Методические рекомендации по написанию реферата по истории И ФИЛОСОФИИ науки
Реферат является обязательным условием для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки. Реферат пишется по проблемам истории науки, либо обшей истории науки, либо истории развития отдельных научных дисциплин, концепций, теорий, направлений, школ и т.д. Методика работы над рефератом включает в себя следующие основные операции: • выбор темы, • изучение необходимой литературы, • разработка общего рабочего плана и плана освещения отдельных вопросов реферата, • письменное изложение. Объем реферата - 1 печатный лист (18-20 машинописных страниц); Реферат оформлен в папке: - титульный лист; (обязательна виза научного руководителя с надписью «Допускаю к защите»), - план-содержание; - введение; - основная часть работы (с практическим применением, т.е. связать с темой своей диссертации); - заключение; - список литературы (не менее 10-12 источников за последние 5 лет). 1. Выбор темы. При выборе темы следует прежде всего использовать список тем, рекомендуемых и утвержденных кафедрой.В этом списке диссертант должен правильно выбрать тему реферата по направлению своего диссертационного исследования: естественно-научное, техническое или социально-гуманитарное. Кроме этого, при согласовании с научным руководителем можно представлять реферат по историческим вопросам профильной дисциплины с условием философского анализа и логико-методологического осмысления диссертационных проблем. Темой реферата может стать и развернутое творческое рецензирование философских работ по истории науки, дающее возможность аспирантам и соискателям показать собственное, оригинальное понимание дискуссионных вопросов истории науки. 2. Работа с научной литературой включает: • выбор необходимой литературы, • ее изучение, • использование при написании реферата. Выбор необходимой литературы. Аспирант должен уметь самостоятельно подбирать современную (за последние 5 лет) и актуальную литературу по избранной теме. Это важная часть методологической культуры молодого ученого, позволяющая ему основательно разобраться в изучаемых вопросах истории науки и рационально использовать личный бюджет времени. Распространенными и эффективными способами самостоятельного поиска научной литературы являются: —> использование библиотечных каталогов и специальных библиографических указателей. Каждая карточка каталога содержит первичную информацию о целесообразности использования данной литературы, ее краткий план и аннотацию; —> предварительное общее ознакомление с литературой, ее внешними данными, просмотр содержания, введения, заключения (это поможет оперативно определить соответствие данной работы исследуемой проблематике), оценка языка, стиля, теоретического уровня работы, ее познавательной ценности; —> использование сведений о научной литературе, встречающихся в средствах массовой информации, включая электронные носители и Интернет-ресурсы. Чтение и запись изучаемого материала. Существуют три основных вида чтения научной литературы: • первичное (ориентировочное), • повторное (углубленное) и • синтетическое (комбинированное). Цель первичного чтения состоит в том, чтобы усвоить общую структуру и логику работы, предварительно ознакомиться с ее основными проблемами, их научной и практической ценностью. При первом, ориентировочном прочтении нет необходимости составлять конспект, тезисы или выписывать цитаты. Вместо этого целесообразно на отдельном листке бумаги составить план вопросов, рассматриваемых в изучаемой работе, с указанием соответствующих страниц. Это даст возможность Повторное (углубленное) чтение необходимо для более продуманного и основательного усвоения материала. В его процессе следует выделять основные идеи, размышлять над ними, выяснять логику их доказательств. Неясные вопросы, понятия, термины уточняются в справочной литературе. Как правило, углубленное осмысление научной литературы требует записи отдельных положений текста. Синтетическое или комбинированное чтение соединяет в себе два предыдущих метода. Оно характерно для подготовленного читателя, хорошо ориентирующегося в изучаемой теории. В этом случае быстрое чтение работы сопровождается акцентированным вниманием к ее ключевым, интересующим исследователя вопросам. В процессе работы с научной литературой возникает необходимость делать выписки из текста. Записывается самое главное: основные теоретические положения, формулировки законов, принципов, научных понятий, интересный фактический материал, логика доказательств, оригинальные термины и т.д. Выписки могут осуществляться своими словами, но могут быть и дословной записью отдельных положений автора. В этом случае выписка является цитатой. При цитировании необходимо точно (дословно) передавать мысли автора и указывать на исходные данные выписки. Выписки из цитаты позволяют сохранять и накапливать необходимую научную информацию и могут быть использованы не только для написания реферата, но и в будущей научной и практической работе. Такая форма записи может осуществляться на отдельных карточках, из которых составляются системные картотеки по определенным темам, проблемам. Современный метод накопления и систематизации информации связан с использованием компьютерных технологий. При разработке общего рабочего плана реферата и плана освещения отдельных вопросов полезно сопровождать эти элементы короткими записями, комментариями, замечаниями, цитатами. Таким образом, план превратится в план-конспект, на основе которого будет осуществляться дальнейшая работа над рефератом. 3. Письменное изложение реферата. Реферат должен быть правильно оформлен и содержать следующие структурные элементы: • название темы, • план, • введение, • основную часть, • заключение, • список используемой литературы, • ссылки в тексте. В целом по форме и содержанию он должен представлять собой научный доклад. Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее разработанности, наличие в ней нерешенных проблем, формируется цель и задачи работы. Основная часть может включать два-три раздела, в которых излагается содержание рассматриваемых вопросов. К содержанию реферата предъявляется ряд требований: в нем должна быть четко изложена концепция рассматриваемого вопроса с развернутым анализом основных проблем. Обязательным является наличие элементов исследования диссертанта, логически связанное изложение темы реферата с темой научного исследования, соответствие теоретического и практического материала современному уровню развития науки. Заключение реферата подводит краткий итог проделанной исследовательской работы. После него приводится список используемой литературы. Таковы общие методические советы по написанию реферата аспирантами и соискателями. Конкретные рекомендации по избранной теме можно получить в индивидуальном порядке на кафедре философии. В заключение следует еще раз напомнить, что работа над рефератом носит творческий характер. Ее задача состоит не только в том, чтобы показать знание истории и философии науки и ее различных фрагментов, но и в овладении современными методами получения новых историко-научных знаний, их анализа и изложения, что сближает реферат с научным исследованием.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
1. Предмет и основные концепции современной философской науки. 2. Наука в культуре современной цивилизации. 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. 4. Структура научного знания. 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания. 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. 7. Особенности современного этапа развития науки. 8. Наука как социальный институт. 9. Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики. 10. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте. 11. Закономерности развития математики. 12. Философские концепции математики. 13. Философия и проблемы обоснования математики. 14. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки. 15. Место физики в системе наук. 16. Онтологические проблемы физики. 17. Проблемы пространства и времени. 18. Проблемы детерминизма. 19. Познание сложных систем и физика. 20. Проблема объективности в современной физике. 21. Физика, математика и компьютерные науки. 22. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре. 23. Основания научного метода в астрономии и космологии. 24. Проблема объективности знания в астрономии и космологии. 25. Эволюционная проблема в астрономии и космологии. 26. Человек и Вселенная. 27. Специфика философии химии. 28. Концептуальные системы химии и их эволюция. 29. Тенденция физикализации химии. 30. Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура. 31. Проблема пространства и времени в географии. 32. Географическая среда человеческого общества. 33. Биосфера и ноосфера. 34. География и экология. 35. Место геологии в генетической классификации наук. 36. Проблема пространства и времени в геологии. 37. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. 38. Геология и экология. 39. Предмет философии биологии и его эволюция. 40. Биология в контексте философии и методологии науки XX в. 41. Сущность живого и проблема его происхождения. 42. Принцип развития в биологии. 43. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. 44. Проблема системной организации в биологии. 45. Проблема детерминизма в биологии. 46. Воздействие биологии на формирование новых форм, установок и ориентаций культуры. 47. Предмет экофилософии. 48. Человек и природа в социокультурном измерении. 49. Экологические основы хозяйственной деятельности. 50. Экологические императивы современной культуры. 51. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества. 52. Философия медицины и медицина как наука. 53. Философские категории и понятия медицины. 54. Сознание и познание. 55. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы. 56. Проблема нормы, здоровья и болезни. 57. Рационализм и научность медицинского знания. 58. Философия техники и методология технических наук. 59. Техника как предмет исследования естествознания. 60. Естественные и технические науки. 61. Особенности неклассических научно-технических дисциплин. 62. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. 63. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в. 64. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники. 65. Интернет как метафора глобального мозга. 66. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. 67. Социальная информатика. 68. Общетеоретические подходы. 69. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. 70. Субъект социально-гуманитарного познания. 71. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. 72. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. 73. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. 74. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы. 75. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. 76. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. 77. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 78. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. 79. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки. 80. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1681)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |