Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



2015-11-27 608 Обсуждений (0)
ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРАВОВОЙ СТАТУС ОТДЕЛЬНЫХ

 

6.1. Хозяйственные объединения

Осуществление предпринимательской деятельности ее субъек­тами — предприятиями вызывает потребность в непосредствен­ном взаимодействии с другими предприятиями с целью коллек­тивного использования производственного, научно-технического, информационного и финансового потенциала каждого из них для достижения большей эффективности. Это обусловило создание большого числа и разнообразие видов объединений предприятий, возникающих на добровольной основе, с активными «горизон­тальными» связями между их участниками — субъектами пред­принимательской деятельности.

На практике действует множество различных видов объеди­нений предприятий, что требует их соответствующего правового регулирования.

Согласно ст. 119 ХК Украины в зависимости от порядка уч­реждения объединения предприятиймогут образовываться как

хозяйственные объединения или как государственные либо ком­мунальные хозяйственные объединения.

Государственное (коммунальное) хозяйственное объедине­ние — объединение предприятий, образованное государственны­ми (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Ми­нистров Украины или, в определенных законом случаях, реше­нию министерств (других органов, в сферу управления которых входят предприятия, образующие объединение), или решению ком­петентных органов местного самоуправления. Такое объедине­ние действует на основе решения о его образовании и устава, ко­торый утверждается органом, принявшим решение об образова­нии объединения.

Хозяйственное объединение— объединение предприятий, об­разованное по инициативе предприятий, независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйствен­ную деятельность.

Хозяйственные объединения характеризуются следующими признаками:


Во-первых, его учредителями (участниками) могут быть только коммерческие юридические лица, то есть организации, ставящие своей основной целью получение прибыли.

Во-вторых, участники объединения сохраняют свою юридичес­кую самостоятельность как субъекты права. Это зафиксировано в ч.1 ст.121 Хозяйственного кодекса. Предприятия — участники объединения предприятий сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения этого Кодекса и других за­конов по регулированию деятельности предприятий. Следователь­но, объединение не вправе осуществлять управление и контроль за деятельностью участников и выполнять функции по распоря­жению их имуществом.

В-третьих, добровольный порядок создания. Добровольность волеизъявления учредителей на создание объединения находит отражение в учредительном договоре.

В-четвертых, объединение признается новым и самостоятель­ным субъектом права (юридическим лицом), которому принадле­жит имущество, переданное ему учредителями (участниками).

Исходя из указанных признаков, можно показать черты сход­ства и отличия хозяйственных объединений и хозяйственных обществ. Общим у тех и других юридических лиц является то, что они создаются на добровольных началах, их участники со­храняют свою юридическую самостоятельность, а они являются новыми субъектами права и собственниками переданного им уч­редителями имущества. Различие можно проводить по различ­ным основаниям — по целям деятельности, объему и сфере регулир­ования, а также кругу участников. Круг участников хозяйствен­ных обществ гораздо шире, нежели хозяйственных объединений: если участниками хозяйственных обществ могут быть как физи­ческие, так и юридические лица, то учредителями хозяйственных объединений — только юридические лица.

Порядок создания и учредительные документыхозяйствен­ного объединения определяются ч.З ст.119 ХК, согласно кото­рой объединения действуют на основе учредительного договора и/или устава, утверждаемого их учредителями. Очевидно, что если создается договорное объединение (ассоциация и корпора­ция), то требуется учредительный договор. При создании же консорциумов и концернов (уставных объединений) необходим устав. Хотя следует отметить, что вряд ли оправданна альтерна­тива «договор или устав», ведь, например, и уставным объедине­ниям трудно обойтись без учредительного договора.

Законодательством Украины не предусмотрены требования к содержанию учредительных документов хозяйственных объеди­нений. Представляется, что в учредительных документах объеди­нения, как и других юридических лиц, должны определяться, на-


пример, наименование, место его нахождения, порядок управления деятельностью, состав и компетенция органов управления и поря­док принятия ими решений, в том числе перечень вопросов, реше­ния по которым принимаются единогласно или квалифицирован­ным большинством голосов участников объединения, а также по­рядок распределения имущества, остающегося после его ликвидации.

