Создание и эволюция права Европейских Сообществ
Начало первого этапа связано с выработкой и введением в 34 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности Глава 1. Становление и эволюция европейского права
просы отчетности и контроля, порядок разрешения споров, условия вступления Договора в силу1. Одновременно с созданием ЕОУС начинается процесс формирования европейского права, закладываются его принципиальные основы. ЕОУС становится как бы опытным полем интеграционного строительства. В рамках этого объединения проходят проверку многие положения и принципы, легшие в основу европейской интеграции и нашедшие отражение и закрепление в праве. Утверждение права Европейских Сообществ в качестве автономной и самобытной правовой системы в решающей степени обусловлено образованием ЕЭС и Евратома. Их создание было оформлено учредительными договорами, подписанными в г. Риме (Италия) 25 марта 1957 г. (по месту подписания их зачастую именуют Римские договоры)2. Договор о Сообществе — основополагающий источник права Европейских Сообществ. Это весьма объемный и сравнительно детализированный для такого рода актов документ. Его текст с поправками, внесенными Единым европейским актом 1986 г., включал преамбулу и 248 статей, сведенных в шесть частей, которые подразделялись на главы и разделы. Договор в его консолидированной версии (текст 1997 г.) содержит 314 статей. Он определяет принципы, цели и задачи Сообщества (часть первая); закрепляет институт гражданства (часть вторая); детально регламентирует основные сферы деятельности и содержание общих политик (часть тре-i тья); регламентирует взаимоотношения с заморскими странами I и территориями (часть четвертая); регулирует статус институтов и органов Сообщества (часть пятая); формулирует общие и заключительные положения (часть шестая). Договор о Сообществе существенно изменяет по сравнению с ЕОУС статус Сооб- ' Текст Договора о ЕОУС см.: Договоры, учреждающие Европейские сообщества. М., 1994. С. 19-94. 2 Тексты Договора об учреждении Европейского экономического сообщества и Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии см.: Договоры, учреждающие Европейские сообщества. С. 99—288, 291—400. Многочисленные изменения, внесенные в последующие годы, суммированы в консолидированном тексте Договора о Сообществе, выработанном при подлит сании Амстердамского договора 1997 г. (см.: Европейское право. М., 2000. С. 553—699). Последующие изменения внесены Ниццским договором 2001 г. (см.: Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза. М., 2003. С. 26—54). щества, фундаментально расширяет его сферу ведения и порядок осуществления его полномочий, систему руководства и управления интеграционным процессом. Договор закрепляет важнейшие направления экономического, социального и правового развития Сообществ. На базе этого Договора начинают функционировать сложный и разветвленный механизм управления Сообществами и система юрисдикционного контроля, которая постепенно приобретает все более активный и всеобъемлющий характер. Суд ] Сообществ, используя преюдициальную процедуру, дает расширительное толкование многим положениям учредительного договвра. В решениях Суда формулируются и закрепляются ос- ] новные квалификационные принципы и характеристики права Европейских Сообществ. Расширению круга ведения Сообществ способствует применение Судом концепции подразуме- \ ваемых полномочий. Тем же целям служит механизм ст. 235 I Договора (по консолидированному тексту Договора ст. 308). Она предусматривает право Совета по предложению Комиссии , после консультации с Европейским парламентом принимать обязательные решения, необходимые для достижения целей \ Договора, даже если такого рода действия или акты прямо не предусмотрены учредительным договором. В результате происходит заметное расширение сферы действия европейского права без его предварительного закрепления непосредственно в учредительном акте. На протяжении почти 30 лет изменения, происходившие в праве Сообществ, фиксировались в основном в актах вторичного права, решениях Суда, закреплялись в обычаях и обыкновениях. Только в 1986 г. был принят учредительный акт, закрепивший происшедшие изменения и наметивший программу перехода к новому этапу европейской интеграции — созданию ЕС. Этот новый учредительный договор получил наименование Единого европейского акта. Он представляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы и 36 статей, сведенных в четыре раздела. Два