Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления



2015-11-27 554 Обсуждений (0)
Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Объектом рассматриваемых преступлений является нормальная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

2. Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации под государственной властью понимаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

3. Главой государства (государственной власти) является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

4. Законодательную власть на федеральном уровне представляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, состоящий их двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95 Конституции).

5. К федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации относятся Правительство РФ (ст. 110 Конституции), федеральные министерства и подведомственные им федеральные службы и агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ (например, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба судебных приставов, федеральное агентство специального строительства) либо Правительство РФ (например, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства), а также службы и агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ (Федеральная антимонопольная служба, Федеральное космическое агентство); иные федеральные органы исполнительной власти (Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ). Данная структура взамен ранее существовавшей утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

6. Согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Все вместе они составляют судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (за исключением Конституционного Суда, эти суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции); Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации (все они составляют систему федеральных арбитражных судов). К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Судьи всех указанных судов представляют судебную власть.

7. Помимо органов государственной власти (как отмечалось, законодательной, исполнительной и судебной) Конституция предусматривает и функционирование иных государственных органов: Центральный банк РФ (ст. 75), Совет Безопасности РФ (ст. 83), Администрация Президента РФ (ст. 83), полномочные представители Президента РФ (ст. 83), дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83), Счетная палата РФ (ст. 101), Прокуратура РФ (ст. 129).

8. В соответствии со ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

9. Деятельность органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти, определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" 1995 г.

10. Деятельность органов, действующих в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, также являющихся, как отмечалось, объектом рассматриваемых служебных (должностных) преступлений, определяется федеральными законами (например, Федеральным законом "Об обороне" 1996 г.).

11. С объективной стороны рассматриваемые преступления (кроме дачи взятки, предусмотренной ст. 291 УК РФ) характеризуются двумя обязательными признаками. Они совершаются, во-первых, благодаря использованию субъектом своего служебного положения, и, во-вторых, вопреки интересам службы. Часть составов таких преступлений (ст. 285, 286, 288 и 293 УК) сконструирована по типу материальных составов, и в объективную сторону этих преступлений входят а) деяние (действие или бездействие), б) вредные последствия и в) причинная связь между деянием и последствием.

Другие составы (ст. 287, 289, 290, 291, 292 УК) сконструированы по типу формальных составов и, соответственно, признаются оконченными с момента совершения указанных в уголовном законе деяний независимо от того, наступили или нет в результате этого вредные последствия.

12. Ключевым элементом всех (кроме предусмотренного ст. 288 присвоения полномочий должностного лица и предусмотренной ст. 91 УК дачи взятки) составов рассматриваемых преступлений является их субъект. Его понятие (понятие должностного лица) дается в примечаниях к ст. 285. В соответствии с примечанием 1 под должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

13. Понятие представителя власти сформулировано в примечании к ст. 318 УК. В соответствии с ним представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Это определение конкретизируется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной подчиненности (см. БВС РФ. 2000. N 4. С. 5). Таким образом, представителями власти являются, например, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, прокуроры и их помощники, следователи, судьи, работники органов внутренних дел (в том числе рядового звена).

14. Понятие организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, осуществление которых превращает лицо в субъекта рассматриваемых преступлений, конкретизировано в судебной практике.

15. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий. Такими функциями наделены руководители (начальники) министерств, ведомств, других учреждений, отделов и подразделений (в том числе командиры частей и подразделений в Вооруженных Силах РФ, иных войсках и воинских формированиях), имеющих подчиненных им по службе лиц.

16. К административно-хозяйственным функциям судебная практика относит полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий; принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (см. БВС СССР. 1990. N 3. С. 3) (такими полномочиями обладают, например, начальники планово-хозяйственных, финансовых, снабженческих отделов и служб и их заместители, заведующие хранилищами материальных ценностей, бухгалтеры, кассиры и некоторые другие служащие). При этом следует иметь в виду, что судебная практика, например, само по себе заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей не считает основанием для признания этого работника субъектом должностного преступления. Для этого необходимо также, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло функции по управлению или распоряжению им (организация доставки товаров, распределение их по другим снабженческим точкам и т.п. (см. БВС СССР. 1990. N 3. С. 3).

17. В теории уголовного права считается обязательным, что специальные полномочия, на основании которых лицо выполняет функциональные обязанности представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, должны быть надлежащим образом и с соблюдением установленного порядка юридически оформлены (постановлением, приказом, письменным распоряжением управомоченного должностного лица, иным официально выданным документом, например генеральной доверенностью, и т.п.). Это же требование признает и судебная практика. Так, в указанном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации подчеркивается, что выполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что эти функции возложены на данное лицо законом, нормативным актом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (см. БВС РФ. 2000. N 6. С. 5) (например, присяжные заседатели в судах, общественные инспекторы различных государственных инспекций - рыбного надзора, лесоохраны).

