество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правообразование и правотворчество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)