главных момента характеризуют новый учредительный акт: во-первых, закрепление изменений, вносимых в Договоры об учреждении Европейских Сообществ, и, во-вторых, введение новых постановлений, 36 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности относящихся к европейскому сотрудничеству в области внешней политики. Единый европейский акт подтверждает расширение сферы ведения Сообществ. Он уточняет положения, связанные с сотрудничеством в сфере валютной и социальной политики, распространяет полномочия Сообществ на такие области, как на-1 учные исследования и технологическое развитие, окружающая • среда. Вносятся коррективы в институциональную систему, I официал изируется деятельность Европейского совета, претер-«певает изменение процедура принятия решений, вводится про-,' цедура сотрудничества. | Единый европейский акт ставит перед Сообществом новую ! важную задачу — построение внутреннего рынка. Одновременно дается его определение: «внутренний рынок должен представлять собой пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям настоящего договора обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов*. Единый европейский акт включает особый раздел, содержащий положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики. В нем декларируется стремление сообща формулировать К осуществлять европейскую внешнюю политику, обязанность государств-членов взаимно информировать и консультировать друг друга по вопросам внешней политики, а так-, же осуществлять собственную внешнюю политику с учетом по-! зиции остальных партнеров по Сообществу. Впрочем, соответ-1 ствующий раздел изложен крайне осторожно и свидетельствует I скорее о расширении сотрудничества государств-членов, нежели полномочий Сообщества. В качестве важнейших целей государств, объединившихся в Сообществе, ЕЕА провозгласил решимость создать ЕС и добиваться последующего осуществления экономического и валютного союза. ЕЕА намечал практически переход к новому витку интеграции, позволявшему решить задачи создания более широкого интеграционного образования — ЕС и подвести под него соответствующую экономическую и правовую базу путем построения единого внутреннего рынка и создания эвс. На основе ЕЕА был осуществлен ряд важных реформ, в частности на основе постановления Совета ЕС в 1988 г. был
Глава 1. Становление и эволюция европейского права образован Суд первой инстанции, что внесло значительные изменения в судебную систему Сообществ. Принятие и реализация ЕЕА подготовили переход к новому этапу европейской интеграции — созданию ЕС. 1.3.2. Создание Европейского Союза и эволюция европейского права Новый этап в развитии европейской интеграции получил воплощение и закрепление в Договоре о ЕС (ДЕС)\ Он был заключен 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г. (по месту подписания его именуют Маастрихтским договором). Задержка с ратификацией была! вызвана отрицательными результатами референдума в Дании, ( что привело к проведению повторного всеобщего опроса, давшего наконец положительные результаты. Кроме того, в ряде государств в связи с подписанием Договора о ЕС потребовалось внести серьезные изменения в текст национального основного закона. Так, во Франции в Конституцию 1958 г. был введен новый разд. XV о Европейских Сообществах и Европейском Союзе. Ряд изменений был внесен в текст Основного закона ФРГ, в частности в ст. 23, определяющую условия участия ФРГ в Европейских Сообществах и ЕС. В Конституции Франции использована формула совместного с ЕС осуществления полномочий. В Основном законе ФРГ говорится о передаче ЕС «своих суверенных прав на основании Закона». Сами по себе эти формулы интересны тем, что отражают различия в доктриналь-ном подходе государств — членов ЕС к правовым основаниям осуществляемых Союзом полномочий. Однако по своему содержанию и характеру, несмотря на различия формулировок, они остаются на практике общими для всех государств — членов ЕС. Договор о ЕС в его консолидированной версии состоит из преамбулы и восьми разделов (в первоначальный текст был включен дополнительный раздел о продвинутом сотрудничестве). В Договоре определяются структура Союза, его принципы, цели и задачи, характеризуется система институтов и названы 1 Текст Договора об образовании Европейского Союза см.: Единый европейский акт. Договор об образовании Европейского Союза. М., 1994. 