18. Деятельность органов государственной службы регулируется в первую очередь Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной службе Российской Федерации", а также другими законами и нормативными актами, обращение к которым является обязательным для определения, относится ли тот или иной субъект, находящийся на государственной службе, к субъекту должностного преступления.

В указанном федеральном законе дается, в частности, понятие государственной (гражданской) службы и государственного (гражданского) служащего. Под государственной (гражданской) службой Российской Федерации понимается вид государственной службы, представляющей профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную (гражданскую) службу и государственную (гражданскую) службу субъектов Российской Федерации. Государственным (гражданским) служащим Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательство по прохождению государственной (гражданской) службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

19. Деятельность органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти, определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" 1995 г. При этом работники муниципальных учреждений (как и работники государственных учреждений) могут быть отнесены к должностным лицам, когда они обладают правом совершать по службе периодически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, что позволяет утверждать, что эти действия имеют организационно-распорядительный или административно-хозяйственный характер.

В соответствии с указанным федеральным законом под органами местного самоуправления понимаются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Должностным лицом местного самоуправления является выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих. Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

20. Следует согласиться с утверждением, высказанным в уголовно-правовой литературе, что "должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу" (см.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2000. С. 118). Специалисты же этих учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, не являются должностными лицами (например, рядовые рабочие и служащие, охранники, почтальоны, проводники вагонов, машинисты тепловозов). Однако судебная практика в отношении некоторых категорий таких лиц исходит из того, что они могут в конкретных случаях признаваться должностными лицами, если кроме исполнения своих профессиональных обязанностей наделяются функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера (см. БВС СССР. 1990. N 3. С. 2).

Так, признавались субъектами должностных преступлений врач муниципальной больницы, незаконно выдающий документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность (листок нетрудоспособности), преподаватель вуза, который за взятку ставил зачеты студентам. Напротив, врач, не обладающий ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями, не является должностным лицом и не может рассматриваться как субъект должностного преступления.

Областным судом Н. был осужден по п. "б" ч. 4 ст. 290, по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 234 и по ст. 292 УК РФ. По приговору суда он признан виновным в том, что, работая в должности врача-педиатра, совершил служебный подлог, незаконно выдавал и фактически подделывал рецепты, по которым приобреталось сильнодействующее вещество, используемое для изготовления наркотика другими лицами, которыми в дальнейшем оно сбывалось. При этом он неоднократно получал взятки в виде вознаграждения за каждый рецепт и являлся пособником в незаконном приобретении и перевозке в целях сбыта сильнодействующего вещества. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по кассационным жалобам адвокатов, приговор в отношении Н. в части его осуждения по ст. 292 УК (служебный подлог) отменила, дело производством прекратила за отсутствием в его действиях состава преступления, тот же приговор в отношении его изменила: действия Н., квалифицированные по п. "б" ч. 4 ст. 290 УК РФ, переквалифицировала на ст. 233 УК РФ, указав следующее.

Как видно из должностной инструкции в отношении врача-педиатра городской больницы и из приказов о полномочиях врача, Н. как рядовой врач-педиатр не обладал ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями и поэтому не являлся должностным лицом. Следовательно, он не может рассматриваться как субъект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки). Действия Н. по подделке рецептов охватываются ст. 233 УК РФ (см. БВС РФ. 2003. N 1. С. 19-20).

Таким образом, подобные категории служащих, т.е. тот же врач в сфере лечащей и тот же преподаватель в сфере чисто педагогической, не являются должностными лицами, но в тех случаях, когда они осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, они превращаются в должностных лиц - субъектов должностных преступлений.

21. Не является должностным лицом и субъектом должностного преступления инженер колхоза, так как ни к одному из перечисленных в примечании 1 к ст. 285 УК РФ органов и учреждений колхоз не относится (БВС РФ. 2003. N 7. С. 10-11).

22. Внештатный сотрудник милиции не является субъектом должностного преступления (см. БВС РФ. 2001. N 12. С. 10-11).

23. Говоря о субъекте должностных преступлений, необходимо помнить, что лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, не могут быть субъектами - исполнителями должностного преступления и их деяния в соответствующих случаях квалифицируются по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (см. примечание 1 к ст. 201). "Если организация является коммерческой, целью деятельности которой является получение прибыли, то независимо от вида этой организации, формы собственности, характера и объема полномочий управленческих работников данной организации последние не являются должностными лицами и не могут нести ответственность за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (см.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. С. 110). Сказанное распространяется и на руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые в соответствии с гражданским законодательством являются коммерческими предприятиями.