В уставе хозяйственного объединения целесообразно преду­сматривать цели и задачи, предмет деятельности объединения, источники образования имущества, создаваемые фонды, органы управления и контроля, порядок реорганизации и ликвидации. В учредительном договоре могут быть зафиксированы права и обязанности участников объединения, порядок принятия и вы­хода их из объединения, размеры и виды взносов, вносимых ими в имущество объединения, порядок изменения и расторжения договора.

Решение об образовании объединения предприятий (учреди­тельный договор) и устав объединения согласовываются с Анти­монопольным комитетом Украины в порядке, установленном за­конодательством (ч.4 ст. 121 ХК).

Так, Антимонопольный комитет Украины рассмотрел заяв­ление о предоставлении согласия на создание внешнеэкономи­ческой корпорации «Тяжмашимпекс», учредителями которой вы­ступили наиболее крупные украинские производители продук­ции тяжелого машиностроения, в частности, Славянский завод тяжелого машиностроения, концерн «Азовмаш», ВАТ «Днепро-тяжмаш» и «Запорожтрансформатор», НВО «Турбоатом» и «Электротяжмаш», холдинговая компания «Энергострой», ряд других предприятий и организаций.

Учредители корпорации делегировали ей полномочия относи­тельно участия в международных тендерах, заключения и орга­низации исполнения контрактов на строительство за рубежом объектов тяжелого машиностроения, поставку оборудования, ме­таллоконструкций, организации научно-исследовательских и экс­периментально-конструкторских работ с целью создания кон­курентоспособной машиностроительной и иной продукции.

Создание корпорации самыми мощными машиностроитель­ными предприятиями, часть из которых занимает монопольное положение на общегосударственных рынках, может оказать не­гативное влияние на состояние конкуренции. Однако Антимо­нопольный комитет Украины принял во внимание то, что по основным видам продукции участники корпорации не являются конкурентами между собой, а деятельность корпорации будет осуществляться преимущественно на внешних рынках и будет способствовать повышению конкурентоспособности на этих рынках украинских предприятий.


После внесения соответствующих изменений в учредитель­ные документы согласие Антимонопольного комитета Украи­ны на создание корпорации было предоставлено.

В тех же случаях, когда создание хозяйственного объединения может привести или усилить уровень монополизации на рынке, Антимонопольный комитет Украины отказывает в даче согласия на его создание.

Так, в Антимононополъный комитет Украины поступило за­явление о предоставлении согласия на создание корпорации «Ки-ровоградэлеваторзернопром» на базе Кировоградского производ­ственного объединения элеваторной и зерноперерабатывающеи промышленности.

Участниками корпорации имели намерение стать все хозяй­ствующие субъекты, которые входят в состав названного объ­единения.

Основными видами деятельности учредителей корпорации являются закупка и хранение зерна, масляных культур, семян и производство продукции мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.

Анализ проекта учредительного договора корпорации дал ос­нование рассматривать группу учредителей (27 юридических лиц) как единый хозяйствующий субъект (предприниматель), где корпорация имеет решающее влияние на хозяйственную де­ятельность учредителей, в том числе на принятие управленче­ских решений на основе прав, зафиксированных в проекте учре­дительного договора.

Создание корпорации привело бы к монополизации рынков услуг по хранению и переработке зерна, производства и хране­ния муки в пределах Кировоградской области.

В соответствии с распоряжением государственного уполно­моченного Антимонопольного комитета было начато рассмот­рение дела об экономической концентрации.

В результате рассмотрения дела было установлено, что соз­дание корпорации противоречит заданиям Государственной про­граммы демонополизации экономики и развития конкуренции, поскольку на базе уже действующего монопольного образования создается новое образование, которое благодаря использованию финансовых и коммерческих возможностей участников эконо­мической концентрации увеличит уровень монополизации от­дельных рынков области.

Антимонопольный комитет своим распоряжением отказал в предоставлении согласия на создание корпорации «Кирово-градэлеваторзернопром». При этом было отмечено, что согла­сие на концентрацию может быть предоставлено при условии изменения состава участников концентрации способом, кото-


рый устраняет возможность монополизации ими соответству­ющих рынков.

Хотя возникает объединение на основе добровольного воле­изъявления участников, однако это не исключает необходимость его государственной регистрации как юридического лица — субъекта предпринимательской деятельности. Государственная регистрация хозяйственного объединения производится в поряд­ке, установленном законом.

Одно из основных правил, регламентирующих выполнение хо­зяйственным объединением обязательств, определяет содержаща­яся в ч.4 ст. 123 Хозяйственного кодекса норма: объединение предприятий не отвечает по обязательствам его участников, а предприятия-участники не отвечают по обязательствам объеди­нения, если иное не предусмотрено учредительным договором или уставом объединения.

Это положение вытекает из принципа самостоятельной иму­щественной ответственности юридического лица, закрепленного в ст.96 Гражданского кодекса Украины: юридическое лицо са­мостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадле­жащим ему имуществом.

Поскольку объединение и создавшие его участники являются юридическими лицами и самостоятельными субъектами права, то, по общему правилу, исключается взаимная имущественная ответственность их друг за друга по обязательствам.

Однако указанная норма имеет диапозитивный характер, пре­дусматривая возможность иного решения вопроса в учредитель­ных документах. Следовательно, в порядке исключения из обще­го правила, в учредительном договоре или в уставе могут быть предусмотрены условия и порядок имущественной ответственно­сти участников по обязательствам объединения. Это в наиболь­шей степени возможно в концерне, где тесная взаимосвязь учас­тников и значительная централизация управления вызывает це­лесообразность установления имущественной ответственности участников по долгам объединения и наоборот. Но речь, вероят­но, может идти лишь об их дополнительной (субсидиарной) от­ветственности по обязательствам друг друга. При этом кредитор должен предъявить требование прежде всего к основному долж­нику (объединению). В случае же отказа основного должника удовлетворить требования кредитора ввиду недостаточности средств и имущества, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины называет четыре видахозяйственных объединений: ассоциация, корпорация, консор­циум и концерн.Первые два вида — договорные, остальные — уставные. Приведение в законодательстве перечня объединений имеет определенное значение для отграничения различных ви-


дов используемых в практике объединений, выявления их разли­чий. Вместе с тем важно, что этот перечень не имеет исчерпываю­щего характера. В законе указано, что возможны и другие объ­единения предприятий, предусмотренные законом. Это позволяет включать в сферу действия закона новые, ранее не известные, виды

объединений.

Ассоциация— договорное объединение, созданное в целях пос­тоянной координации хозяйственной деятельности объединивших­ся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специа­лизации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации (^.2 ст.120 ХК). Хотя цель ассоциации в законодательстве определена как координация деятельности, обычно это не единственная цель. Другими целями ассоциации могут быть обеспечение ьащиты прав участников, представление общих интересов и т.п.

Ассоциация может осуществлять координацию общих разра­боток и исследований, оказывать участникам услуги, в частно­сти юридические (консультации по вопросам правового регули­рования предпринимательской деятельности, включая экспорт­но-импортные операции, кредитование); информационные (обеспечение участников рыночной информацией, рекламой для стимулирования спроса на рынках, обеспечение информацией по техническим разработкам, промышленным стандартам и про­мышленной статистике); иные (поиск новых рынков сбыта, сфер потребления, разработка и установление стандартов ассоциации по вопросам отраслевых классификаторов качества, надежнос­ти, условий труда, уровня квалификации работников и др.).

Ассоциация получила широкое распространение как один из ведущих видов хозяйственных объединений, поскольку является универсальным способом ведения совместной деятельности, выгодно отличаясь от концерна и корпорации невысокой степенью центра­лизации, от консорциума — широкой направленностью. Она при­влекательна для ее участников возможностью сочетания участия в ее деятельности с участием в других ассоциациях и хозяйствен­ных объединениях с сохранением всей полноты юридической са­мостоятельности. Эти особенности ассоциации в сочетании с вы­полнением ею функций по координации деятельности участников, оказании им и другим организациям производственных, коммер­ческих, информационных услуг способствуют объединению уси­лий участников, налаживанию хозяйственных связей, коопериро­ванию производства, вызывают большой рост числа ассоциаций.

В рамках ассоциаций их участники обычно координируют выполнение отдельных своих задач либо совместно осуществляют


лишь часть не основных функций. Такая ограниченность связи между участниками делает невозможным взаимную имущественную ответственность по долгам участников и ассоциации в целом. Это же делает возможным участие одного и того же юридического лица в различных ассоциациях. Управление в ассоциации может осуществляться как специально создаваемыми органами управле­ния, так и головным юридическим лицом (по согласованию участ­ников). Орган управления, создаваемый в ассоциации, для участ­ников, в основном, является информирующим, координирующим центром, обеспечивающим согласованные действия по отдельным видам деятельности. Он может быть и центром, аккумулирующим средства для осуществления инвестиций и общих задач.

Учитывая нежесткость связи между участниками ассоциации и незначительную степень централизации, Закон предусматрива­ет: ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.

В целях обеспечения защиты конкуренции и недопущения ее неправомерного ограничения Антимонопольным комитетом Укра­ины разработаны Принципы обеспечения соответствия антимоно­польному законодательству создания и деятельности ассоциации предпринимателей (информационное письмо Антимонопольного комитета Украины от 20.12.95 г. № 5/03).

Объединение предпринимателей в ассоциацию с учетом этих Принципов рассматривается Антимонопольным комитетом Укра­ины как осуществление предпринимателями их законного права на договорное добровольное объединение с целью, определенной Законом, и в виде, который не противоречит антимонопольному законодательству, то есть без создания монопольного образования, монополизации рынков и без ограничения конкуренции.

Принципы применяются к ассоциациям, которые создаются пред­принимателями, являющимися конкурентами, или предпринима­телями, не являющимися конкурентами, однако их объединение на иных условиях, нежели определено в Принципах, может приве­сти к появлению монопольного образования, монополизации рын­ка, ограничению конкуренции.

Создание ассоциации признается не приводящим к нарушени­ям антимонопольного законодательства при соблюдении следую­щих условий:

ассоциация создается как договорное лицо, которое не являет­ся хозяйственным обществом или предприятием; не осуществляет предпринимательской деятельности; учредители и участники ас­социации не получают прямых доходов (дивидендов) от ее дея­тельности;

филиалы и представительства ассоциации имеют статус ее струк­турных подразделений;


ассоциация является свободной для вступления (выхода) но­вых участников (учредителей) на основах соблюдения ими учре­дительных документов ассоциации и соответствия этим принци­пам;

предмет деятельности ассоциации включает координацию хо­зяйственной деятельности участников без права вмешиваться в их производственную и коммерческую деятельность и принятия управленческих решений;

функции и полномочия ассоциации исключают возможность осуществления действий, ограничивающих конкуренцию среди учредителей и других участников рынка;

ассоциация не основывает и не выступает соучредителем но­вых хозяйствующих субъектов, не осуществляет контроль или управление, в том числе доверительного, относительно хозяй­ствующих субъектов.

Наиболее характерными видами координационной деятельно­сти и функций ассоциации, которые рассматриваются Антимоно­польным комитетом Украины как не приводящие к появлению монопольных образований, монополизации рынков, ограничению конкуренции, являются следующие:

обеспечение участников ассоциации информацией по техни­ческим разработкам промышленных стандартов и промышлен­ной статистики;

предоставление участникам услуг, которые наиболее эффек­тивно могут предоставляться на отраслевом уровне или центра­лизованно, в частности таких, как юридические консультации, помощь в осуществлении экспорта, страхование, кредитование,

также обучение;

утверждение норм поведения ассоциации, ее участников или принятие внутреннего кодекса поведения с учетом указанных в информационном письме принципов. Целью норм является сти­мулирование лучшей предпринимательской политики участни­ков, справедливого обращения с потребителями, правил и чест­ных обычаев в предпринимательстве;

поддержка интересов участников в государственных органах; координация совместных исследований и разработок. Другими видами координационной деятельности и функций ассоциации могут быть:

обеспечение участников ассоциации рыночной информацией; осуществление рекламы для содействия развитию экспорта и сти­мулирования спроса на внутренних рынках; осуществление по­иска новых рынков сбыта, сфер снабжения;

разработка и установление стандартов ассоциации по вопро­сам отраслевых классификаторов качества, надежности, по во­просам условий труда или уровня квалификации работников, по вопросам поведения в отношениях с потребителями;


содействие законным интересам участников в осуществлении иных видов деятельности, которые не противоречат учредительно­му договору.

Вышеуказанные виды координационной деятельности и функ­ций ассоциации могут осуществляться с учетом следующих по­ложений:

ассоциация ни при каких обстоятельствах не рекомендует цены, не осуществляет обмен информацией относительно средних цен или среднего уровня затрат, не предупреждает о запланирован­ных изменениях в действиях участников на рынках;

сведения о деятельности отдельных участников ассоциации не публикуются и не передаются другим участникам ассоциации, кроме как в общем виде, без определения отдельных участников и не раньше, чем через месяц после их сбора. Они собираются, сохраняются и используются как информация с ограниченным доступом в соответствии с действующим законодательством об информации. К этим сведениям следует отнести такую информа­цию относительно участника, как цены, объемы и стоимость реа­лизации, действительное положение получения заявок, объемы и стоимость невыполненных заявок, перечень поставщиков и за­казчиков, прогнозируемый коэффициент использования мощно­стей, а также какая-либо иная информация, с помощью которой можно определить поведение отдельного участника ассоциации.

В учредительных документах ассоциации могут быть преду­смотрены на основе соответствующих норм действующего зако­нодательства дополнительные допустимые виды деятельности ас­социации, которые связаны с особенностями функционирования отраслей, рынков, их сегментов, в частности их государственным регулированием и контролем, особенностями промышленной по­литики в отрасли.

Корпорациейпризнается договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерче­ских интересов объединившихся предприятий, с делегировани­ем ими отдельных полномочий централизованного регулирова­ния деятельности каждого из участников органам управления корпорации (ч.З ст.120 ХК).

Следовательно, в корпорации возможна централизация функ­ций — их перечень определяется в договоре. Корпорация выпол­няет лишь те функции и осуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками. Следовательно, участни­ки могут предусматривать изъятие отдельных функций из свое­го ведения либо уменьшения их объемов с передачей соответ­ствующих исключенных полномочий корпорации в целом.

Однако корпорация как договорное объединение не может рас­поряжаться имуществом предприятий, входящих в ее состав на правах учредителей.


Консорциум— это временное уставное объединение предприя­тий для достижения его участниками определенной общей хозяй­ственной цели (реализации целевых программ, научно-техничес­ких, строительных проектов и т.п.). Консорциум использует сред­ства, которыми его наделяют участник, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, а также средства, поступающие из других источников, в порядке, определенном его уставом. При достижении цели его создания консорциум прекращает свою деятельность (ч.4 ст. 120 ХК).

По смыслу закона, консорциум создается на основе временного соглашения участников об объединении ресурсов и усилий с це­лью финансирования осуществления каких-либо задач. Признание законом консорциума самостоятельным видом объединений по~ зволяет считать его юридическим лицом.

Это объединение создается для решения конкретных задач реализации крупных целевых программ и проектов. После вы­полнения этой задачи консорциум ликвидируется либо преоб­разуется в другой вид объединения.

Таким образом, консорциумы не предполагают высокую сте­пень централизации и концентрации управления. Будучи объ­единением предприятий с целью решения определенных задач инвестиционного, научно-технического или финансового харак­тера, создаваемым на добровольных началах, консорциум, как и ассоциация, больше характеризует координационные, нежели субординационные отношения участников.

Концерномпризнается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимо­сти от одного или группы участников объединения, с централи­зацией функций научно-технического и производственного раз­вития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и дру­гой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом представлять их интере­сы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновре­менно участниками другого концерна (ч.5 ст.120 ХК).

Концерн дает возможность объединить ресурсы и усилия его участников при сохранении их полной правовой самостоятельно­сти и юридической возможности вступления в иные отношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Отличие концерна от других видов хозяйственных объедине­ний (в особенности, от ассоциации) — в высокой степени цент­рализации и глубине связи между участниками. Свойственная концерну централизация значительной части производственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участника­ми единой политики в рамках концерна приводит к наделению его широким кругом собственных полномочий осуществления произ-


с

IV

с;

II С( О'

Р<

Л]

т ск

е&

НЕ КО

ци ня до* ки го

СТЕ

по{

пре

28?