38 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности главные слагаемые Союза. Согласно Договору ЕС учреждается на основе Сообществ, дополняется сферами общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества в области юстиции и внутренних дел (в Амстердамском договоре 1997 г. — сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере). В литературе структура, предложенная Договором, получила наименование системы трех опор. Большая часть постановлений ДЕС относится, однако, не столько к собственно ЕС, сколько к Сообществам. Договор предусмотрел внесение соответствующих изменений во все учредительные акты. Учитывая заметное расширение круга ведения Сообществ и их полномочий, было принято решение о переименовании ЕЭС в Европейское Сообщество. Такое изменение не только носило чисто формальный характер, но и отражало превращение Сообщества из организации экономиче-f ского сотрудничества в организацию универсального характера, охватывающую все наиболее важные и значительные сферы общественной жизни. В политико-правовой сфере ДЕС ставит одной из главных задач усиление защиты прав и интересов граждан, чему должно | способствовать вводимое на основе Договора гражданство ЕС. Восприняв положение, содержащееся в практике Суда ЕС, Договор формулирует и закрепляет основные принципы права ЕС. В нем подчеркивается также незыблемость правовых достижений Европейских Сообществ, которые образуют правовое достояние ЕС — acquis coramunautaire (французский термин воспроизводится в текстах на всех официальных языках ЕС без перевода). В сфере экономического строительства важнейшей задачей провозглашается завершение построения экономического и валютного союза. Соответственно предусматриваются сроки введения единой валютной системы и создание соответствующей институциональной структуры. Подробная регламентация порядка решения этой задачи дается в специальных протоколах, приложенных к ДЕС. Это Протокол о переходе к третьему этапу экономического и валютного союза; Протокол о критериях сближения, детализирующий постановление ст. 109; Протокол о процедуре чрезмерного дефицита. Новая валютная структура и ее руководящие органы определяются в Протоколе об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ. Датой достижения цели построения валютного
Глава 1. Становление и эволюция европейского права союза и введения в обращение новой общей валютной единицы — евро — Договор установил 1 января 1999 г. Несмотря на возникшие в ходе реализации этой задачи сложности, скептическое отношение многих влиятельных политических сил в странах ЕС и даже отдельных государств-членов, поставленная задача была в целом успешно решена. С 1 января 1999 г. была введена в безналичное обращение, а с 1 января 2002 г. — в наличное обращение в 12 государствах — членах ЕС (из 15) единая валютная единица — евро. Определенные подвижки намечены Договором о ЕС и в области социального развития. В ведение Сообществ передается сотрудничество в области культуры, здравоохранения, образования, защиты прав потребителей, координация политики в области занятости и некоторые другие. Договор о ЕС весьма сложный и противоречивый документ. Особенно отчетливо это прослеживается в правовом режиме Сообществ, в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а также в области сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Эти различия касаются таких важных моментов, как источники права, применяемого в рамках системы трех опор, субъекты права, порядок принятия и исполнения решений. Результатом явилась диверсификация1 правового режима установлений права ЕС не только по вертикали, но и по горизонтали. Отсюда различия в содержании понятий «право Европейских Сообществ» и «право Европейского Союза». С течением времени и принятием последующих учредительных актов эти противоречия и различия были несколько сглажены, однако не устранены. Опыт применения Договора о ЕС и приобретавшая все бо 1 От ттозднелат. diversificatio — изменение, разнообразие. 2 Текст договора см.: Амстердамский договор. М., 1998. 40 Часть 1. Европейское право: содержание, природа и особенности Глава 1. Становление и эволюция европейского права 41