Так, городским судом П. была осуждена по ч. 3 ст. 204 УК РФ, а М. - по ч. 1 ст. 204 УК РФ. М. - директор ТОО "Фортуна" предложила представителю производственного объединения "Маяк" П. заключить договор на поставку объединению спецодежды, зная о том, что она является должностным лицом - руководителем группы материально-технического снабжения. По обоюдному согласию, в случае заключения договора М. согласилась передавать П. денежные суммы в размере 5% от суммы оплаты за поставленную продукцию. Такой договор был заключен, и М. передала П. за несколько месяцев 18 500 руб.

Судебная коллегия по уголовным делам областного суда приговор оставила без изменения. Президиум областного суда судебные решения отменил и направил дело на новое судебное рассмотрение, считая квалификацию действий П. и М. неправильной. Заместитель генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене постановления президиума областного суда и оставлении без изменения приговора и кассационного определения. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ протест удовлетворила, указав следующее.

Отменяя судебные решения, президиум областного суда исходил из того, что П. является руководителем группы материально-технического снабжения государственного унитарного предприятия - производственного объединения "Маяк", т.е. она должностное лицо государственного предприятия. Однако президиум областного суда не учел разницу между государственным учреждением и государственным предприятием, что привело к неправильному выводу о должностном положении М. и П. Как установлено материалами дела, производственное объединение "Маяк" является государственным унитарным предприятием, находящимся в федеральной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имуществом. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Действия статей гл. 30 УК РФ согласно примечанию к ст. 285 УК РФ распространяются на государственные учреждения. Государственное учреждение относится к некоммерческим организациям, порядок создания и деятельность которых регламентированы ст. 120 ГК РФ. Производственное объединение "Маяк" - это государственное предприятие, а не учреждение, и действует как коммерческая организация в форме государственного унитарного предприятия. Поэтому действия П. и М. не могут быть квалифицированы по статьям гл. 30 УК РФ. При таких обстоятельствах суд первой инстанции дал правильную квалификацию действиям П. и М. по ст. 204 УК РФ, предусматривающей ответственность лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности. Следовательно, постановление президиума областного суда не может быть признано законным и подлежит отмене (см. БВС РФ. 2000. N 11. С. 15-16).

Другим характерным в этом отношении делом является дело директора муниципального унитарного предприятия Э., осужденного областным судом по п. "в" ч. 4 ст. 290 УК РФ. Он признан виновным в том, что, работая директором парка культуры и отдыха, путем вымогательства получил от К. взятку в сумме 1500 долл. США. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по кассационным жалобам осужденного и его адвоката, приговор изменила и переквалифицировала действия осужденного на п. "в" ч. 4 ст. 204 УК РФ, указав следующее.

Правильно установив фактические обстоятельства, суд ошибочно квалифицировал действия Э. по п. "в" ч. 4 ст. 290 УК РФ, признав его должностным лицом. При этом суд исходил из того, что парк культуры и отдыха, директором которого он работал, является в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением. Между тем согласно своему уставу парк культуры и отдыха является предприятием. Из контракта (трудового договора) видно, что Э. назначен на должность директора муниципального предприятия "Парк культуры и отдыха" на три года. Таким образом, являясь директором муниципального унитарного предприятия, осуществляя в нем управленческие функции, Э. не являлся должностным лицом. Исходя из изложенного, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ переквалифицировала действия Э. с п. "в" ч. 4 ст. 290 УК РФ на п. "в" ч. 4 ст. 204 УК РФ (незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением путем вымогательства) (БВС РФ. 2002. N 7. С. 12-13).

24. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных гл. 30 УК (кроме халатности, предусмотренной ст. 293, характеризуется умышленной виной. Составы некоторых преступлений (предусмотренных ст. 285, ст. 292) в качестве обязательных признаков содержат также мотив - корыстную или иную личную заинтересованность.

 

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

 

1. Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность определенного элемента аппарата власти и управления (государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ). Дополнительным объектом являются конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.

2. Объективная сторона преступления характеризуется а) деянием - действием или бездействием (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы), б) вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства) и в) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

3. Использование служебных полномочий предполагает совершение виновным действий, формально находящихся в его служебной компетенции. При этом соответствующее деяние совершается вопреки интересам службы.

4. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства существенным нарушением является вопросом факта и зависит от конкретных обстоятельств конкретного уголовного дела. При этом в судебной практике учитываются, например, следующие обстоятельства: создание помех и сбоев в работе государственных и других организаций, нарушение общественного порядка, сокрытие тяжких преступлений, степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п. (см. БВС СССР. 1990. N 3. С. 3).

5. Субъект преступления - должностное лицо (его толкование см. в п. 12-21 комментария к гл. 30 УК).

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (в виде как прямого, так и косвенного умысла). Лицо осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что вследствие этого будут существенно нарушены охраняемые законом права и интересы, и желает наступления указанных последствий (прямой умысел) либо сознательно их допускает или безразлично относится к их наступлению (косвенный умысел). Кроме умышленной вины субъективная сторона данного преступления характеризуется еще и мотивом - корыстной или иной личной заинтересованностью. Корыстная заинтересованность (как и в других составах преступления) означает стремление лица получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность предполагает извлечение виновным выгод неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность и т.п.

Приговором районного суда М. осуждена по ч. 2 ст. 147.1 УК РСФСР (ст. 160 УК РФ) и ч. 1 ст. 170 УК РСФСР (ст. 285 УК РФ). Она признана виновной в присвоении и растрате вверенного ей чужого имущества, а также злоупотреблении властью и служебным положением, совершенным из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившим существенный вред государственным или общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам граждан. М., работая в 1996 г. заведующей отделом народного образования администрации района, являясь должностным лицом и распоряжаясь денежными средствами отдела, по предварительному сговору с главным бухгалтером умышленно, в нарушение установленного порядка премирования и сверх утвержденной сметы расходов РОНО, не имея экономии по фонду оплаты, подписала приказы на выплату премии сотрудникам отдела на сумму 27 361 руб. и на ценные подарки для директоров школ на сумму 8 690 руб., а также приобрела для отдела материально-технические ценности на сумму 94 502 руб. (суммы приведены в неденоминированных рублях).

Судебная коллегия по уголовным делам областного суда приговор оставила без изменений. Заместитель председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений и прекращении дела за отсутствием в действиях М. состава преступления. Президиум областного суда протест удовлетворил, указав следующее.

Суд не указал в приговоре, в чем выразилась корыстная или иная личная заинтересованность М. Работая заведующей РОНО, она допустила нецелевое использование денежных средств: закупила для отдела товарно-материальные ценности, выплатила своим сотрудникам премии, что не предусмотрено сметой. В материалах дела нет данных о том, что она руководствовалась корыстными целями или иными личными побуждениями. Существенный вред не был причинен ни государственным, ни общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. Денежные средства не были похищены. М. нарушила финансовую дисциплину. Действия М. не содержат составов инкриминируемых ей преступлений, поэтому президиум областного суда приговор и кассационное определение в отношении М. отменил, а дело прекратил за отсутствием в ее действиях состава преступления (БВС РФ. 2002. N 3. С. 18-19).

7. Часть 2 ст. 285 УК определяет повышенную ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной службе Российской Федерации" под государственными должностями Российской Федерации понимаются должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, а под государственными должностями субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

8. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. к органам местного самоуправления относятся а) выборные органы, образуемые в соответствии с этим федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, и б) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

9. Часть 3 ст. 285 конкретизирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие тяжкие последствия. Так же, как понятие причинения существенного вреда, данное понятие является оценочным и конкретизируется судом с учетом обстоятельств уголовного дела. В теории и судебной практике критериями признания последствий тяжкими считаются причинение материального ущерба в особо крупных и крупных размерах, причинение потерпевшему (хотя бы одному человеку) тяжкого физического вреда либо причинение вреда средней тяжести двум или более лицам.

 

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

 

1. Объектом рассматриваемого преступления являются бюджетные отношения. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет - основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе. Бюджетное законодательство Российской Федерации стоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения (см. ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

2. Объективная сторона характеризуется действием, - расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнациях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

3. Существует три уровня бюджета: первый уровень - федеральный бюджет, второй - бюджеты субъектов Российской Федерации, третий - местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

4. Нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.

5. Бюджетная роспись представляет собой обязательный документ для практического исполнения бюджета (любого уровня). Так, сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Министерством финансов Российской Федерации, предусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Любые изменения, связанные с исполнением бюджета (бюджетные изменения), должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

На основе бюджетной росписи составляются и утверждаются сметы доходов и расходов, т.е. финансово-плановый акт любого бюджетного учреждения, в котором определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Любой бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходы являются финансовой базой деятельности соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Расходы служат удовлетворению общественных потребностей.

6. В соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК крупным размером в данной статье признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

7. Субъект преступления - должностное лицо получателя бюджетных средств, т.е. должностное лицо бюджетного учреждения или иной организации, имеющей право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (например, губернатор области или края, руководитель органа местного самоуправления).

8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Должностное лицо осознает, что осуществляет нецелевое расходование бюджетных средств, и желает совершения таких действий.

9. Часть 2 ст. 285.1 предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное а) группой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере. Согласно примечанию к ст. 285.1, особо крупным размером признает сумма, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

 

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

 

1. Объектом рассматриваемого преступления являются бюджетные отношения в части регулирования государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости населения.

2. Объективная сторона преступления характеризуется действием - расходованием средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соотв<



2015-11-27 554 Обсуждений (0)
Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)