Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деловое общение юриста



2015-11-27 1693 Обсуждений (0)
Деловое общение юриста 0.00 из 5.00 0 оценок




направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

курс __4_____________, семестр_7_________2015/2016 гг.

Количество часов по учебному плану 72, в т.ч. аудиторная работа 36 ч. (лекций - 10ч., семинарских занятий – 24 ч., КСР - 2), самостоятельная работа студентов 36ч.

Преподаватель: д.филол.н., профессор Баишева З.В.

Кафедра: теории государства и права

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы
Минимальный максимальный
Модуль 1 34 Профессиональные коммуникации юриста Тема 1. Введение. Понятие делового общения. Условия эффективной речевой коммуникации. Невербальные средства общения. Тема 2. Вербальные средства общения. Тема 3. Виды делового общения: беседа, консультирование, совещание, переговоры.
Текущий контроль      
  1. Аудиторная работа
       
Дополнения, участие в обсуждении темы.
Выступление с докладом.
Участие в ролевой игре «В юридической консультации»        
  1. Тестовый контроль
Рубежный контроль        
Письменная контрольная работа
Модуль 2 38
Основы ораторского искусства Тема 4. Понятие ораторского искусства. Основы полемического мастерства. Искусство спора. Подготовка и произнесение публичной речи. Тема 5. Основы речевого воздействия. Тема 6. Судебные прения (коммуникативный аспект).
Текущий контроль      
1.Аудиторная работа        
Дополнения, участие в обсуждении темы.
Выступление с докладом.
Участие в «Конкурсе ораторов»      
Участие в дискуссии «Убеждение и воздействие как функции публичной речи»            
Участие в дискуссии «Дедуктивные и индуктивные умозаключения»  
Участие в ролевой игре «Судебные прения»
Рубежный контроль        
Письменная контрольная работа
Модуль 3 28 Разновидности письменной юридической речи Тема 7. Официально-деловой стиль. Композиция юридических документов. Тема 8. Научный стиль. Оформление курсовых, дипломных работ.
Текущий контроль      
1.Аудиторная работа        
Дополнения, участие в обсуждении темы.
Выступление с докладом.
Составление постановления о возбуждении уголовного дела      
Написание введения к своей курсовой работе    
Рубежный контроль        
Письменная контрольная работа
Поощрительные баллы 10
1. Участие в студенческой олимпиаде, научной конференции        
2. Публикация статей      
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)  
1. Посещение лекционных занятий       -6
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий)       -10
Итоговый контроль      
1. Зачет      
                       

Вопросы для проведения зачета:

1. Профессиональные коммуникации юриста, понятие делового общения.

2. Условия эффективной речевой коммуникации.

3. Невербальные средства общения.

4. Слово в речи юриста.

5. Требования, предъявляемые к речи юриста: точность, понятность, чистота, правильность речи.

6. Выразительность речи как способ убеждающего воздействия.

7. Тропы как средство речевой выразительности (сравнения, метафоры, эпитеты, ирония и др.).

8. Понятие риторических фигур (антитеза, инверсия, вопросно-ответный ход, риторический вопрос, повтор, градация и др.).

9. Беседа как разновидность делового общения, виды деловой беседы, этапы проведения, подготовка к беседе.

10. Консультирование как специфическая форма делового общения в юридической практике, этапы консультирования, приемы нейтрализации психологических барьеров в ходе консультирования.

11. Деловое совещание как самостоятельный вид деловой коммуникации, правила подготовки и проведения служебных совещаний.

12. Деловые переговоры, стили ведения переговоров, основные этапы и методы ведения переговоров.

13. Понятие ораторского искусства. Основы полемического мастерства (спор, дискуссия, полемика; искусство спора, основные правила его ведения).

14. Подготовка и произнесение публичной речи (взаимодействие оратора с аудиторией, учет особенностей аудитории при подготовке выступления).

15. Подготовка и произнесение публичной речи (приемы привлечения внимания, юмор в устном публичном выступлении).

16. Публичная лекция на правовую тему.

17. Основы речевого воздействия (приемы воздействия на собеседника, убеждение и манипуляция в процессе речевого воздействия).

18. Основы речевого воздействия (специфика манипулятивного воздействия, демагогия как средство речевого воздействия).

19. Судебная речь как процесс (особенности судебной речи, характеристика судебной аудитории, этика судебного оратора).

20. Предъявление доказательств в судебной речи.

21. Логические основы убедительности судебной речи.

22. Психолого-риторические аспекты убеждения.

23. Подготовка оратора к выступлениям в судебных прениях.

24. Условия и факторы, определяющие содержание судебных речей.