Амстердамский договор состоит из краткой преамбулы и трех частей. В первой части формулируются поправки и изменения по существу, вносимые в положения, относящиеся к Союзу и Сообществам. Вторая часть Договора касается скорее технических проблем, хотя и имевших существенное юридическое значение, — содержит постановления, относящиеся к выработке консолидированных договорных текстов. Третья часть включает общие заключительные постановления. Кроме того, к тексту Договора приложен ряд дополнительных документов, протоколы и декларации, принятые подготовившей Договор межправительственной конференцией, а равно декларации, принятые ею к сведению. Одно из центральных мест в Договоре занимают постановления, относящиеся к созданию пространства свободы, безопасности и законности. Договор не содержит обобщенной формулы, раскрывающей содержание этого понятия. Однако в нем присутствует ряд статей, которые свидетельствуют о более или менее настойчивых попытках учредителей закрепить и расширить гарантии свободы, демократии и законности. Этим целям отвечает, в частности, новая формулировка оснований, на которых строится ЕС. Согласно ст. 6 «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господстве права — принципах, общих для государств-членов». Развитию демократических начал должны \ служить согласно Договору большая открытость и прозрачность ] принимаемых институтами и органами ЕС решений. При этом оговаривается, что само принятие такого рода решений должно быть максимально приближено к потребностям населения и осуществляться на основе демократических процедур. В связи с этим вносятся определенные изменения в порядок принятия нормативных правовых актов ЕС. Уточняются и получают распространение две основные процедуры, которые предусматривают более широкое и активное участие Европейского парламента. Так, согласно процедуре сотрудничества окончательное решение, принимаемое Советом и вотируемое на основе инициативы Комиссии, подлежит обязательному обсуждению Парламентом и проходит при необходимости несколько чтений. Еще более радикальный характер приобретает новая процедура совместного принятия решений. В этом случае решение может быть одобрено, только если оно вотировано в идентич- [ ной редакции Советом и Парламентом. Таким образом, Евро-I пейский парламент впервые с момента своего создания наделя-I ется более или менее реальными законодательными полномо-i чиями. Одновременно расширяется сфера принятия решений в Совете не путем единогласия, а на основе квалифицированного большинства. Процедура остается, однако, весьма сложной, уровень и степень ее демократизации еще невелики; бюрократические инстанции продолжают занимать доминирующие позиции. Демократизации юридических процедур способствует и вводимая Амстердамским договором весьма существенная новелла, предусматривающая возможность наложения санкций на государство-член, допускающее серьезное неоднократное нарушение основных начал, лежащих в основе построения и функционирования ЕС. Совет может в этом случае принять решение о приостановлении некоторых прав, вытекающих из учредительного договора. Причем особо оговаривается, что обязательства, возлагаемые на данное государство-член учредительным договором, продолжают оставаться в силе. Решения о санкциях выносит Совет, собирающийся в составе глав государств или правительств и действующий на основе принципа единогласия, при условии, что предложение вносится ЕК или не менее чем 1/3 государств-членов, а равно при условии получения согласия Европейского парламента. В случае если такая констатация со стороны Совета имела место, решение о конкретных санкциях выносится Советом в обычном составе квалифицированным большинством взвешенных голосов при условии, что оно поддержано большинством государств — членов Совета. Потребностям демократизации и контроля за законностью призвано служить также предоставляемое всем гражданам ЕС право петиций. Интересам и целям создания пространства свободы, демократии и законности должна способствовать предусмотренная ЕС коммунитаризация Шенгенских соглашений, т. е. их интеграция в систему права Сообществ. Выработанные группой государств — членов ЕС соглашения регулируют такие важные вопросы, как миграционная и визовая политика и право убежища (включены в форме специального раздела в Договор о Сообществе). Одновременно Амстердамский договор детализирует условия и порядок осуществления концепции продвинуто- 42 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности Глава 1. Становление и эволюция европейского права 43
го сотрудничества. Ее применение не должно распространяться на сферу исключительного ведения Сообществ и не должно наносить ущерб действующим договорным положениям, равно как правам и свободам граждан. Некоторые уточнения порядка применения Шенгенских соглашений предусматриваются в специальном протоколе, приложенном к Амстердамскому договору (участниками соглашения стали Исландия и Норвегия, а с 2009 г. — Швейцария и Лихтенштейн, не входящие в число членов ЕС; Великобритания и Ирландия не стали участниками Шенгенских соглашений; особую позицию сформулировала Дания). Некоторые изменения внес Амстердамский договор в структуру институтов ЕС. Одна из наиболее интересных новелл в ■ этой области состоит в учреждении поста Высокого представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Договор не содержит детальной регламентации полномочий Высокого представителя. Последующая практика, однако, показала, что он играет весьма существенную роль в подготовке, формулировании и исполнении решений в области ОВПБ и ОЕПБО. (В немалой степени этому содействовало, очевидно, и назначение на данный пост бывшего Генерального секретаря НАТО Хавьера Соланы.) Весьма важное значение имело также уточнение принципов, лежащих в основе построения и функционирования институциональной системы. К числу таковых были отнесены, в частности, принципы субсидиарное™ и пропорциональности. Определение этих принципов дано непосредственно в учредительном договоре и детализировано в специальном протоколе, приложенном к Договору. В Договоре подчеркивается, что при применении принципов субсидиарности и пропорциональности уважаются общие положения и цели Договора, особенно в том, что касается полного сохранения достижений Сообщества (acquis communautaire) и поддержания баланса между институтами. При этом особо оговаривается, что они не затрагивают развиваемые судом принципы, определяющие соотношение национального права и права Сообщества, что определяет содержание этих принципов, а также их значение для развития правовой системы в целом. Принцип субсидиарности, который применяется только за пределами сферы исключительного ведения Сообществ, позволяет проявлять опре- деленную гибкость при подходе к решению проблем. Он дает возможность решать их на национальном уровне, если они достижимы отдельными государствами, либо передавать их на европейский уровень, если необходимы усилия Сообщества в целом. Принцип пропорциональности подчеркивает, что Сообщества должны действовать в соответствии с их целями и в пределах, необходимых для их достижения. Одновременно он требует строгого соблюдения всеми институтами ЕС их полномочий и сбалансированности в их построении и деятельности. Наконец, приведенные положения представляют интерес и в том плане, что в них прямо оговаривается значимость практики Суда ЕС. В частности, подчеркивается незыблемость как acquis communautaire в целом, так и принципов, определяющих взаимоотношение европейского права и национального права государств-членов. Значительные изменения вносит Амстердамский договор в механизм выработки и осуществления общей внешней политики и политики безопасности. Он также расширяет в определенной степени применение методов и принципов, свойственных праву Сообществ, при осуществлении деятельности в рамках третьей опоры. Ряд изменений вносит Амстердамский договор в Договор о Сообществе. В его преамбулу введено положение о решимости содействовать развитию как можно более высокого уровня знаний посредством широкого доступа к образованию и его постоянному обновлению. В последующем это положение стало основой развития Болонского процесса, направленного на создание единого европейского образовательного пространства. Расширяются и уточняются полномочия Сообщества в области общественного здравоохранения, в сфере занятости, в области защиты окружающей среды и др. На основании решений, принятых в Амстердаме, составлены консолидированные тексты ДЕС и Договора о Сообществе. В соответствии с таблицами, приложенными к Договору, которые становятся его неотъемлемой частью, перенумеровываются разделы, главы и статьи обоих учредительных договоров. Это позволяет упростить сами тексты, систематизировать их содержание и принять решение о прекращении или частичном прекращении и пересмотре ранее принятых и приложенных к договорам протоколов и деклараций. 44 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности Глава 1. Становление и эволюция европейского права 45