водственной деятельности, в том числе к образованию централизо­ванных финансовых фондов, созданию новых субъектов хозяй­ственной деятельности в интересах участников концерна с тесны­ми хозяйственными связями и отношениями его участников внутри концерна.

Особенностью концерна является то, что он, в сравнении с други­ми видами объединений, — наиболее централизованная структура с жесткими связями его участников, которые согласованно осуществ­ляют основную деятельность. Поэтому учредительными докумен­тами концерна может быть запрещено его участникам состоять одновременно в нескольких концернах, однако они вправе быть членами различных ассоциаций. Жесткая взаимосвязь участников в концерне делает возможным существование дополнительной иму­щественной ответственности участников по обязательствам объе­динения в целом, о чем могут договориться участники концерна.

Высокая степень централизации делает необходимым обяза­тельное создание обособленного аппарата управления. Концерн вправе централизовать любые функции управления, если это пре­дусмотрено уставом.

Таким образом, концерн является единым производственно-хо­зяйственным комплексом, участники которого тесно связаны меж­ду собой технологическим и кооперационным единством. Они пере­дают концерну значительно больше полномочий, нежели участники ассоциации, и централизуют выполнение основных направлений своей деятельности (производственной, научной, инвестиционной, внешне­экономической и т.д.). Участники концерна наделяют его правом решать вопросы, связанные с материально-техническим обеспече­нием, сбытом (реализацией) продукции и др.

Предприятиеучастникхозяйственного объединения имеет право:

добровольно выйти из объединения на условиях и в порядке, определенных учредительным договором о его образовании либо уставом хозяйственного объединения;

быть членом других объединений предприятий, если законом, учредительным договором либо уставом хозяйственного объ­единения не установлено иное;

получать от хозяйственного объединения в установленном по­рядке информацию, связанную с интересами предприятия;

получать часть прибыли от деятельности хозяйственного объ­единения в соответствии с его уставом. Предприятие может иметь также другие права, предусмотренные учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения в соответствии с зако­нодательством (ч.2 ст.121 ХК).

Вступая в состав объединения, его участники не только сохра­няют права юридических лиц, но и возможность свободного выхо­да из него.


Согласно ст. 124 ХК предприятия — участники объединения Могут выйти из его состава с сохранением взаимных обязательств И заключенных договоров с другими субъектами хозяйствова­ния.

Прекращение объединения предприятии происходит в резуль­тате его реорганизации в иное объединение или ликвидации.

Реорганизация и ликвидация хозяйственного объединения осуществляются по решению предприятий-участников.

Ликвидация объединения предприятий осуществляется в по­рядке, установленном Хозяйственным кодексом относительно ликвидации предприятия. Имущество, оставшееся после ликви­дации объединения, распределяется между участниками соглас­но уставу объединения предприятий либо договору.

Несмотря на отмеченные особенности, все виды хозяйствен­ных объединений являются юридическими лицами, им принад­лежит переданное учредителями и приобретенное самим объеди­нением имущество, самостоятельно распоряжаются полученной прибылью, осуществляют от своего имени любую деятельность, не запрещенную законодательством, несут ответственность по сво­им обязательствам.

Оценивая в целом законодательство, регламентировавшее дея­тельность хозяйственных объединений в Украине, нельзя не от­метить, что одна статья Закона «О предприятиях в Украине» не способна была урегулировать весь сложный комплекс отноше­ний, возникающих при создании и деятельности объединений. Отсутствие в законодательстве Украины надлежащей правовой регламентации хозяйственных объединений, недостаточно четкие критерии их классификации являлись одним из его пробелов.

Поэтому регулирование создания и деятельности хозяйствен­ных объединений в кодифицированном законе — Хозяйствен­ном кодексе Украины — поможет избежать многих конфлик­тов и осложнений, которые неизбежно возникали в деятельно­сти объединений при отсутствии четкого законодательного регулирования.

Выводы. Хозяйственные объединения— добровольные объ­единения юридических лиц, созданные ими в целях координа­ции деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. Целью таких объединений явля­ются защита и реализация интересов его участников; консолида­ция усилий в обеспечении работы его структур.


       
 
   
 

 

Общая характеристика хозяйственного объединения

Признаки:

1) добровольный порядок создания;

2) правовой статус юридического лица;

3) права на имущество, переданное ему учредителями;

4) участники — предприятия, которые сохраняют статус
юридического лица.

Виды:

 

1) ассоциация;

2) корпорация;

3) консорциум;

4) концерн;

5) иные виды объединений по отраслевому, территориаль­
ному и иным принципам.

Деятельность регулируется:

 

1)Хозяйственным кодексом Украины (ст.ст. 118-124);

2) учредительным договором;

3) уставом.

Холдинговые компании

В предпринимательской практике стран с развитой экономи­кой холдинг обычно определяют как компанию, владеющую па­кетами акций других компаний.

Под холдинговой компаниейпонимается коммерческое пред­приятие, контролирующее одну или несколько дочерних фирм [1].

Создание холдинговых компаний имеет несколько преиму­ществ, к числу которых следует отнести возможность концентра­ции капиталов и развитие инвестиционных процессов, диверси­фикации производства, снижения риска при вступлении на ры­нок или выхода с него, расширения масштабов производства, совместного осуществления научных и проектных исследований ит.п. Это также позволяет расширить свою деятельность, раз­вить деловые связи, приобрести налоговые, кредитные и другие преимущества, осуществлять единую производственно-технологи­ческую, инвестиционную, сбытовую политику в масштабах всей холдинговой компании, координировать ее.

Холдинговая компания может преследовать различные цели, среди которых — расширение проведения торговых операций, со­гласование производственных и инвестиционных программ, оп­тимизация налогообложения, развитие внешнеэкономической дея-


тельности, расширение инвестиций, рационализация управления компанией и др.

Основная направленность, которая характеризует любую хол­динговую компанию (независимо от ее конкретных целей), — это осуществление управленческих, контрольных, финансово-кредит­ных и иных функций в отношении контрольных пакетов акций дочерних предприятий, которыми она владеет.

Холдинговые компании подразделяют на чистые и смешанные в зависимости от того, являются ли они исключительно держате­лями акций других компаний или же наряду с этим располагают предпринимательским капиталом и осуществляют собственную предпринимательскую деятельность [2].

Холдинг в основном свойствен англо-американской системе права (для обозначения как экономического объединения в це­лом, так и ее головного субъекта, хотя холдинги присутствуют и в иных законодательных системах. Холдинг — головной субъект чаще всего является «финансовым центром и мозгом» экономи­ческого объединения, причем данный субъект обычно сам хо­зяйственной деятельности не осуществляет. Для выделения груп­пы субъектов в холдинг необходимо, чтобы экономическое объ­единение характеризовалось следующими признаками:

холдинг — головной субъект должен быть держателем акций иных участников группы;

пакет акций, принадлежащий холдингу — головному субъекту, должен позволять контролировать иных участников группы;

участники группы, контролируемые холдингом, должны быть юридически самостоятельными лицами [3].

Согласно ч.5 ст.126ХК Украины субъект хозяйствования, владеющий контрольным пакетом акций дочернего предприя­тия (предприятий), признается холдинговой компанией.Меж­ду холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями ус­танавливаются отношения контроля-подчинения в соответствии с требованиями этой статьи Кодекса и других законов. Если по вине контролирующего предприятия дочерним предприятием были заключены (осуществлены) невыгодные для него сделки или операции, то контролирующее предприятие должно ком­пенсировать причиненные дочернему предприятию убытки. Если дочернее предприятие по вине контролирующего предприятия окажется в состоянии неплатежеспособности и будет признано банкротом, то субсидиарную ответственность перед кредитора­ми дочернего предприятия будет нести контролирующее пред­приятие (чч.6,7 ст.126 ХК).

В Украине деятельность холдингов в целом не урегулирована законодател



2015-11-27 608 Обсуждений (0)
ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (608)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)