25. Особенности обвинительной речи.

26. Отличительные признаки защитительной речи.

27. Официально-деловой стиль, его функции, стилевые и языковые черты.

28. Композиция юридических документов.

29. Научный стиль, его функции, стилевые черты, языковые характеристики, подстили.

30. Оформление курсовых, дипломных работ.

 

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

 

1. Особый вид общения, который реализуется в совместной профессиональной деятельности, определяющий уровень развития языковой личности человека, формирование коммуникативного поведения в коллективе, - это:

а) деловое общение;

б) речевая коммуникация;

в) деловая игра;

г) деловая беседа.

 

2. По мнению М.В. Ломоносова

а) оратор – достойный муж, искусный в речах. Человек – гражданин, мыслитель. Он за общее благо, высшую справедливость. Человек мысли и дела;

б) умение быть оратором достигается выполнением ряда требований: «нужно знать предмет, о котором говоришь…; нужно знать родной язык… нужно не лгать»;

в) оратор должен быть «добросердечным и совестным человеком»; гражданином, т.е. «ежели его народ любит за его заслуги»; искренним; знатным «породою или чином»; имеющим жизненный опыт; должен, как искусный боец, «умечать в то место, где не прикрыто…»;

г) оратор – муж, одаренный умом от природы, украшенный изящными и разнообразными знаниями… Стилист.

 

3. По словам А.Ф. Кони, «лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого»:

а) пафоса;

б) значения;

в) уважения;

г) смысла.

 

4. Автором работы «Советы лекторам» является

а) А.Ф. Кони

б) Цицерон

в) Аристотель

г) М.В. Ломоносов

 

5. Просьба, обращенная к деловому лицу и требующая его решения, - это:

а) расписка;

б) заявление;

в) гарантийное письмо;

г) доверенность.

6. Закончите предложение: Индуктивный метод преподнесения материала - это

а) изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах;

б) расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

в) изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам;

г) последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

 

7. Изложение фактических обстоятельств дела должно быть представлено в полном объеме в

а) защитительной речи

б) реплике

в) обвинительной речи

г) обвинительной и защитительной речи

 

8. Укажите, какая часть судебной речи необходима, чтобы помочь слушателям восстановить в памяти картину совершенного преступления, акцентировать их внимание на основных моментах.

а) Изложение фактических обстоятельств дела;

б) характеристика личности подсудимого;

в) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления;

г) обоснование квалификации преступления.

 

9. В этом функционально-смысловом типе текста излагаются сведения о составе, строении предмета, особенностях личности:

а) рассуждение;

б) описание;

в) повествование;

г) повествование с элементами рассуждения.

10. Правильность – коммуникативное качество речи, заключающееся в

а) ее соответствии нормам современного русского языка;

б) ее доходчивости, понятности для адресата;

в) подборе и организации средств языка, которые больше всего подходят для ситуации высказывания, отвечают задачам и целям общения;

г) отсутствии всего лишнего, не относящегося к содержанию.

11. Логическая операция установления истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений - это

1. рассуждение;

2. доказательство;

3. дискуссия;

4. опровержение.

 

12. Логическая операция, при которой тезис обосновывается непосредственно аргументами без привлечения каких-либо противоречащих тезису допущений, - это

а) косвенное доказательство;

б) прямое доказательство;

в) опровержение;

г) рассуждение.

 

13. Доказывается не тот тезис, который был выдвинут первоначально, - это логическая ошибка:

а) круг в доказательстве;

б) ложное основание;

в) предвосхищение основания;

г) подмена тезиса.

 

14. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов:

а) слабый – средний – сильный;

б) сильный – средний – самый сильный;

в) самый сильный – средний – слабый;

г) слабый – слабый – средний.

 

15. Публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента; борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу:

а) дебаты;

б) дискуссия;

в) полемика;

г) прения.

 

16. Художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления, – это средство выразительности, называемое

а) сравнение;

б) эпитет;

в) метонимия;

г) перифраз.

 

17. Фигура речи, построенная на противопоставлении:

а) риторический вопрос;

б) повтор;

в) антитеза;

г) гипербола.

 

18. Стиль международных договоров, государственных актов называется:

а) Официально-деловой;

б) публицистический;

в) научный;

г) художественный

 

19. Судебная речь отличается от всех других видов публичной речи тем, что она

а) более конкретна;

б) узкопрофессиональна;

в) менее информативна;

г) всем, что перечислено выше.

 

20. Факторы, способствующие эффективному общению, - это:

а) предвзятость;

б) самоконтроль;

в) гордыня.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

2. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: учебное пособие для бакалавров. – [Электронный ресурс] - М.: Изд-во Юрайт, 2012.

3. Риторика: учебник для бакалавров / под общ. Ред. В.Д. Черняк. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М.: Норма, 2012.

 

Дополнительная литература:

1. Александров Д.Н. Риторика: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.

2. Андреев В.И. Деловая риторика (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). – М.: Народное образование,1995.

3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М.: Прогресс, 1992.

4. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

5. Баишева З.В. Риторика: Курс лекций. - Уфа: УЮИ МВД России, 2000.

6. Баишева З.В. Риторика для юристов: учебное пособие. – Уфа: БашГУ, 2010.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник. - СПб., 2001.

8. Ватман Д.П. Адвокатская этика / Д.П. Ватман. - М., 1977.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

10. Веселов В.П. Современное деловое письмо. – М.: Изд-во стандартов, 1990.

11. Веселов В.П. Аксиомы делового письма. – М.: Маркетинг, 1993.

12. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М.: Высшая школа, 2007.

13. Волгин Б.Н. Деловые совещания. – М.: Мысль, 1991.

14. Волгин Б.Н., Полянская Е.Е. Деловой телефон. – М.: Радио и связь, 1987.

15. Волков А.А., Фадеева Е.А. Воплощение замысла в лекции. (Серия: Лекторское мастерство. 1989. №7). - М.: Знание, 1989.

16. Гаврилов В.В. Слово государственному обвинителю: Поддержание государственного обвинения в уголовном суд. - Саратов: Изд-во «Слово», 1998.

17. Гаррис Р. Школа адвокатуры: руководство к ведению гражданских и уголовных дел. – Тула: Автограф, 2001.

18. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 2006.

19. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.

20. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.

21. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: гнозис, 2003.

22. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2000.

23. Зарецкая Е.Е. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002.

24. Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. – М., 2000.

25. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: учебное пособие для вузов. – М., 2004.

26. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М.: Флинта: Наука, 2001.

27. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М.: ИНФРА-М, 2009.

28. Кокорев Л.Д. Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. - Воронеж, 1993.

29. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

30. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе //Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8т. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967. Т.4. С. 33-69.

31. Кони А.Ф. Заключительные прения сторон в уголовном процессе // Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 т. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967. Т.4. С. 358-370.

32. Кони А.Ф. Советы лекторам // Об ораторском искусстве. М.: Политиздат, 1973.

33. Кохтев Н.Н. Курс русской риторики. - М., 2001.

34. Кузьмина Н.В. Искусство убеждать // Труд. Контакты. Эмоции. Л., 1980.

35. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2009.

36. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов-на-Дону, 1995.

37. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

38. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993.

39. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. – М.: «Уникум Пресс», 2002.

40. Леонов Н.И. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: Психолого-социальный институт, 2002.

41. Масарский М. Убеждающее слово. - М.: Молодая гвардия, 1979.

42. Матвиенко Е.А. Судебная речь: Учебное пособие. - Минск, 1972.

43. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. – М.: Дело, 2000.

44. Михайлов М.М. Стилистика русской речи. - Чебоксары, 1968.

45. Михайловская Н.Г., Одинцов. В.В. Искусство судебного оратора. – М.: Юридическая литература, 1981.

46. Михальская А.К. Основы риторики. - М.: Дрофа, 2001

47. Михальская А.К. Русский Сократ: курс лекций. - М.: Дрофа, 2001.

48. Новиков Л.А. Искусство слова. - М.: Педагогика, 1991.

49. Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе: научно-практическое пособие. – М., 2000.

50. Основы речевой коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2005.

51. Перельман Х., Олбрехт-Тытека Л. Новая риторика: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.

52. Петров О.В. Риторика: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

53. Порубов Н.И. Риторика: учебное пособие. – Минск, 2004.

54. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: ИНФРА-М; Высшая школа, 1997.

55. Резниченко И.М. Основы судебной речи: Учебное пособие. - Владивосток, 1976.

56. Риторика или ораторское искусство / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

57. Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. - М., 1988.

58. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь: Фамилия, 1995.

59. Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2014.

60. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 2000.

61. Судебные прения по уголовным делам: Учебное пособие. - Казань, 1992.

62. Федоров А.И. Образная речь. - Новосибирск: Наука, 1985.

63. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.

64. Чудинов А.П. Умение убеждать: практическая риторика. - Екатеринбург, 1995.

65. Шведов И.А. Искусство убеждать. - Киев, 1986.

66. Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. – М.: Арсис лингва, 1993.

 



2015-11-27 1693 Обсуждений (0)
Деловое общение юриста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деловое общение юриста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)