В ходе работы над Амстердамским договором выявились серьезные разногласия между государствами-членами по вопросу о реформировании институтов. Для их преодоления решено было созвать новую межправительственную конференцию. Ей поручалось до принятия окончательного решения о вступлении новых членов подготовить договор, вносящий изменения в институциональную структуру. Завершающим аккордом в подготовке к расширению ЕС стал Ниццский договор, изменяющий ДЕС, Договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты1. Подписанный в г. Ницце (Франция) 26 февраля 2001 г., он вступил в силу с 1 мая 2003 г. Продолжительность 1 ратификационного процесса была связана с трудностями, воз-1 никшими в отдельных государствах-членах. В частности, в Ир-I ландии пришлось прибегнуть к повторному референдуму для I того, чтобы преодолеть негативные результаты первого голосо-I вания. Договор состоит из преамбулы и двух частей, содержащих 13 статей. При этом ст. 1, относящаяся к изменениям, вносимым в ДЕС, и ст. 2, вносящая изменения в Договор о Сообществе, содержат многочисленные постановления, сформулированные в виде статей, изменяющих и дополняющих те или иные статьи предшествующих текстов. В результате вновь вводятся статьи, имеющие не только цифровое, но и буквенное обозначение. К Договору приложен ряд документов в форме протоколов и деклараций. Наиболее важные среди них это Протокол о расширении ЕС и Протокол, содержащий Устав Суда ЕС. Согласно официальной мотивировке главное назначение i Договора состоит в завершении «процесса подготовки к функ-| ционированию институтов в рамках расширяющегося Европейского Союза, начатого Амстердамским договором». Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать вызовы и риски, связанные с приходом большой группы новых государств-членов, отчетливо прослеживаются в содержании Договора. Уточняется процедура наложения санкций на государства-члены, не соблюдающие фундаментальные ценности и принципы, закрепляемые в Договоре о ЕС. Детализируются постановления, относящиеся к продвинутому сотрудничеству, возможность которого распространяется См.: Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза. на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Одновременно совершенствуется правовой механизм ОВПБ и вводится ее разновидность — ОПБО, повышаются требования к выработке и проведению общей внешней политики. Центральное место в Договоре занимают постановления, относящиеся к институциональной структуре ЕС. В той или иной степени реформируются практически все институты ЕС. Изменяются численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется число взвешенных голосов, которыми обладает каждое государство-член в Совете ЕС и которые используются при принятии решений квалифицированным большинством. Одновременно вносятся изменения в саму процедуру голосования и заранее определяется кворум и порог численного большинства, необходимого для принятия решений (обязательная сумма взвешенных голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств — кандидатов на вступление). Ряд серьезных уточнений вносится в порядок формирования ЕК и ее структуру. Резко возрастают роль и значение Председателя ЕК. Договор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Практически вводится трехзвенная структура судебных инстанций: Суд ЕС, СПИ и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статус суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Более того, в ограниченных пределах ему предоставляются полномочия в осуществлении преюдициальной процедуры. Детали проводимых изменений фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который приложен к Ниццскому договору и дополнен последующими решениями Совета ЕС. Опыт развития событий в ЕС после подписания Ниццского договора подтверждает, что тревоги и опасения, связанные с расширением Союза, отнюдь не беспочвенны. Об этом свидетельствуют события вокруг Ирака, вызвавшие серьезные различия в позициях отдельных государств-членов и государств — кандидатов на вступление. Выявились серьезные расхождения по поводу отдельных принципиальных положений Конституции ЕС. Обострились разногласия, порожденные нарушением Пакта стабильности и экономического роста 1997 г. со стороны ряда ведущих государств — членов ЕС. Конечно, интеграционные объединения в ходе своего развития неоднократно сталки- 46 Часть 1. Европейское право: содержание, природа и особенности вались с серьезными противоречиями и кризисными явлениями. В конечном счете их удавалось преодолевать и находить необходимый консенсус. Однако почти удвоение численного состава ЕС с мая 2004 г. способно серьезно осложнить достижение согласия и, как следствие, понизить оперативность и эффективность осуществления функций Союза.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |