Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неблагоприятных негативных факторов на жизнедеятельность человека



2015-11-27 570 Обсуждений (0)
Неблагоприятных негативных факторов на жизнедеятельность человека 0.00 из 5.00 0 оценок




«Опасные ситуации» и «Экстремальные ситуации» отличаются друг от друга скоростью развития, возможностью скачкообразного усложнения обстановки масштабностью, и связанной с этим высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях, а также воздействием особо неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

С точки зрения «Психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях», любая ЧС характеризуется следующими особенностями психогенного воздействия:

-очень большим по силе психогенным воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека, т.е. ситуация крайняя;

-усложненными условиями деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.;

-возникновением достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния;

-появление состояния динамического рассогласования и требующего максимальной мобилизации ресурсов организма.

-негативные функциональным состоянием, с нарушением психологической регуляции жизнедеятельности и тем самым снижением ее эффективности и надежности;

-сталкиванием человека с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.

Специфическими патологиями поражения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются психоневрологические: аффективно-психогенные шоковые реакции, которые могут проявляться как гипокинетические (эмоционально-двигательная заторможенность с явлениями общего "оцепенения"), или, как гиперкинетические (острое психомоторное возбуждение, которое развивается на фоне быстро нарастающей тревоги и страха, обусловленных психотравмирующими переживаниями) состояния.

Примечание.

Реактивный психоз — психическое расстройство, возникающее вследствие воздействия психосоциальных стрессов и имеющее сходство с другими психозами, но его изменчивость, лабильность и аффективная насыщенность более выражены.

Лабильность(от лат. labilis - скользящий, неустойчивый), подвижность, неустойчивость психики, физиологического состояния, температуры тела и др.

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Этиология. Психотравмирующая ситуация, оказывающая выраженное стрессовое воздействие почти на любого человека при сходных обстоятельствах в данной культурной среде.

Классификация и клиническая картина. Для всех реактивных психозов характерна триада Ясперса: связь расстройства с психической травмой по времени её возникновения, отражение психотравмирующей ситуации в клинической картине психоза, выздоровление после прекращения воздействия психотравмирующей ситуации. В отечественной психиатрии различают следующие формы реактивного психоза:

Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) - внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).

Гиперкинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок, реакция катастрофы) - острое психомоторное возбуждение, развивающееся на фоне нарастающих тревоги и страха. Поведение теряет целесообразность, движения становятся хаотичными и бессмысленными. Пациенты в страхе мечутся, бегут куда-то, иногда навстречу опасности (фугиформная реакция).

3).Истерические психозы:

Истерическое сумеречное помрачение сознания — расстройство, возникающее на фоне аффективно суженного сознания и проявляющееся тревогой, эмоциональной неустойчивостью (немотивированный смех неожиданно сменяется плачем), иногда зрительными галлюцинациями, псевдодеменцией. Синдром Ганзера — один из вариантов расстройства;

Псевдодеменция (псевдодеменция Вернике) — регресс психической деятельности, имитирующий слабоумие. Больные дезориентированы, нелепо отвечают на самые простые вопросы, с грубыми ошибками выполняют элементарные задания (например, на просьбу указать на глаза показывают нос, вместо руки — ногу, туфли надевают на руки и т.д.). Но их ответы всегда соответствуют теме поставленного вопроса (например, белый цвет они называют чёрным, лето — зимой и т.д.). Наблюдают нарушения речи и письма — аграмматизмы, пропуски букв и слов, неровность почерка. Выражение лица — растерянное с бессмысленной улыбкой;

Пуэрилизм — регресс психической деятельности, характеризующийся появлением в речи и поведении взрослого детских черт. Пациенты говорят с детскими интонациями, шепелявят, сюсюкают, ко всем обращаются на «ты», называют «дядями» и «тётями», охотно играют в детские игры, часто капризничают, недовольно надувают губы, обиженно плачут. Расстройство отличается диссоциированностью: наряду с детскими чертами в поведении сохраняются отдельные привычки взрослого человека, например правильная манера зажигать спички, курить ;

Синдром бредоподобных фантазий — бредоподобные идеи величия, богатства, изобретательства, развивающиеся на фоне аффективно-тревожного фона настроения и отражающие стремление личности вытеснить психотравмирующие переживания;

Синдром одичания — распад сложных психических функций на фоне аффекта страха. Поведение больного уподобляется поведению животного. Пациенты утрачивают навыки самообслуживания, ползают, лают, рычат, обнюхивают пищу и предметы, едят руками, агрессивны;

Истерический ступор (психогенный ступор, псевдокататонический ступор, эмоциональный ступор, диссоциативный ступор) — выраженная психомоторная заторможённость, сопровождающаяся мутизмом, выраженным аффективным напряжением. Мимика — выразительная, отражает аффект (страдание, отчаяние, злоба). При напоминании о психотравме у пациентов учащается пульс, на глаза наворачиваются слёзы, вздрагивают веки и крылья носа.

Реактивная депрессия — остро развивающееся депрессивное состояние, характеризующееся подавленным настроением, тоской, психомоторной заторможённостью или возбуждением, тревогой. На высоте развития психоза возможно возникновение бреда, галлюцинаций и суицидальных тенденций.

5).Реактивный параноид (психогенный параноид):

Реактивная паранойя (психогенная паранойя) - характеризуется развитием интерпретативного бреда, не выходящего за рамки психотравмирующей ситуации; Реактивный бредовый психоз (параноид внешней обстановки, ситуационный параноид) - характеризуется развитием на фоне выраженных тревоги и страха бреда преследования, воздействия, отношения, отражающих тему психотравмирующей ситуации. Часто наблюдают в условиях судебно-следственной ситуации, военного времени, внезапной изоляции (например, завалы в шахтах), резкой перемены окружающей обстановки (например, эмиграция).

При реактивных депрессиях пораженные могут совершать суицидальные попытки. Не только для себя, но и для окружающих могут представлять опасность пораженные с реактивными параноидами, учитывая, что в данном случае содержание галлюцинаций всегда аффективно окрашено. Пораженные слышат голоса детей и родных, которые просят о помощи, и часто возникает так называемый бред без вины виноватого.

Течение и прогноз. Психоз обычно развивается в течение нескольких часов после психотравмы. Продолжительность психоза — от нескольких часов до нескольких месяцев. При адекватной терапии прогноз благоприятный. На вероятность благоприятного исхода заболевания указывают лабильность симптоматики, благополучное преморбидное состояние пациента, отсутствие в семейном анамнезе случаев шизофрении и непродолжительность симптомов (от нескольких часов до нескольких дней).

Исходя из накопленного опыта ликвидации последствий крупных ЧС, примерно 10-15% пораженных нуждается в госпитальном лечении в психоневрологических стационарах и не менее 50% - в амбулаторно-поликлинических условиях.

У 20% людей, которые перенесли психотравму вследствие возникающих в ходе ЧС опасных и экстремальных ситуаций, через определённое время (2-6 месяца) возникают проблемы в одной или нескольких сферах жизни - аффективные, психосоциальные, профессиональные, психосоматические. Только немедленное психотерапевтическое вмешательство помогает предупредить последствия и переход этих последствий в хроническую форму.

Примечание.

Аффекти́вный - повышенно-эмоциональный.

Психосоматические (относящийся как к уму, так и к телу) - данный термин обычно используется по отношению к заболеваниям, причиной развития которых являются как психические, так и физические факторы. Одной из причин развития некоторых заболеваний, в том числе астмы, экземы и пептической язвы желудка, по мнению специалистов, является реакция организма на психологический и социальный стресс.

Поэтому иногда психологические методы лечения позволяют добиться значительного улучшения состояния человека при наличии у него одного из этих заболеваний, однако все же они являются менее эффективными, чем обычные методы их лечения.

Таким образом, при опасных и экстремальных воздействиях зачастую развиваются индивидуальные и групповые психогенные расстройства, влияющие на способность личности к выживанию, вносящие дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ.

Особенностью является и то, что пострадавшие вынуждены продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы), чтобы выжить и минимизировать разрушительное воздействие ЧС.



2015-11-27 570 Обсуждений (0)
Неблагоприятных негативных факторов на жизнедеятельность человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неблагоприятных негативных факторов на жизнедеятельность человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)